Пространство романа: время, место, герои
«Мы не можем изменить прошлого, но прошлое может изменить нас». Эти слова героя романа «Опрокинутый жертвенник» можно назвать ключом к пониманию идеи произведения. Если мы способны меняться, то надо быть к прошлому повнимательней.
На переломе эпох взгляды писателей в историю становятся более пристальными. Они словно выискивают в истории подтверждения того образа грядущего, который виден теперь как бы сквозь тусклое стекло, гадательно. Или же ищут в истории некий спасательный плотик Одиссея, видя вокруг бушующие стихии. Как это происходит в России сейчас, в XXI веке. Что ждет Россию в скором грядущем – золотой век или распад и хаос?
Церковный писатель митрополит Тихон (Шевкунов) в своем публицистическом фильме «Гибель империи. Византийский урок» прочертил четкие параллели истории Византийской империи (395-1453 гг.) и истории России. Его взгляд, сблизивший в пространстве и времени Византию и Россию, оказался настолько убедительным, что в контексте публицистического пафоса фильма стала вполне очевидной более глубокая историческая параллель: «предви-зантийский» IV век Римской империи и XXI век России.
Еще в конце III века и в начале IV века, при императорах Диоклетиане, Галерии и Максимине Дазе, жестоко преследовали христиан, в цирках кричали: «Христиан – зверям!» А в 312 году при битве у Мульвийского моста император Константин увидел в небе видение Пылающего Креста в виде монограммы «X», скрещенной с «Р», уверовал в Иисуса Христа, украсил этой монограммой свой штандарт и победил своего врага. И уже на следующий год он издал Миланский эдикт о веротерпимости, по сути возведя христианство в ранг государственной религии.
Еще в конце XX века и вплоть до 1987 года в России преследовали за православные взгляды, а уже через несколько лет начали массово возвращать церковное имущество и восстанавливать разрушенные храмы. А в 2013 году был принят федеральный закон, увеличивающий ответственность за оскорбление чувств верующих. Если в советские годы в России было всего два действующих монастыря, то теперь их более тысячи.
В переломный IV и переломный XXI века идут похожие процессы централизации власти вокруг единого духовного центра. Происходит качественное изменение в сознании правящей элиты и народа. Если первые три века христианство крепло с мученичеством учеников Христа, то с официальным признанием его в 313 году появляется новый вид подвижничества – монашество. В начале IV века возникают первые обители, к концу века они становятся Лаврами с тысячами монахов. В Египте – Нитрия, Скит, Келлии, в Палестине – Лавра Харитона, Фаранская, Суккийская. В 325 году проходит Первый Вселенский собор патриархов. Наследники Константина Великого императоры Запада и Востока Римской империи Констант, Константин Младший, Констанций, Галл, Юлиан принимают христианство. В Иерусалиме строится храм Гроба Господня. Константин закладывает в Константинополе храмы Софии, Двенадцати апостолов, в Антиохии – Золотую церковь. Сын Константина Констанций освобождает клириков от налогов, начинает преследовать язычников за жертвоприношения и прорицания. В 356 году он приказывает закрыть храмы и под страхом смерти запрещает поклонение старым богам Рима. По всей Римской империи возводятся церкви, христианство медленно, но верно оттесняет язычество на периферию.
Но язычество без боя не сдается. На Востоке империи еще живы философские школы неоплатоников Плотина, Порфирия и Ямвлиха, впитавшие в себя все культы Рима, Греции, Персии и Египта. Неоплатоники хотят создать новую языческую религию и противопоставить ее наступающему христианству. В середине IV века история вдруг оборачивается вспять – христианин Юлиан, став в 361 году единоличным императором, отрекся от Иисуса и предпринял широкомасштабную реставрацию язычества. Да и внутри христианства завелась ересь бывшего православного священника Ария, который отказал Иисусу Христу в полной божественности.
Ариане наполняют главные города Империи, занимают епископские кафедры. Получив поддержку римских правителей Констанция и Галла, они всюду преследуют православных. В Александрии вспыхивает восстание язычников. В Антиохии кипят политические страсти. Магия и многобожие в святилище Дафны близ Антиохии. Наветы и предательства. Поиск любви, Истины и разочарование в эллинских богах. Неудачная реставрация старой веры и символическая смерть императора Юлиана Отступника.
На этом историческом фоне разворачивается действие романа «Опрокинутый жертвенник». Роман охватывает полвека истории Римской империи с 314 по 365 год в географическом треугольнике Антиохия – Константинополь – Александрия.
Основные места действия романа – столица римской провинции Сирии Антиохия, ее пригород, святилище Дафны, приморский город Селевкия, небольшой город Гадара, а также Александрия Египетская. Древний город Антиохия стоял в живописном месте на реке Оронт. Его основал в 300 году до н. э. соратник Александра Македонского Селевк Никатор. Здесь, как свидетельствуют «Деяния апостолов», ученикам Христа было дано имя «христиане».
Магия и теургия, уроки об иерархии богов неоплатоника Ямвлиха составляют основу мировоззрения героя романа Элпидия. Народная магия, всевозможные гадания и заговоры очень крепко сидели в сознании античного человека. Еще в III веке до н. э. поэт Феокрит так описывал любовную магию: «Кисть от плаща своего обронил эту Дельфис когда-то; Мелко ее расщипав, я в жгучее пламя бросаю… Я разотру саламандру, и завтра же выпьет он зелье. Травы теперь, Фестилида, возьми, и прижми их к порогу двери его, и дави, но смотри – пока ночь не минула! Плюнувши после, ты молви: “Давлю я здесь Дельфиса кости!”». И современник героя романа, учитель риторики и оратор Либаний (314–393 гг.), живший в то время в Антиохии, упоминает в своих «Речах» о найденном в его школе мертвом хамелеоне, как об атрибуте чьей-то магии против него. Но если суеверия оставались прочны, то народная вера в пантеон богов уже ослабла. К IV веку в своей массе народ все меньше видел смысла в ритуалах поклонения многочисленным божествам империи. Вера в старых богов истаивала. Либаний в «Речах» сокрушается, что его сограждане уже и забыли, как надо приносить богам жертву.
В центре исторического повествования романа находится так называемая «школа неоплатоника Ямвлиха», одного из наиболее загадочных мыслителей поздней античности. Ямвлих Халкидский (около 245 г. – около 325 г.) родился в Халкиде на севере Сирии (Нижняя Сирия, или Келесирия). Происходил он из богатого и знатного арабского рода. Учился у философов Порфирия в Риме и Анатолия в Александрии, где проникнул в глубины египетских таинств. В 90-е годы III века возвратился в Сирию. В 306–312 гг. Ямвлих переселился в предместье Антиохии Дафну, где основал свою школу. У Ямвлиха Халкидского учились Сопатр Апамейский, Феодор Асинский, Эдесий и Евстафий из Каппадокии, Евфрасий.