Margaret Clark
UNDERSTANDING THE SELF-EGO RELATIONSHIP IN CLINICAL PRACTICE
TOWARDS INDIVIDUATION
Перевод И. Бранис, Л. Высоцкий, И. Гальфанович
Под редакцией К. Мелик-Ахназаровой
Published by Karnac Books Ltd, represented by Cathy Miller Foreign Rights Agency, London, England
На обложке изображена картина Владимира Яковлева «Цветы» (начало 1960-х годов)
© Margaret Clark, 2006 © Когито-Центр, 2013
Отношения между Эго и Самостью – одна из самых сложных и захватывающе интересных тем, разрабатываемых аналитической психологией, и поле для поисков и открытий.
Небольшая книжка, написанная Маргарет Кларк, – хорошее введение в эту обширную тему, позволяющее определить позиции аналитической психологии в широком контексте и значительно облегчающее сравнение психоаналитической и юнгианской мысли (большое количество материала, почерпнутого из собственной практики автора – практики аналитика с большим опытом, принадлежащего к обществу, в котором психоаналитический и юнгианский подходы плодотворно взаимодействуют, обогащая друг друга, дает возможность соприкоснуться с разными аспектами темы).
Диалог между Эго и Самостью представляется юнгианцам необходимым элементом психического развития человека, и уметь стимулировать и поддерживать такой диалог в анализе – одна из краеугольных задач. Этим определяется особенность аналитической работы в юнгианском контексте, и именно клиническим аспектам и посвящена, прежде всего, книга Маргарет Кларк, изобилующая примерами и дающая читателю импульс к последующему самостоятельному размышлению. Автор придерживается точки зрения теории развития, на страницах книги последовательно разворачивается картина появления Эго в младенчестве, его укрепления в дальнейшем, спектр возможных способов взаимодействия Эго и Самости, описывается диалог между Эго и Самостью у пациентов, Эго которых слабо, и у пациентов, чье Эго достаточно развито и укреплено, перечисляются задачи, стоящие перед анализом одних и других; внимание уделено и тому, как аналитик развивает отношения между собственным Эго и Самостью – в умелой огранке Маргарет Кларк драгоценный камень этой темы начинает сверкать множеством оттенков.
Если Эго К. Г. Юнг определял как «комплекс идей, представлений, составляющий центр поля сознания… который… в высокой степени обладает непрерывностью и тождественностью с самим собой», и писал, что «этот комплекс есть настолько же содержание сознания, насколько и условие сознания», то Самость для него – «субъект всей психики, включающей также и ее бессознательное. В этом смысле Самость была бы идеальной величиной, включающей в себя Эго»[1].
Таким образом, в понимании Юнга Самость – это трансцендентальная концепция, которую интеллект не в состоянии постичь полностью и которая, в то же время предоставляет собой архетипическую основу личности, в том числе и способность концептуализировать. Как единица психической тотальности подобная целостность, разумеется, включает в себя и сознательные, и бессознательные компоненты личности. Образы, ассоциирующиеся с Самостью (например, в сновидениях), отражают эту тотальность: появление кругов, квадратов, крестов и т. д. или изображения единства противоположностей, королевские браки или появление сверхординарной личности. Восприятие таких образов обычно сильно аффективно заряжено. Проявления Самости частично совпадают с идентификацией с imago Dei.
В современной постъюнгианской литературе юнговская концепция Самости осмысливается с точки зрения последних исследований нейрологии и теории о «проявлении», описывающей возникновение принципиально новых феноменов на границе упорядоченности и хаоса (особое внимание этим темам уделено в работах Д. Нокс и Д. Кэмпбрея); во времена появления новых парадигм провидческая интуиция Юнга помогает нам ориентироваться в мире, исполненном разнонаправленных тревог и волнений, давая возможность взглянуть на полицентрическую сеть явлений с точки зрения живой, пульсирующей целостности.
Книга Маргарет Кларк, надеюсь, станет и для начинающих специалистов и для более опытных аналитиков хорошим проводником в мир сложных идей К. Г. Юнга и в тонкости применения этих идей в современной разнообразной практике.
Как можно договориться с бессознательным на практике?
(Jung, 1957, p. 67)
С клинической точки зрения, благодаря размышлениям об отношениях между Эго и Самостью мы начинаем воспринимать Самость всерьез, изменяется ракурс видения и в нашу работу с пациентом привносится постоянное осознание присутствия Самости. Некоторые психотерапевтические школы полностью ориентированы на развитие Эго; психодинамические и психоаналитические терапевты, стараясь помочь людям более свободно и адекватно функционировать во внешнем мире, на отдельных этапах работы с некоторыми пациентами испытывают потребность сосредоточиться на возможностях Эго. Иногда это лишь первая стадия, предваряющая более основательную работу по налаживанию диалога между недавно окрепшим Эго и угрожающим, чрезмерным бессознательным. Но даже если эта работа выполняется с такой ограниченной целью, в ее основе все равно лежит способность терапевта быть посредником в переговорах между Эго пациента и его Самостью.
Основная задача этого направления психотерапии – не снабдить пациента готовыми решениями, исходящими от Эго, а всеми силами искать ответ на вопрос «Как практически человек может договориться с бессознательным?» (Jung, 1957, p. 67). Задача такой терапии – способствовать глубоким и стабильным изменениям в психике, основанным на новых взаимоотношениях между Эго и Самостью пациента. Эти изменения, скорее всего, сами по себе подтолкнут Эго к новым решениям; в таком случае эти решения будут более обоснованными, поскольку возникнут благодаря вновь приобретенным внутренним структурам в психике пациента, а не как результат научения или воздействия, навязанного извне. В этом и заключается основное различие между психодинамической и психоаналитической психотерапией, с одной стороны, и когнитивно-поведенческой, с другой.
Когнитивно-поведенческая работа в некоторых случаях может быть чрезвычайно успешной: многим пациентам анализ и психодинамика не подходят, чаще всего потому, что их Эго не является достаточно сильным, чтобы выдержать растущее осознание их собственной Самости. Однако, если удается содействовать диалогу между Эго и Самостью вместо возведения между ними непреодолимой стены для защиты Эго от Самости, тогда наша работа имеет значительный и длительно сохраняющийся потенциал. Это потенциал не только исцеления, но и того, что Юнг называл индивидуацией, то есть процесса, при котором значительная часть бессознательного включается в сознание и реализуется бо́льшая часть Я. Один пациент так сформулировал причину, побудившую его начать терапию: «Я хочу больше понимать». Спустя несколько сессий он добавил: «Если я стану больше понимать, то мне будет легче выбирать». Это высказывание точно определяет укрепление Эго как возросшую способность делать выбор, как прямое следствие лучшего понимания своего бессознательного. Последние исследования ученых в области неврологии также подтверждают, что длительная, интенсивная аналитическая психотерапия приводит к изменениям в структуре мозга пациента; эти изменения устойчивы и не только затрагивают психику, но и отражаются на телесном уровне (Tresan, 1996, p. 416; Beebe, Lachman, 2002, p. 228).