Пару лет назад я закончила свое обучение в аграрном вузе. Было местами непросто, местами интересно. Но я справилась и теперь являюсь дипломированным специалистом.
Сама сфера сельского хозяйства мне нравилась. Но ближе к выпуску я стала понимать, что работать животноводом категорически не хочу. На то есть много разных объективных причин, но опустим формальности.
При поиске работы нашла вакансию профконсультанта в местной государственной организации и решила, что стоит попробовать.
В основном работа сводилась к грантам и субсидиям, которые государство выдает для развития сельского хозяйства представителям малого бизнеса, владельцам личных подсобных хозяйств, участникам потребительских кооперативов и самозанятым.
За год я поднаторела не только в консультациях и повседневной рутине, но и в написании бизнес-планов. Все было хорошо, пока в один "чудесный" день руководство не решило, что я от лица нашей организации поеду на полтора года в Тихую Сосновку…
Как я "обрадовалась", словами не передать!
Зачем мне к ним ехать?
Почему из всех сотрудников выбрали именно меня?!
И какого хрена я вообще должна восемнадцать месяцев куковать в этом поселке "типа" городского типа, который за тридевять земель? Да-да, я погуглила в интернете, там же от города нет ничего, самая настоящая деревня!
Пошла договариваться к начальнику об отмене приказа и замене моей кандидатуры, так меня деликатно послали. Видите ли, еду я, потому что у других семьи да дети, а у меня ни того, ни другого.
Зашибись.
И уволиться не могу, место-то терять не хочется. Да и премию пообещали в конце года увеличенную выплатить.
Ладно уж, придется перетерпеть как-нибудь.
***
Проблемы посыпались как снег на голову с самого начала.
Я заранее искала какой-нибудь приемлемый вариант для съема жилья в поселке, куда меня ссылают, но ничего попросту не было. Обратилась в их местную администрацию, и мне по сильно заниженной цене предложили купить домик.
Самое интересное в том, что цена покупки дома была значительно ниже той, которую мне на работе выделили на аренду за весь период. Странно, конечно… Но других вариантов в пункте назначения не предлагали, да и времени на раздумья у меня уже не оставалось. Поэтому я решила ехать и разбираться со всем этим на месте.
***
– Почему так дешево? – спросила я у сотрудницы местной администрации, когда она предложила оформить сделку.
Елена тяжело вздохнула, будто я не вопрос задала, а задачу по физике решить предложила. Чтобы не вдаваться в долгие рассказы, женщина предложила осмотреть то, что должно было стать на ближайшее время моим новым домом.
Я, недолго думая, согласилась. Все равно ничего от этого уже не теряю.
***
Жесть… Теперь я понимаю, почему ценник был таким скромным. Хотела бы я взглянуть на тех, кто в этой рухляди до меня жил…
Потолки низкие и покрыты многолетними слоями копоти от масляных ламп и свечей. Стены неровные, с потрескавшейся и отшелушивающейся краской. Пол истертый, со скрипучими досками, которые грозили провалиться под ногами. Перила на лестнице, ведущей на второй этаж, местами поломаны, и некоторые ступени отсутствуют.
А мебель здесь – одно название… Либо частично сломана, либо сильно покрыта пылью, которая все же не может скрыть изношенность. В гостиной стоят обшарпанный диван и пара стульев. И смотрятся они здесь так, будто их выбросили на свалку. В столовой стоят старинный деревянный стол и несколько стульев с протертыми сиденьями и спинками. На кухне старая газовая плита, покрытая ржавчиной, и раковина, в которой даже нет крана.
Я была удивлена, когда мне сказали, что тут еще и санузел имеется. Понадеялась было на то, что хотя бы он будет свежее и приличнее, но нет. Все то же грустное зрелище. Унитаз треснут, а ванна – забита и покрыта пятнами. Раковина сколота с одной стороны, и из крана течет слабая струя воды.
В спальне стоит деревянная кровать с ржавыми пружинами и протертым матрацем. По углам комнаты валяются кучи устаревших газет и журналов.
Мы поднялись на чердак, где тоже царил полный хаос. Все покрыто пылью и паутиной. Старые коробки и сундуки разбросаны по полу. Некоторые из них уже были открыты, и их содержимое валялось вокруг. Чьи-то игрушки, книги, одежда, мебель – и все это покрыто многолетним слоем пыли.
Какое печальное зрелище! Это же не дом, а настоящая развалина! Он же нуждается в капитальном ремонте, если не в полной реконструкции. И мне здесь жить предлагают?! Или это такая неудачная шутка от местных для приезжих?
Разворачиваюсь к Елене и спрашиваю:
– Вы надо мной издеваетесь?! Сами тут жить стали бы?
Женщина бросила на меня сочувственный взгляд, но уверила в ином:
– Анна, все-таки дом вместе с землей всего лишь за четыреста пятьдесят тысяч. Свежий воздух, небольшой земельный участок в придачу. Да и вариантов для проживания все равно больше не найдете. Соглашайтесь.
Я и сама понимала свою безвыходную ситуацию.
По спине пробежал сквозняк, и я обернулась в сторону мрачной комнаты.
– Откуда?! – не дом, а сплошное недоразумение. – Окно там открыто, что ли?
– Что? – Елена обернулась, а затем вновь обратила свое внимание на меня. – Нет, там все наглухо закрыто должно быть. Ну что, оформляю сделку?
***
Почти весь день у меня ушел на то, чтобы разобрать свои вещи и сделать домик чище и уютнее. Полтора года тут предстоит жить как-никак. На капитальный ремонт я замахиваться не буду, так по существу что-то докуплю, что-то подправлю. А со всем остальным пусть уже следующий хозяин разбирается.
Елена при оформлении документов сказала, что домик достался какому-то парню по наследству. Но тот решил продавать все имущество, даже не вывозя мебель или памятные вещи. Я б, наверное, на его месте тоже всю эту рухлядь здесь бросила.
Обживаюсь потихоньку, пытаясь принять мысль, что это теперь мой дом. С новосельем, как говорится! Может, приживусь еще…
Лампочка в коридоре перегорела, свет остался только на кухне и в спальной комнате. Запасных у меня с собой не было, надо будет завтра до хозяйственного магазина прогуляться и купить на всякий случай побольше.
Я теперь понимаю, как удобно и уютно мне, оказывается, было на съемной квартире. Не думала я, что при переезде потеряю привычный уровень комфорта.
Электрического чайника тут не было, и воду мне пришлось кипятить в найденной алюминиевой кастрюльке на газу. В другой решила сварить себе кашу быстрого приготовления. Спички я не нашла, так что мне пришлось ко всему прочему изловчаться с зажигалкой.
Перед сном я привыкла регулярно принимать душ. Мыться здесь мне пришлось с включенным на телефоне фонариком, потому что света в ванной не было. Напор воды был таким слабеньким, что все происходящее вызывало лишь раздражение. А потом еще и по спине резко холодом обдавать начало.