Фридрих Фёрстер - Образ жизни, который мы выбираем

Образ жизни, который мы выбираем
Название: Образ жизни, который мы выбираем
Автор:
Жанры: Книги по философии | Педагогика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2010
О чем книга "Образ жизни, который мы выбираем"

Вашему вниманию предлагается наиважнейший педагогический труд Ф.В. Ферстера «Образ жизни, который мы выбираем».

Творчество Ферстера посвящено исследованию этических, политических, социальных и религиозных вопросов. Он добивался реформы воспитания, считая, что оно должно основываться на христианской этике, что высшей целью воспитания является формирование характера и воли человека, его совести.

Бесплатно читать онлайн Образ жизни, который мы выбираем


© Маттиас Дрегер, издательство «Райхль», 2010


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


От издателя

Уважаемые читатели!

«Образ жизни, который мы выбираем» – наиважнейший педагогический труд Фридриха Вильгельма Фёрстера – ныне впервые с начала шестидесятых годов ХХ в. вновь становится доступным читателю. Фридрих Вильгельм Фёрстер родился 2 июня 1869 году в Берлине, умер 9 января 1966 года в Кильхберге под Цюрихом.

Эта книга – не кабинетная работа, не размышления о прочитанном. Книга стоит на двух китах: это обширный опыт Фёрстера в этических наставлениях многих тысяч молодых людей в Цюрихе и присущий Фёрстеру дар видеть скрытые от других вещи, ясно читая в книге природы и человеческой жизни.

Труды Фёрстера, его педагогическое кредо сегодня мало кому известны. В 1935 году нацисты сожгли книги пацифиста Фёрстера, лишив тысячи читателей возможности познакомиться с его трудами о воспитании личности. После войны никто, в сущности, не удосужился надлежащим образом отметить вечные ценности, содержащиеся, прежде всего, в его педагогических трудах.

Есть еще одна причина, почему Фёрстер сегодня не очень популярен. Дело в том, что в наше время стремления и желания не только молодежи, но и взрослых определяются такими понятиями, как «себялюбие», «карьера», «удовольствие» и тому подобное. Всему этому «Образ жизни, который мы выбираем» Фридриха Вильгельма Фёрстера противопоставляет прямо противоположную личностную позицию, которая на первый взгляд может показаться непривлекательной. Оценить ее благодатное действие – сначала на формирование нашей личности, а затем и на все обстоятельства нашей жизни – может только тот, кто всерьез задумается над мыслями, содержащимися в этой книге, постоянно прилагая усилия к тому, чтобы воплотить в реальность соответствующую жизненную позицию.

В связи с кончиной Ф. В. Фёрстера профессор Андреас Пош, специалист по истории церкви, преподававший в университете города Граца, писал: «Окольными путями до нас дошла весть о том, что в свое время необычайно популярный профессор Ф. В. Фёрстер, замечательный педагог и этик, умер на девяносто седьмом году жизни. Это событие пробудило во мне воспоминания о давно прошедших временах, когда я в Вене со многими сотнями студентов увлеченно слушал его выступления. Самая большая аудитория не могла вместить всех желающих, громовые овации подтверждали тот живой отклик, который находили его мысли у слушателей. Фёрстер провозглашает примат воли, отмечает высокую цену личной жертвы, требует от людей альтруизма. Студенты воспринимали его как прямую противоположность Ницше».

Сентябрь 2005 года,
Маттиас Дрегер

Введение

1. Современная бесцельность

Зачем нам еще одна книга, указывающая, как жить? Разве религиозные источники не говорят человеку с непревзойденной ясностью, что ему следует делать, а чего – нет?

Все верно. Но современный молодой человек находится в трудном положении. Тысячи голосов оспаривают сегодня вековую мудрость, дошедшую до нас через тысячелетия, утверждая, что современному человеку она не указ. Ее заповеди якобы уже не соответствуют потребностям нашей культурной жизни. Эти заповеди чужды нашей жизни, далеки от сегодняшней действительности. Все чаще слышны разговоры о какой-то новой нравственности, о переоценке всех ценностей. Весь этот хаос мнений, противоречащих одно другому, занял место устоявшихся, общепризнанных жизненных истин.

Но не таит ли в себе эта неуверенность и неопределенность чудовищную опасность для формирования характера? Можно ли воспитать и развить самого себя, если нет четко сформулированной и ясной цели? Может ли скульптор искусно обработать камень, если его рукой не водит ясный идеал? Где наши идеалы? Что есть истина? Что такое хорошо?

