Основные элементы Космософии
2-ое издание, переработанное
Космософией назван особый подход к познанию сути Единой Реальности во всей Её многомерности и полноте, предполагающий беспристрастное всестороннее рассмотрение всех феноменальных (проявленных) и ноуменальных (непроявленных) аспектов Единой Реальности и постижение их сущности и предназначения согласно общему смыслу существования Единой Реальности. Под Единой Реальностью понимается вся совокупность того, что существует: как зримое, так и незримое, как уже известное, так и ещё неизвестное.
Космософия стремится познать и проявить Абсолютную Истину через познание истин относительных, которые являются ступенями на пути к Ней. Познание относительных истин хоть и является значимым с точки зрения Космософии, однако рассматривается как предварительный этап в постижении Истины Абсолютной. Иначе говоря, Абсолютная Истина является Целью, а относительные истины – средствами в познании и достижении этой Цели.
В приоритетах Космософии находятся всесторонность, универсальность, всеохватность, интегральность и всеобъемлющая полнота. Космософия в познании Абсолютной Истины стремится выйти за рамки всех узких и категоричных концепций1 и суждений, которые акцентированы в познании Истины только на уникальном методе, философии и традиции и не признают иные варианты ви́дения Единой Реальности кроме своего. Космософия же видит своей задачей не отрицание подобных односторонних тенденций, а гармоничную интеграцию всех их путём правильного расположения всех частных точек зрения в общей картине мира. Это производится, во-первых, путём постижения уникального предназначения каждого мировоззрения и метода, ориентированных на познание Истины, и, во-вторых – путём нахождения и переживания единой сути, которая пребывает за всеми ними и которую все они в той или иной мере выражают по роду своему.
Таким образом, Космософия желает быть универсальной наукой, целью которой является поиск и получение ответов на все вопросы в отношении Абсолютной Истины максимально целостно, непротиворечиво, всесторонне и глубоко. Это своего рода наука будущего, ибо до сих пор такие интегральные тенденции в ходе истории человечества в силу самых разнообразных причин почти не находили должной поддержки со стороны человечества, а потому в основном оставались в зародышевом виде. В последнее время, однако, ситуация на Земле в этом отношении постепенно начала всё-таки меняться в сторону интегрального ви́дения и осознавания Единой Реальности, а потому Космософия, как подсознательное стремление к гармоничной интеграции, всё больше и чаще находит опору в разных уголках Земли: как среди независимых духовных искателей, практиков и мыслителей, так и среди выдающихся посвящённых, учителей, титанов духа.
2. Гносеология Космософии
Гносеология2 есть один из главнейших разделов Космософии. В этом разделе исследуются фундаментальные предпосылки самого познания: основные и вспомогательные инструменты и средства познания, факторы и условия познания. Поскольку всё познание так или иначе исходит из сознания и сознанием же определено, то, по сути, гносеология Космософии, прежде всего, есть самопознание. Всё прочее вытекает из этого, этим обусловлено и вращается вокруг этого.
Самопознание, или самоисследование, в Космософии есть постижение природы Сознания как такового, а также всего того, что на Сознании основано. Ибо очевидно, что, не определившись с тем, кто познаёт и чем познание осуществляется, невозможно обрести твёрдую убеждённость в правильности как самого производимого процесса познания, так и тех выводов, к которым приходишь в результате познания. Очень часто на протяжении тысячелетий развития земного человечества этим неоправданно пренебрегали, в результате чего в мировоззренческом поле сознания нынешнего человечества образовались громадные пробелы, бессчётное число «провисающих концов» в виде разнообразных мировоззренческих нестыковок и противоречий, в силу чего современный человек по большому счёту уже не в состоянии ясно отделять реальность от иллюзии, истину от лжи, правду от кривды; не говоря уже о том, чтобы различать и распознавать многовариантные тонкости и нюансы этих перечисленных пар противоположностей, их связь с собственным сознанием и взаимовлияние. Все эти нестыковки и противоречия, как это понятно, не могут создать твёрдого мировоззренческого фундамента внутренней убеждённости, на котором человеческая цивилизация могла бы стабильно поддерживать своё существование3, не говоря уже о том, чтобы эволюционно4 прогрессировать5.
3. Объекты пристального исследования Космософии
В связи с вышесказанным объектами космософского исследования являются те направления познания, которые испокон веков известны на Земле как мистические (эзотерические, оккультные, тайноведческие). Ибо во все века адепты именно этих направлений в своих исследованиях ближе всего подходили к той цели, которая обозначена Космософией как Абсолютная Истина. Абсолютную Истину именовали и именуют при этом по-разному. Её можно обозначить и как подлинную Реальность, и как изначальную Причину, и как Божественное Начало, и как Источник Всего, и т. д. – суть от этого не поменяется. Смысл в том, что настоящий мистицизм всегда искал именно Бога, причём не формально, а глубинно, не в гипотезах, а в непосредственном переживании и осознании. Исходя из этого понятно, что всё прочее, что находится вне мистического направления познания, для постижения и проявления Абсолютной Истины может быть лишь вспомогательным, прикладным, но не основным, поскольку только мистицизм, базирующийся на обретении непосредственного духовного опыта переживания и осознания Абсолютной Истины, максимально полно ориентирован на Неё, а тем самым и наиболее тесно Ей сопричастен.
Философия, следовательно, исходящий из неё идеализм, в основном базирующиеся на мышлении, также нередко были ориентированы на поиск Абсолютной Истины, однако средства и методы, избираемые ими, в большинстве своём были и продолжают оставаться неудовлетворительными с точки зрения непосредственного переживания и осознания Истины, ибо ограничиваются лишь ментальными (умственными, идейными, понятийными) инструментами. В Космософии же первоочередной интерес представляет именно сверхчувственно-сверхинтеллектуальное постижение Истины (назовём такое постижение метаконцептуальным6), ибо лишь оно одно даёт человеческому духу полное счастье, а не карикатуру на него, и именно оно же позволяет ему становиться надёжным проводником и глашатаем Истины. Более того, такой вид познания более многомерен, ибо он