Тридцать с лишним лет назад редактировал я журнал «Мурзилка». Однажды получил письмо от Альбины из чувашского села Поваркасы с просьбой опубликовать сказки – про колдуна, злого духа и смерть. И приложение в виде трудно читаемой рукописи, а также машинописного текста, который разобрать было немыслимо, поскольку чернильная лента настолько иссохла, что на бумаге лишь едва заметные очертания букв. Все же какие-то абзацы удалось рассмотреть. Да, право, глазам не верил, настолько удивило буйство раскрепощенной абсурдности, уничтожившей напрочь всякую приземленную логику.
Конечно, сказки эти не для тогдашней «Мурзилки», да и не для нынешней. Но есть в них нечто, отчего дух захватывает, как от первобытных шаманских заклинаний. Какой-то сумасшедший полет, веселое камлание. Здесь собраны некоторые в посильной обработке. Вот, судите сами…
Но прежде немного о Чувашии.
Слово «чуваши», если кто не знает, часто связывают с древними «суварами».
В десятом веке нашей эры арабский путешественник Ибн-Фадлан впервые поминает это племя в Волжской Булгарии, отказавшееся принимать ислам, оставшись до поры язычниками.
Другие полагают, что у слова тюркские корни и в переводе оно означает – мирный, скромный, спокойный. Действительно, чувашам присущи мягкие черты добродушного лица, живая мимика, легкие и выверенные движения. Они опрятны, хорошо сложены, а внешность их и поведение оставляют приятное впечатление
Селились чуваши обычно вблизи рек, озер и оврагов по небольшим деревням или селам, которые именовались – ялы. Дома строили деревянные с очагом и дымоходом. Продукты хранили в сухих погребах – нухрепах. В задней части двора располагались огород, загон для скота и непременная баня, рядом с которой, если не было природного водоема, копали пруд.
По районам проживания чуваши делятся на три группы: верховые – тури, серединные – анат енчи и низовые – анатри.
Некоторые считают их потомками древних шумеров или гуннов, но для этого нет существенных оснований.
Чуваши веровали, что живут в самом центре мира, который представляет собой куб, омываемый океанами. Океаны, понятно, поглощают сушу – как только приблизятся к чувашам, наступит конец света. С четырех сторон мировой куб охраняют великие богатыри. Внизу – царство зла, а наверху, как водится, – божества и духи умерших младенцев.
Существует один великий бог Тура, который управляет людскими жизнями, насылая порой бедствия, гром и молнии. Злом повелевает Шуйттан, и служат ему лютые духи, мучающие грешников в девяти вечно кипящих котлах.
Впрочем, в существование ада и рая, как и в переселение душ, чуваши не верили.
Однажды приехал к доброй фее польский генерал и говорит: «Моя дорогая, поезжай в Москву. Ты уже так много хорошего натворила, что все желают тебя видеть»…
«Да ничего особенного я не сделала, – отвечает фея, – Ну, разве что самую малость по рационализации».
Но об этом в другой сказке. Она так и называется – «Сказка о рационализации».
Короче, добрая фея согласилась поехать в Москву. То есть при первой возможности.
А в то время над нашей русской землей командовал Хрущев. Но прежде он служил у Сталина в службе. Когда фея начала уговаривать его идти в Америку, то он наотрез не согласился. Да потом мы прижали его, сказав, что обвиним в сталинских делах, так что некуда было деться.
Фея подобрала заветные слова для Хрущева, чтобы непременно сказал их на одном вздохе – не то колдун вмешается.
Вот какие из этих слов некоторые: «Мы хотим мирного неба и разоружения от ракет». Ну, всего их шестнадцать, а больше бы он не выговорил.
Пошел Хрущев в Америку, а ко мне колдун явился: «Куда ты, фея, отправила своего начальника?»
«В Америку отправила, поговорить с американцами. Ты не мешай ему сказать немножко слов».
«Нет, этого вот не будет!» – сразу обозлился колдун.
«Ну, хотя бы приветствие, – взмолилась добрая фея, – Как же без него-то?!»
«И этого не позволю! – заупрямился колдун. – Никаких приветствий!»
Долго я его уговаривала, еле-еле уговорила и стала ждать вестей из Америки.
Пароход ехал много дней и вот Хрущев добрался, наконец, со своими друзьями. Встретили их хорошо, усадили за стол. Только Хрущев открыл рот, как колдун со злыми духами затеял такой шум, что заставил подписать документ – на двадцать лет вперед отдавать весь хлеб Америке.
Колдун там сильно свирепствовал. Всем пришлось подсыпать в вино снотворное. Когда заснули, быстро вынесли спящего Хрущева и Генриха. Вывезли их и отправили домой с плохими документами.
Генрих очень хотел увидеть добрую фею и просил о встрече. Его интересовало, как он остался жив. А пока выступал на митинге, собирая народ на строительство. Да новые дома все рушились и рушились от дубины колдуна.
Потом Хрущев созвал целых три корабля народу и отправил в Америку. Но того колдун не видел, потому что как раз сделали ложную войну в Африке, где без него никак.
Тем временем добрая фея доехала до Москвы, и здесь ее встретил будущий муж Афанасьев Николай и мать его.
«Здравствуй, наша добрая сноха! Вижу тебя второй раз, но знаю, что давно воюешь с колдуном. Неужели не надоело?»
«Я не чую никаких обид на эту тему, – ответила фея, – А воевать и сил нету. Так, по мере возможности, помогаю добрым людям».
«Нам нравится такая сноха. Теперь куда идешь?»
«Пойду с вами вместе. Вы идите вперед, а я пойду с вами вместе», – добрая фея завязала глаза и велела вести себя по улице Смерть.
Когда они добрались до самой военной Академии, я остановила милицейскую машину и велела позвать народ. Зашла в дом и ждала, пока все сделают.
Друг Николай ушел учиться на генерала. А потом я узнала, что их группа под буквой «А» не числилась в числе. В этой специальной группе было восемь генералов для драки со злым духом. Там были разные люди, но все учились хорошо.
Теперь расскажем, что было в комнате главного генерала. Слушайте меня внимательно, друзья, чем могу похвастаться за этот день. Уже собралось много народа около Академии. И начали шуметь, но никто не утихал.
Польский генерал женился второй раз, и она еле добралась до двери. Потом зашла к мужу, и они договорились обо всем. Появилась добрая фея, поздоровалась с ними и спросила, чего ждут от нее.
«Ну, фея, говори нам, что делать и как найти нашу дочь?»
«Не беспокойтесь – ее уже отыскал тот парень, который дошел до большой пирамиды в Египте», – ответила фея.
«А нам говорил, что не нашел, и даже поклялся в этом!»
«Конечно, его бы там же убили, – согласилась добрая фея, – Но я отправила для охраны Смерть. И ваша дочь сказала, что живет там, у пирамиды, с восьми лет, а твоя жена умерла, надо похоронить, как полагается»…