– Слоны, вешайтесь! – кричат нам отовсюду.
По территории ходят военные люди в шинелях, с голубыми погонами, в петлицах горят эмблемы Воздушно Десантных Войск! Военные с радостью и воодушевлением разглядывают нас, машут руками.
Мы, это «молодое» пополнение, прибывшее в 76 Гвардейскую Краснознамённую Черниговскую Воздушно Десантную Дивизию. На дворе ноябрь 1988 года, мы едем с железнодорожного вокзала города Пскова, в тентованных ГАЗ-66, по территории прославленной дивизии.
Ура! Сбылась моя мечта! Я попал служить в ВДВ! И сейчас моё сердце наполняется радостью, и гордостью за себя!
Давайте знакомиться: меня зовут Александр Новиков, 20 лет от роду, размер сапог – 43, размер одежды – 48, вес – 65 кг, сильный, но легкий!
Живу, то есть жил, до призыва в Советскую Армию, в городе Светлый Центральной России. Имею 1 разряд по боксу, два прыжка с парашютом, третий не удалось совершить из-за погоды. Диплом техника-механика, молодой специалист, и ещё кучу очень полезных навыков, которые мне, как я думаю, помогут с честью отслужить в десантных войсках.
Наши машины подъезжают к армейскому клубу 34 гвардейского полка. Вся «молодёжь» спрыгивает из машин. Собрался весь Советский Союз, разношёрстная компания, кто уже лысый, кто ещё нет, все в гражданке. Озираемся, с любопытством, по сторонам. В этой гвардейской дивизии нам предстоит служить два года. Что кого ждёт, ещё никто не знает, но все надеются на лучшее.
Шумной, разношёрстной толпой заходим в армейский клуб, садимся в телевизионный зал, ждём, что будет дальше, делимся первыми впечатлениями. В зале стоит шум и гам.
Вот в зале появляются большие звёзды: подполковники, майоры… шум стихает. Представители частей, подразделений дивизии пришли выбрать в свою часть, подразделение, подходящих по разным параметрам воинов: образование, спортивные разряды, наличие водительских удостоверений, дипломы об образовании и др….
Полковник начинает перекличку, услышавший свою фамилию новобранец кричит – «Я!»
Пришедшие офицеры начинают задавать вопросы в зал.
– Высшее образование? – спрашивает гвардии майор. Поднимаются несколько рук.
– За мной! – командует гвардии майор, забирает новобранцев и выходит из зала.
– Права на легковую автомашину? – спрашивает гвардии капитан, поднимается лес рук, гвардии капитан отбирает себе нужное количество новобранцев и с ними выходит из зала.
– Права на грузовую автомашину? – спрашивает другой гвардии майор. Поднимается несколько рук. Вместе с гвардии майором новобранцы выходят из зала.
– Кто окончил техникум? – спрашивает гвардии подполковник.
Я поднимаю руку. Гвардии подполковник отбирает нужное количество будущих воинов, и с нами выходит из зала.
Мы, шумной толпой, идём за гвардии подполковником, с интересом смотрим по сторонам. У солдат в дивизии сегодня праздник, привезли «молодое» пополнение. «Деды» могут скоро уехать домой – два года позади!
Подходим к трёхэтажной казарме – батальон. Это наш дом на ближайшие два года. У батальона снуют туда-сюда солдаты, офицеры, всем интересно, кого привезли служить.
«Молодых» на батальон, человек сто. С Узбекистана, с Молдавии, с Украины, с Белоруссии, с Прибалтики – со всего Советского Союза.
Заходим в ленинскую комнату, в четвёртой роте, рассаживаемся, делимся впечатлениями, обсуждаем увиденное… В ленинскую комнату заходит гвардии полковник и гвардии майор.
– Здравия желаю! Добро пожаловать в гвардейский батальон! – говорит гвардии полковник. – Я, гвардии полковник Зотов, являюсь командиром батальона. В течение трёх с половиной месяцев вы будете проходить «Курс молодого бойца» на нашей базе «Степная», в десяти километрах от Пскова. После окончания «Курса молодого бойца» (КМБ) каждый из вас сдаст зачёты и будет распределён по подразделениям батальона. Командиром вашей учебной роты назначен начальник штаба батальона гвардии майор Шаповалов. Сержантами, которые будут учить вас уму-разуму, назначены; гвардии сержант Стариков, гвардии сержант Смирнов и гвардии сержант Миниханов.
Гвардии полковник показывает на трёх гвардии сержантов, находящихся в ленинской комнате.
– Даю слово гвардии майору Шаповалову, – говорит гвардии полковник.
– Здравствуйте воины, с сегодняшнего дня я буду командиром вашей учебной роты, – начал гвардии майор Шаповалов. – Сейчас вы все, вместе с гвардии сержантами, идёте на склад, получаете обмундирование, и убываете на базу «Степная», где готовите полученное обмундирование для дальнейшей службы. Свободны! – командует гвардии майор.
Толпой выходим из ленинской комнаты, пока есть время, осматриваем расположение четвёртой роты батальона.
Посередине «взлётка» – полоса шириной два метра, покрытая линолеумом, тянется через всю казарму. По сторонам «взлётки» деревянные, выкрашенные красной краской полы, натёртые бесцветной мастикой.
Напротив двери установлена тумбочка дневального по роте, с телефоном. Слева от входной двери, помещение дежурной части, для ответственного, по роте, офицера.
Справа от входной двери бытовка с гладильными досками, утюгами. Дальше ленинская комната. За тумбочкой дневального по роте, комната для умывания, с четырьмя раковинами и натёртыми до блеска кранами, дальше туалет с четырьмя кабинками, с отверстиями, вместо унитазов. На полу плитка. В углу туалета стоит «Машка» – железная швабра, инструмент для натирания деревянных полов.
Дальше, по «взлётке», вход в спальное помещение. За входом, слева и справа, расположились ниши для шинелей, в них, впоследствии, можно было удачно и не удачно, спрятаться от начальства. Слева и справа, в расположении, стоят железные кровати, кое-где в два этажа. Полосы на одеялах идеально выровнены. Края одеял острые, как бритвы. В левом углу спортивный уголок со штангой, гантелями, боксёрским мешком. В конце «взлётки» стол со стульями. Где, обычно после «отбоя», восседают старослужащие солдаты, нарезая сало и другие вкусности. Над входом в расположение висит телевизор, предусмотрен обязательный просмотр новостей перед отбоем. Деревянный пол натёрт «Машкой», блестит как у кота яйца. Порядок идеальный! Но кто этот порядок наводит?