Огонь в культуре и искусстве
«Огонь – нечто глубоко личное и универсальное. Он живёт в сердце. Он живёт в небесах. Он вырывается из глубин вещества наружу. Он прячется в недрах материи, тлея под спудом, как затаённая ненависть и жажда мести. Из всех явлений он один столь очевидно наделён свойством принимать противоположные значения – добра и зла. Огонь – это сияние Рая и пекло Преисподней, ласка и пытка. Это кухонный очаг и апокалипсис… Огонь противоречив, и потому это одно из универсальных начал объяснения мира».
Гастон Башляр «Психоанализ огня»
Многие из нас часто вспоминают, как сидели вокруг костра с членами семьи, друзьями, наблюдая за игрой языков пламени, за тем, как потрескивают и шипят сухие ветки и деревяшки. Огонь в нашей коллективной человеческой истории был также мощной силой хаоса, рождающей дрожание земли и оставляющий опустошения, когда пробуждается. В конце концов мы научились заимствовать и подпитываться элементами лесных пожаров, чтобы воспользоваться ими ради своей выгоды. Но, если огонь затухал, мы не могли снова его зажечь, используя свои возможности. На протяжении тысячелетий люди зажигают свой огонь, чтобы применять его холодными ночами, готовить еду и освещать свой путь продвижения вперёд.
Неспособные отвести глаза от завораживающего свечения, люди развивали новые способы производства огня и укрощения его диких проявлений, чтобы улучшить нашу повседневную жизнь. Ещё в древний период мы научились ковать новые металлы и обрабатывать новые инструменты.
Важное значение огня для человечества неоспоримо, но восстановить единую история процесса производства огня невозможно. В разных культурах существуют большие различия, которые можно обнаружить с помощью сказок и легенд. Многие, интригующие легенды про огонь в разных частях планеты, показывают имеющиеся между ними связи, которые позволяют нам сравнивать, находить сходство и различия между ними. Большинство таких легенд сохранились для последующих поколений через устную традицию. Каждая сказка, динамичная, интригующая, загадочная, с многочисленными деталями, помогает придумывать новые истории и вдохновляет художников на создание захватывающих произведений.
Огонь – коренная метафора человечества. Огонь стремится к распространению. В этом его значение. Огонь – страсть и наказание. Это радость от бесконечного растворения в огромном огненном озере. Это искра вдохновения и блеск гнева. Огонь – переход, очищение и погребальный костёр. «Он сияет в Раю, он пылает в Аду» пишет французский философ Гастон Башляр об огне. «Он благородный, и он же – мучитель. Огонь – удовольствие от приготовления еды и ужас Апокалипсиса. Он воплощает прекрасный образ жизни и его уважают. Это учитель и пугающее божество. Огонь – миф, огонь – власть, огонь – наука. Огонь интимный и универсальный. Огонь всегда окружает тайна и только искусство позволяет погружаться в его загадочные глубины». Как же многолик и многогранен огонь! Какое богатство и разнообразие чувств он рождает!
Согласно Гераклиту, Космос «вечно живого огня» – один и тот же для всего сущего. Огонь – стихия в постоянной трансформации. А Прометей «изобрёл все искусства», которые предоставляют человечеству яркий и танцующий огонь», пишет Эсхил. Самый старинный римский алтарь посвящён богине здоровья Весте. В Библии первые появления бога Яхве происходят на фоне дыма и пламени.
«Разные виды огня должны нести неизгладимую печать индивидуальности. Обычный огонь, электрический, фосфорический, огонь вулканов и грома имеют особые, важные отличия, которые следует отнести к некой внутренней первопричине, нежели к случайным обстоятельствам, якобы модифицирующим одно и то же огненное вещество» (Башляр).
Современный капитализм – управляемая огнём экосистема. Огонь функционирует как жидкость, газ, уголь. Огневая мощь остаётся мерой демонстрирования военной силы. Огонь был даром и проклятием богов. Огонь был очагом, домом, разрушением, опасностью, теплом, смертью. Но сейчас огонь представляет нечто абсолютно новое: обеспокоенность человечества, несбалансированную природу, тревогу, предупреждение, поворотный пункт, катастрофу, пелены дыма, освобождённые безжалостные силы, конец стабильного мира.
Человечество заставляет огонь говорить на многих языках. Огонь танцует, несётся вокруг планеты. Мы превращаем огонь в пожарище. Мы стремимся к вечным вспышкам огня для героического счастливого мёртвого. Мы сохраняем огонь в наших головах. Мы прославляем жертвоприношение.
Огонь – фундаментальная сила. В сиянии огня мы обнаруживаем новое значение. Огонь трансформируется, но именно мы трансформируем его. Подобно урагану, наводнению, землетрясению, огонь элементарный и неожиданный. И всё же мы должны приручить эту первобытную силу, чтобы привнести в свой внутренний мир тепло своего сердца. Но угроза от огня сохраняется. Каждая прогалина проложена для костра. Каждое мерцающее пламя – источник огненной бури. Нас ожидает рёв пламени, молчание пепла, предложение горения, уравновешенное огнём, представленное как пепел.
Мы вошли в новое состояние постоянной угрозы. Идеальная эмблема этого состояния – огонь, который западает в память. А костёр – место расположения более имматериальных страхов, аморфных возрастных комплексов.
Огонь – элемент, с незапамятных времён тесно связанный с человечеством, который высоко почитался в социальном, культурном и духовном смысле. Способность управлять им и манипулировать универсально признана как одно из главных завоеваний в период перехода человека от дикого существования к цивилизованному, от доисторического периода к историческому, от животного состояния к осознанию себя человеком
В подавляющем большинстве культур человечества огонь предстаёт как символ и способ взаимоотношений со священным: во всех храмах люди сотворяют и сохраняют форму пламени, как символ диалога с божественным и обозначения присутствия Бога в природном мире. Начиная с шаманского субстрата культур предков, от первичного огня, вокруг которого собирались члены племени, вызывая в памяти мифы и легенды, огонь сопровождал эволюцию человека как центральный компонент сообщества. Не случайно в Италии, например, обозначают огонь в центре одного из двух эллипсов. Таким образом подчёркивается способность огня концентрироваться на предмете. И в наши дни не существует сакрального места, в котором бы отсутствовали свечи. Огонь – исключительно элемент трансформации и прямой взаимосвязи со светом.
В то время, как в контексте природы огонь кажется неконтролируемым, устрашающим и опасным, тем не менее в природном состоянии он сохраняет свою собственную способность концентрироваться на предмете (акцентирование на огне), потреблять, чтобы трансформировать и модулировать, демонстрируя неистовый и диковатый характер огня, отдавая предпочтение исключительно проявлению творческих интересов.