Вячеслав Манягин - Османская империя. От Османа Святого до Селима Пьяницы

Османская империя. От Османа Святого до Селима Пьяницы
Название: Османская империя. От Османа Святого до Селима Пьяницы
Автор:
Жанры: Научно-популярная литература | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Османская империя. От Османа Святого до Селима Пьяницы"

Османская империя – государство, которое выросло, подобно огромному дереву, из крохотного зернышка, посеянного его основателем, Османом Святым, между двух гигантов – Византией и сельджуками. Пустив свои корни на древней земле Малой Азии, Османское государство через несколько веков охватило все три материка Старого света. Владения османов протянулись от Персидского залива до Атлантики.

Как это стало возможным? Железной рукой правили гигантским государством султаны из рода Османа. Жестокие завоеватели и тонкие ценители поэзии, братоубийцы и справедливые правители, они создали лучшую в мире армию, вооруженную огнестрельным оружием и верностью Исламу. Огнем и ятаганом прошли они Европу и Азию. Мир простирался пред ними ниц, пока они были верны заветам Пророка. Но когда мечом Османа опоясался Селим Пьяница, что-то пошло не так… И первый пошатнувший государство Османов удар нанесли ему русские войска Ивана Грозного в трехдневной битве под Москвой.

Эта книга – об истории Великой Османской империи от ее появления до апогея и начала распада.

Бесплатно читать онлайн Османская империя. От Османа Святого до Селима Пьяницы


© В.Г. Манягин, 2019

© Книжный мир, 2019

* * *

Осман и османы

Полуостров Малая Азия с точки зрения развития цивилизации – одно из самых интересных на земле мест. Четыре тысячи лет назад здесь господствовали хетты, создавшие одну из величайших империй Древнего мира. Здесь с Троянской войны, подведшей черту под доантичной древностью, началась известная нам история. Через эти земли проходили гоплиты греческих царьков и полумиллионная армия персов, фаланга Александра Македонского и римские легионы, наемники Византии и конница мусульманских халифов.

В XIII веке здесь сошлись в смертельном поединке сельджуки и монголы. Весной 1243 г. у горы Кеседаг к северо-востоку от Сиваса встретились два войска. Султан сельджуков Гийас ад-Дин Кей-Хосров II собрал огромную армию численностью в 180 тыс. человек. Монгольское войско, которым командовал Бачу-нойон, состояло лишь из 30 тыс. воинов, но оно было хорошо организовано и тщательно подготовлено к сражению. Сельджуки потерпели сокрушительное поражение.

В январе 1258 года войска хана Хулагу подошли к Багдаду. Древний город, к тому моменту существовавший уже по крайней мере две тысячи лет и который правоверные, устроившие в нем свою столицу, называли Мадинат-аль-Салаам – «Город мира», а его древние обитатели персы-арийцы – просто «Божий дар» (bhaga – «бог» и dād – «данный»), был осажден монголами, взят и разрушен 10 февраля. Грабеж и резня продолжались пять дней, однако евреев и христиан щадили. Но халиф аль-Мустасим и все мужчины из рода Аббасидов были убиты монголами.


Провинции полуострова Малая Азия – древняя земля, на которой находилось величайшее государство архаичной древности – Хеттское царство и проходила Троянская война


В августе того же года, после смерти Феодора II Ласкариса престол Никейской империи[1] унаследовал его восьмилетний сын Иоанн, регентами при котором стали протовестиарий[2] Георгий Музалон и патриарх Арсений. На девятый день после смерти Феодора наемники убивают Музалона и трех его братьев. Михаил Палеолог, знаменитый полководец, отличившийся в войне с Эпиром, был объявлен регентом, великим дукой[3] и соправителем законного, но малолетнего Иоанна IV, однако 25 декабря (в самое Рождество!) 1261 года ослепил ребенка и заключил его в крепость. С этого момента из соправителя адмирал становится императором Михаилом VIII, основателем династии Палеологов, вписавшим свое имя в историю освобождением Константинополя от крестоносцев и восстановлением Византийской империи.

* * *

В круговороте великих исторических событий, когда знаменитые полководцы во главе своих непобедимых армий перекраивали наново политическую карту Передней Азии, разрушая или захватывая мировые столицы, мало кто обратил внимание на рождение в семье незначительного князька из огузского племени кайи Эртогрула мальчика, которому дали имя Осман. А между тем именно этому младенцу предстояло совсем скоро стать основателем Османской династии и новой великой империи, которая сокрушит и древний Рум, и многие другие государства Востока и Запада и станет на несколько веков страшной угрозой для христианской Европы.