На страницах этой книги автор пытается дать ответы на все эти вопросы. Но не потому, что он самый умный и правильно мыслящий. Автор не из тех, кто считает себя призванным, исходя только из собственного – крошечного – жизненного опыта, создать новую нравственность. Но он убежден в одном: чтобы сформулировать основополагающие идеалы жизни, требуется такое всеобъемлющее знание жизни и людей и в то же время такое героическое преодоление собственных страстей и эгоизма, что это по силам лишь очень немногим, избранным личностям. А такие личности во все времена исповедовали одну и ту же истину – или, зная ее, делали все ради ее установления. В наших дальнейших рассуждениях будем прислушиваться к словам Гёте:

«Давно открыта истина,
Ей тьма умов озарена.
Ты старой истины коснись

Однако автор в этой книге не собирается повторять старые истины. Он хочет, прежде всего, рассуждать о старых истинах с новой точки зрения, донести их смысл до растерянных и сомневающихся молодых людей – не читать им мораль, а дать им главное – знание жизни, психологии, то есть науки о душе, научить их правильно воспринимать и понимать действительность. Объяснить им, что только с этой точки зрения можно понять смысл вековой истины о жизни, в то время как современные теории, пытающиеся занять их место, менее всего обладают тем, что превозносят как самую сильную свою сторону – знание подлинных фактов жизни и человеческой природы!

«Нам не нужны старые истины!» – заявляет кое-кто из молодежи.

Они действительно стары, эти старые истины, но они же и вечны. Чем глубже и ближе человек соприкасается с реальной жизнью, чем сложнее становятся его конфликты с самим собой и с окружающим его миром, тем чаще оживают старые истины, тем больше они могут ему объяснить, тем эффективнее они помогают ему выйти из затруднительных положений. А новые учения, поначалу столь громогласные и многословные, выглядят тем более несостоятельными, чем больше человеку приходится бороться со смертью и жизнью!

Так как автор обращается не только к верующим, но и к тем, кто сомневается или утратил веру, то в этой книге он почти не апеллирует к религиозным чувствам и мыслям. Автор призывает читателя судить о верности сказанного в этой книге, опираясь на результаты собственного самопознания, своих собственных жизненных наблюдений. И надеется, что тогда сможет помочь всем тем, кто представляет себе, что такое характер, кто стремится обрести его, внутренне укрепиться против болтунов и пустомель, которые фальшивыми и пустыми словами о свободе пытаются сделать человека глухим к совершенно иным свидетельствам его собственной души.


С этой книгой читают
Обращаясь к текстам Декарта, монография рассматривает проблему экспозиции тела в структуре бытия. Сопоставляя понятия протяженности и тела, автор анализирует пространственность тела онтологически, как развертывание его телесного бытия. Картезианское тело всегда функционально избыточно, но именно эта избыточность обнаруживает его радикальную пустоту. Этот телесный дискурс, где мысль о теле с неизбежностью касается стойкой чужеродности самого тела,
В данном сборнике представлены работы, посвященные переосмыслению сущности диалектики. Предлагается трактовка диалектики как науки о противоположностях как особых объектах познания и их взаимоотношениях, не предрешая вопроса о характере этих взаимоотношений. Они, по мнению автора, могут быть разнообразными.
В сборнике представлены работы, посвященные пониманию философии как упорядоченной системы многообразия. Автор придерживается мнения, что наличие тех или иных точек зрения и ходов мысли в философии не случайно, а «предусмотрено» самой природой философии.
Александр Миронович Воин – кандидат философских наук, писатель, руководитель Международного Института Философии и проблем общества.В своей книге «Наука и лженаука» А. М. Воин говорит о состоянии современной науки и степени ее поражения лженаукой. Книга состоит из статей, написанных автором в разное время, каждая из которых – конкретный пример лженауки.Как отличить науку от лженауки? Ответ на этот вопрос дает писатель в своей книге.
«Почти до трех часов Мэри Джейн искала дом Элоизы. И когда та вышла ей навстречу к въезду, Мэри Джейн объяснила, что все шло отлично, что она помнила дорогу совершенно точно, пока не свернула с Меррик-Паркуэй…»
«Каждую субботу пять раз подряд Джинни Мэннокс играла в теннис на кортах в Ист-Сайде с Селеной Графф – они учились в одном классе в частной школе мисс Бэйзхор. Джинни и не скрывала, что считает Селену первостатейной занудой – не то чтобы в школе не хватало суперзануд, – но надо признать, что вряд ли хоть одна из них могла каждый раз приносить теннисные мячи целыми упаковками…»
У всех, кто знаком с новейшей историей России, слово «август» ассоциируется с рядом трагических событий. Но прежде всего – с преступным развалом Советского Союза. 30 лет назад, в августе 1991 года, М. Горбачёв, избранный за полтора года до этого президентом СССР и уверявший граждан в своей приверженности социализму и единству Советской державы, цинично предал левопатриотические силы, стремившиеся их отстоять.Именно тогда был сделан роковой шаг к
«Женщина была второй ошибкой Бога», – писал Фридрих Ницще (1844 – 1900), один из культовых философов XIX-XX веков. Развивая идеи Аристотеля о женщине как вторичном существе по отношению к мужчине, Ницше привнёс в них много своего: его характеристики женщин позволяют считать Ницше антифеминистом, но не женоненавистником.Пьер-Жозеф Прудон (1809 – 1865), французский философ и социолог, применяя диалектику Гегеля для исследования плохих и хороших сто