На окраине морского ущелья, где сквозь толщу морской глубины яркий солнечный луч пробивает гладь бухты Золотой рог и доходит до самого дна океана, расположился уютный домик.
Это дом осьминога Никиты, где живет он и его семья – мама, папа и брат-кальмар Егор.
Однажды ранним утром осьминог Никита вышел на прогулку. Он был ещё совсем маленьким осьминожком и искал новые приключения. На своем пути он увидел много интересных вещей. Морские ёжики улыбались ему, перешептывались между собой и издавали необычные звуки. Они напоминали Никите чудесное пение. Осьминожек остановился и стал с удовольствием наблюдать за ежиками. Вскоре он подружился с ними, и ежики стали его новыми друзьями.
На следующий день маленький осьминог, едва проснувшись, побежал к маме.
– Мама, мама, я забыл, как дышать! – прокричал Никита.
– Ну что же ты, малыш, мы совсем не дышим воздухом, и к тому же не чувствуем боли. Мы же осьминожки! – ответила ему мама.
Никита засмеялся и попросил маму отпустить его погулять.
– Мама, можно я погуляю с ёжиками?
– Да, только не заплывай далеко от дома. На глубине может быть очень опасно.
– На глубине? А это где? – спросил Никита.
– Это место, куда не доходят ни солнечные лучи, ни звуки. Если ты заплывешь так далеко, то заблудишься, и мы с папой не сможем тебя отыскать.
Никита очень испугался «глубины». Он запомнил мамины предупреждения и отправился гулять.
В это время дома совсем один заскучал кальмар Егорка. Он смотрел из своего окна на бухту Золотого рога. Его поражало то, как неудержимо переливались яркие цвета на воде: зелёные, синие, розовые и белые. Все это напоминало воздушные шарики, которые быстро летят по небу. Кальмар Егорка выпрыгнул из своей комнаты и помчался на яркий свет, в самую гущу океана.
Он плыл, завороженный блеском огоньков и не заметил, как оказался слишком далеко от дома. Вскоре солнце село, и в бухте Золотой рог стало темно. Кальмар Егорка не знал, куда ему идти. Он очень перепугался, что заблудился, поэтому спрятался под кораллом и тихонько стал звать маму.
А дома мама и папа горько плакали, потому что не могли отыскать потерявшегося Егорку. И тогда осьминог Никита решил отправится на поиски брата!
Он взял с собой фонарь и начал свой путь. Он плыл, внимательно осматривая каждый камешек и риф, заглядывая между всех водорослей. Но Егорки нигде не было.
Так и брел осьминог Никита, пока не увидел между скал что-то очень интересное.
Вскоре осьминог Никита сказался у больших скал. Почти сразу ему вспомнились мамины слова про опасность глубины.
– Не заплывайте далеко! – всегда напоминала мама и наставляла быть рядом с домом.
Чем ближе Никитка был к скалам, тем отчетливее слышал чей-то плач.
– Помогите! Спасите! – доносились до него жалобные крики. Никита быстро доплыл до скал и посветил между ними фонариком. Там оказалась запутавшаяся в сетях русалка.
– Помоги мне, милый осьминожка! Злые браконьеры пытались поймать меня и утащить на сушу! Там бы я совсем пропала! – горько плакала русалка.
– Сейчас я тебя спасу! – крикнул Никитка и побежал искать острый камень, чтобы перерезать коварные сети.
Не успел осьминожек немного отплыть от русалки, как сверху на него упало что-то тяжелое. Так и он оказался заложником хитрых браконьеров.
Маленький Никитка очень испугался. Он начал метаться в разные стороны: влево-вправо, вперед-назад, – но никак не мог выбраться. Вдруг совсем рядом с собой Никитка заметил сверкающий, как яркое солнышко, камень.
– Нужно чуть-чуть сдвинуть сети, и тогда я дотянусь своими щупальцами до этого острого камня, – подумал про себя Никитка.
Он собрался с силами и начал толкать тяжелые сети. Никитка старался изо всех сил.
И, наконец, протянул свои щупальца и смог достать камень.
Он перерезал им свои оковы и мигом помчался к русалке.
– Ты пришел спасти меня, храбрый осьминожка! – обрадовалась русалка.
Осьминог Никитка разрезал тугие сети и освободил бедную русалку.
– Как я могу тебя отблагодарить? Ты спас мне жизнь! – спросила русалка.
– Подскажи мне путь до бухты Золотого рога. Я ищу своего брата – кальмара Егора. Он ушел гулять и не вернулся. Наверное, заблудился. И я, похоже, тоже сбился с пути. Подскажи, как отыскать его, а то мама и папа горько плачут без Егорки.
– Ты пошел не по тому пути, юный друг! Тебе надо дойти до долины Красного рифа, пройти опасное ущелье, и тогда ты увидишь ту самую бухту. Но будь осторожен. Ночью здесь водится много хищников, которые могут обидеть такого малыша, как ты! —сказала русалка.
– И еще, запомни, что бы ни случилось, никогда не доверяй акулам! Они хитрые и опасные существа!
– Спасибо тебе, добрая русалка. Я все хорошо запомнил и теперь точно найду своего брата! Вот держи! Этот камешек поможет тебе, если еще раз запутаешься в сетях. Всегда носи его с собой.
Никитка протянул русалке блестящий камешек и отправился дальше. Впереди его ждал длинный путь.
Осьминог Никита поплыл дальше. Он помнил слова русалки и поэтому вел себя осторожно. Большие коралловые деревья стали сгущаться над головой. То там, то здесь всё чаще сверкали какие-то огоньки, и Никите чудились повсюду страшные хищные глаза.
Стало совсем темно, где-то вблизи проплывали странные морские существа, со зловещими голосами, а издалека доносился голодный вой разъяренных акул. Казалось, страшная ночь длилась бесконечно: осминожка с тревогой прислушивался к доносящимся до него голосам и так и не сомкнул глаз до самого утра.
Наконец, между густыми зарослями блеснуло солнце. Никита плыл по незнакомым местам, кругом росли громадные коралловые рифы, намного больше тех, что были в бухте возле его домика. И вообще, все казалось каким-то странным и необычным.
Не успел Никитка доплыть до долины Красного рифа, как его затянуло сильное течение и понесло далеко-далеко, в самую морскую глубину. Заплакал бедный Никитка:
– Как же я теперь доберусь до бухты? Как же я отыщу своего брата? Теперь я сам заблудился!
Никак не мог успокоится Никитка. Но, к счастью, мимо проплывала стая дельфинов. Один из них отстал от потока и обратился к плачущему Никитке.
– Почему ты плачешь, маленький осьминог? Что ты делаешь тут один? – спросил дельфин.
– Я ищу своего брата, кальмара Егорку, только вот я сам заблудился! Мне надо попасть в бухту Золотого рога! Мне очень страшно! – ответил Никитка.