Михаил VIII Палеолог (1224/25-1282) – византийский император с 1261 года (никейский император – с 1259), основатель династии Палеологов. Отвоевал у крестоносцев Константинополь, захваченный ими во время Четвертого крестового похода и возродил Византийскую империю


Когда-то часть племени кайи откочевала в Анатолию из Средней Азии, где его предводители некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале тюрки-кайи избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в районы Ахлата, Эрзурума и Эрзинджана, доходя до Амасьи и Алеппо. Некоторые из них нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшой род кайи (400–500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направился во владения сельджукского султана Ала ад-Дина Кей-Кубада I. Эртогрул обратился к нему за покровительством. Султан пожаловал Эртогрулу окраинный удел-удж на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртогрул принял на себя обязательство защищать границу сельджукского государства от врагов.

Осман, сын Эртогрула и его наложницы Хаймы, родился в древней Вифинии[4], недалеко от Анкары. Именно здесь, после того как под ударами монгольской конницы рухнет Сельджукский султанат, Осман заложит на его руинах основы своей будущей державы – Османский бейлик. При жизни Эртогрула, в середине ХIII века, бейлик включал в себя лишь небольшую пограничную область с центром в г. Сегют, которую тюркские племена заселили, пользуясь ослаблением влияния на этих территориях как Византии, так и сельджуков.

После смерти Эртогрула (как гласит предание – в возрасте 90 лет) в 1281 г. Осман унаследовал власть над подчиненными отцу племенами. Судя по некоторым источникам, были сторонники передачи власти брату Эртогрула, Дюндару, но тот не рискнул выступить против племянника, так как видел, что того поддерживает большинство. Но все равно через несколько лет дядя нового правителя был убит.

Вскоре после воцарения Османа население бейлика – в основном это были тюрки, мигрировавшие сюда с востока под давлением монголов, – стало расти, а вместе с тем стала увеличиваться и его территория – за счет соседних бейликов и приграничных районов Византийской империи.

Одной из первых военных удач Османа стал захват в 1291 г. Мелангии. Этот небольшой византийский городок он сделал своей резиденцией. Поскольку прежнее население Мелангии частью погибло, а частью бежало от войск Османа, он заселил свою резиденцию выходцами из бейлика Гермиян и других мест Анатолии. Христианский храм по велению Османа был превращен в мечеть, в которой его имя стало упоминаться в хутбах (пятничных молитвах). Согласно легендам, примерно в это время Осман без особого труда добился от сельджукского султана, власть которого стала совсем призрачной, титула бея, получив соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. В 1299 г. Осман объявил свой удж самостоятельным государством, а себя – независимым владетелем (правда, Осман признал свой вассалитет от монгольской династии Хулагуидов и посылал им ежегодную дань; выплата дани не прекращалась до самой смерти Османа).


Осман I Гази – первый османский султан, сын князя Эртогрула и его турецкой наложницы Хаймы. Родился в Вифинии в 1258 году. Осман Гази стал основателем Османской империи


Впрочем, слово «государство» едва ли подходило к Османскому бейлику. Скорее, его можно было сравнить с казацкой вольницей – Запорожской Сечью – или с поселением-виком, где окопались всегда готовые к новым набегам воины-викинги. Первоначально «государственное» устройство османов было весьма примитивным. В нем не существовало даже налогов! И что тут удивительного? Ведь основную массу населения составляли здесь тюрки-гази. Термин «гази» происходит от арабского «газа» – «воевать» и означал первоначально воинов-добровольцев, нападавших на свой страх и риск на поселения «неверных», в первую очередь христиан. Отсюда и другие значения этого слова: защитник веры, правды, справедливости – то есть ислама.


