© Сергей Радионов, 2017
ISBN 978-5-4485-1043-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В ограниченном ресурсном объёме требуется организовать выживание и развитие максимального числа биологических объектов, их форм и видов. Пытливые люди сразу же удивятся – «странная задача, зачем нам сохранять разные формы, если у нас есть свой биологический вид? Мы люди, вот нас и надо сохранять». Честно признаюсь – этот вопрос возник и у меня, и я ещё не знаю ответ на него, но вдруг да понадобится для чего-нибудь сохранить муравьёв и пчёл и даже крыс, а вдруг они нужны для нашего человеческого выживания, вдруг без них мы и сами не выживем? Поэтому предлагаю оставить его на десерт. Давайте попробуем решить задачу в начальном виде.
Совершенно очевидно, что это же «дано нашей задачи» нарисовано в трёхмерном изображении и у нас под носом – наша планета Земля ограничена в ресурсе, и каждый новый день идет война за выживание каждого из видов. Люди воюют с людьми и животными, отбирая у них комфортные зоны проживания. Люди как биологический вид побеждают в этой борьбе, вырубая леса под поля, загрязняя реки и моря с океанами, и скоро не будет места, где бы человек разумный не пометился, написав на очередной дикой и недоступной скале – «здесь был Вася!». Межвидовая конкуренция не самое опасное дело, людям вполне по силам уничтожить самых страшных тигров и волков и пантер, отстрелять слонов и загарпунить китов.
Самое опасное существо на Земле – это «человек разумный», который не желает осознавать себя одним видом, уничтожая себе подобных, что не приходит в голову ни одной примитивной твари, странным образом настроенной логически – «не убивать себе подобных». Люди – это главная опасность для выживания людей. В нашей задаче, – именно они основная проблема для выживания человечества, не говоря уже об остальных крысах и муравьях.
Хорошим и логичным бы был вопрос – «зачем же нам заботится об этом агрессивном виде?», если бы мы не имели несчастья принадлежать именно к нему, которого ни религии, ни законы, ни совесть, ни мораль, ни нравственность, ни элементарная логика не останавливают ни на минуту в вечной борьбе за личное, а не за общее выживание.
Вполне очевидно, что заборами и ограничениями ситуацию не исправить. Человек устроен так, что его личное выживание всегда и для каждого субъекта – главная тема. Коснись дело до выбора —«я+мои» или «весь остальной мир», большинство проголосует за себя. Это вовсе не моралистический всплеск, а уточнение «дано задачи», которую я всё же надеюсь решить хотя бы логически. Каждый отдельный человек – это отдельный субъект выживания, конкурент в выживании другому человеку, и всему животному миру, и с этой Объективной Реальностью нужно смириться, – именно так, и никак не иначе устроен человеческий мир бесконечных войн и вражды.
Элементарной моделью выживания является выживание отдельного биологического существа. Любое животное озабочено продолжением своего рода через инстинкты и «копирует самого себя» для будущего. И слово «выжить» понимается в широком смысле как родовое и видовое. Биологические виды имеют разные модели выживания: одиночное, когда самец и самка живут отдельно, и встречаются для спаривания; семейное – когда самка и самец живут вместе; стая, стадо, муравейник, улей, племя, государство, цивилизация. Эти модели (кроме последней) достаточно описаны в соответствующей литературе, и говорят о многообразии биологического мира, частью которого является и сам человек, способный выживать в разных моделях.
Биологический разум – это способность биологического объекта делать логический выбор в пользу своего выживания. Муравей «мыслит муравейником», внутри которого все функции и обязанности распределены. На весь муравейник выдан единый разум выживания, который распределяет обязанности, не отключая функцию выживания отдельного муравья пока он полезен. Муравьиные солдаты не задумываясь жертвуют собой ради спасения матки, которая не задумываясь рожает потомство.
Человек устроен по-другому – любой человек, к какому бы классу, группе или подгруппе он себя не причислял, согласно работе, должности, религии, национальности, званию или функции, вынужден самостоятельно решать каждое из событий – защищать или не защищать, кого и от кого, размножаться или не размножаться, и тысячи разных вопросов, которые часто ставят его в тупик.
У каждого человека свой личный и отдельный биологический разум, как и у многих других крупных животных. Именно поэтому человек человеку конкурент, что не всегда заметно в больших системах выживания, но как только возникнет реальный выбор «ты или я», в 999 случаях из 1000 тут же все и определится. При любой материальной делёжке и разборке, будь то распределение кооперативных гаражей или родственный раздел имущества, побеждает вовсе не «дружба», не «равенство-братство-справедливость», и не «христианское сострадание», а «своя рубаха ближе к телу», кто этого не знает, может быть оцарапан, избит или того хуже.
Любой биологический вид, кроме человека, – это также «биологический видовой разум», который «мыслит и видом», поэтому животные не убивают себе подобных. Но, именно таким «биологическим видовым разумом» обделен человек, которому «выживание всего рода человеческого» становится темой лишь в том случае, если касается его лично.
«Человечество» не является биологическим разумом, потому что не настроено на единое выживание, и пока ещё не является в этом смысле цивилизацией. Так же «единым биологическим разумом» не является человеческая семья, племя или государство, в которых программируются лишь некоторые признаки общего через законы, обычаи и договорённости, которые легко могут и нарушаться. Если бы это было иначе, мы бы всегда поступали в интересах семьи или в интересах государства, или рода людского. Такими же «условными объединителями» и «необъективными критериями» являются понятия народ, вера, религия, клан, каста, партия…
Цивилизация как возможная модель спасения
Человек в своей истории использовал разные модели выживания, которые совершенствовались – от семьи – к племени – к княжеству – к государству – к объединению государств. Но как показывает практика – ни одна из этих моделей не даёт выживания биологического вида. Люди и в разных племенах и в разных союзах государств продолжают уничтожать друг друга, и нет никакой перспективы одному союзу государств победить другой не победив самого себя.
Осталась не опробованной лишь одна модель выживания – «человеческая цивилизация», от которой нас старательно отговаривают древние пророчества безо всяких логических объяснений, словно у церкви есть отдельный и специальный грех, который называется «выживание человечества».