С этой книгой читают
Он взял Казань и Астрахань, создал современное Государство Российское, а его вычеркнул из проекта памятника «Тысячелетие России» император Александр II. Православный народ вписал его имя в число святых – а православные иерархи называют его маньяком и убийцей. Он за 50 лет своего правления казнил в 8 раз меньше, чем французский король Карл IX убил за одну Варфоломеевскую ночь – а историки объявили его величайшим тираном всех времен и народов. Он з
Он взял Казань и Астрахань, создал современное Государство Российское, а его вычеркнул из проекта памятника «Тысячелетие России» император Александр II. Православный народ вписал его имя в число святых – а православные иерархи называют его маньяком и убийцей. Он за 50 лет своего правления казнил в 8 раз меньше, чем французский король Карл IX убил за одну Варфоломеевскую ночь – а историки объявили его величайшим тираном всех времен и народов. Он з
Смутное время – одна из самых трагических страниц русской истории, наполненная политическими интригами, кровопролитными битвами, героизмом одних и предательством других. То, что мы знаем о людях времен русской Смуты из школьного учебника часто совершенно не соответствует их реальным делам. Романовы – заговорщики, одни из зачинщиков Смуты, отбивавшиеся вместе с поляками в московском Кремле от русского ополчения Минина и Пожарского, оказались, благ
Хазарский каганат на протяжении двух столетий был основным врагом Руси. А врага надо знать в лицо без скидки на то, что уже тысяча лет прошла с того момента, как это государство было разгромлено русскими князьями Вещим Олегом и Владимиром Святым… Как показывает пример Израиля, страны и народы могут воскресать из небытия и через тысячелетия. Тем более когда речь идет о таком загадочном государстве, как Хазария, которая даже спустя десять веков про
Публикация почти неизвестного архивного дела о «противностях» красноярских жителей освещает их социально-политические взгляды, различные обстоятельства их повседневной жизни, черты ментальности, диапазон морали и нравственности. Эта Вторая шатость не просто «бунт» и «государева измена», не столько народное антифеодальное движение, как считали события подобного типа многие советские историки, а и своеобразная форма социального сотрудничества с цен
150-летие со дня рождения Валерия Брюсова – повод вспомнить о поэте, о котором многие хотели бы забыть. Почему? Потому что он принял революцию, ратовал за человека труда, за прогресс, считал себя марксистом и сотрудничал с наркоматом Просвещения. К тому времени он успел стать живым классиком, основателем новой литературной школы, вождем символистов. У него учились все русские поэты Серебряного века. В стихотворении «Грядущие гунны» он задолго до
История Советской Литвы и история компартии Литвы – это драматический, волнующий и захватывающий рассказ о людях, судьбах, верности идее и стремлении к цели большинства литовского народа. В настоящее время компартия Литвы опять запрещена и действует в подполье, а нынешние власти Литвы не одобряют память о тех, кто боролся на установление Советской власти в Литве, сражался за неё со всем советским народом во время Великой Отечественной войны, восс
Сборник составлен из воспоминаний латышских социал-демократов большевиков времен первой русской революции 1905-1907 гг., активных деятелей латышского советского движения перед и после Великой Октябрьской революции, красных командиров из состава латышских стрелков. Статьи очевидцев событий и современных историков анализируют боевой путь латышских красных стрелков через сражения мировой и гражданской войны в Советской России и в Испании, рождение Р
Алексей Сизоворонкин последним покидает Олимп. И теперь только от него зависит, смогут ли вновь встретиться олимпийские боги, прежде не расстававшиеся тысячелетиями. Но у него есть и свои дела в тварном мире…
Какая связь может быть между юриспруденцией, боевыми практиками и игрой на гитаре? О чём забывает человек в суете серых будней? Что напоминает о себе, когда в ночной тиши раздаются звуки гитарного лада, влияющего на реальность?
Некоторые из нас верят в свою половину. В то, что истинная любовь одна и на всю жизнь. Но есть девушка, которая точно знает, кто предназначен нам судьбой. Она живет рядом, мы можем встретить ее на соседней улице. У нее особый дар, особая миссия. Соединить тех, кому повезло. Сделать из разных одно целое. Внутри нее горит огонь, горит красным...Девушка-загадка, девушка-импульс..Она ходит среди нас, но она другая....Сборник. Сдержит три рассказа, ни
У нас в Золотой академии есть традиция: каждый год, тридцать первого декабря, мы устраиваем Ночь утех.Вернее, Ночь утех устраивают они – адепты и преподаватели академии.А я – просто бедная невинная попаданка... которой не повезло оказаться в теле юной аристократки-девственницы-первокурсницы, избранной для особой роли на Новогодней Ночи утех. Быть той, чью невинность ровно в полночь заберет лично ректор, тем самым церемониально начиная