Игорь Савва - Овцы и бараны

Овцы и бараны
Название: Овцы и бараны
Автор:
Жанры: Критика | Религиоведение / история религий | Публицистика | Христианство
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Овцы и бараны"

Эти статьи были написаны не только и не столько для того, чтобы кого-то переубедить. Цель автора, скорее, исследовать вопросы, которые задавала и продолжает задавать церковная жизнь. Найти определенные аргументы и основания для ответов на эти вопросы.

Бесплатно читать онлайн Овцы и бараны


© Игорь Савва, 2015


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Я сам прошел через тот, всем известный период «елейного» неофитства, когда учением Церкви считаешь все, что можно услышать от благообразных стариц и старцев, когда вопросы о нестроениях в Церкви вызывают «праведный» гнев, а семинарский учебник церковной истории представляется вражеской попыткой опорочить святость Церкви.

Из этого состояния можно выйти по разному. Когда становится очевидным, что история Церкви – это не только история святости, а путь к спасению не похож на «состояние глубокого удовлетворения», может последовать отчаяние и уход из Церкви.

Когда за святыней различаются человеческие действия и мотивы, корыстные, политические, какие угодно, может последовать тупое «отрезвление»: в конце концов, в церкви люди те же и деньги те же, жить то как-то надо…

Что бы не очутиться ни на одном из этих путей, в самом начале церковной жизни, необходимо получить «прививку» от елейности. Чтобы, будучи пораженным верой, не потерять трезвости. Чтобы всегда понимать, что с обращением к Богу, своя жизнь не кончается, а только начинается. Не закрыть глаза должен человек, входящий в Церковь, а, наоборот, пошире открыть, чтобы лучше видеть. Не лишиться всех вопросов, якобы получив ответ на них раз и навсегда, а, наоборот, начать задавать вопросы. Так жадно задает вопросы ребенок, входящий в мир, а Господь не зря призвал нас быть подобными детям.

Существование этого сборника статей будет оправдано, если он, хоть в какой-то степени, сможет стать такой «прививкой»…

Овцы и бараны

«Негодных же и бабьих басен отвращайся…» (1Тим.4,7)

Как-то раз, один мой друг, к сожалению, ныне покойный, показал на картинку, на которой был изображен Пастырь Христос, ведущий овец.

«Вот почему я никогда не смогу стать христианином, – сказал он мне, – не хочу быть частью стада».

Мне тогда так и не удалось его переубедить, но, впоследствии, я часто думал, почему эта картина, понятная мне, вызвала такое отторжение в душе моего, так и не обратившегося друга? Ответ может быть только один: он увидел в отношениях Пастыря и овец нечто такое, чего в них не было и нет, какой-то другой образ послушания. В послушных последователях Христа он увидел не овец, а баранов.

Конечно, мы говорим на языке притчи, не имея в виду реальных животных. Хотя, какая-то связь все же существует. Недаром, глупого человека называют бараном, а послушного овцой. Послушание овцы – сердечно, оно основано на любви к своему Пастырю. Поэтому, такое послушание совершенно свободно. Послушание же барана основано на неспособности думать самому. Его свободным никак не назовешь. Свобода там, где есть способность различать, а у барана такой способности нет, куда поведут, туда и идет.

Такое послушание барана, а не овцы, приводит ко многим печальным последствиям в современной церковной жизни. Стоит вспомнить не утихающие страсти по поводу ИНН. Смущают церковный народ какие то безымянные «старцы» и, ни мнение Патриарха, ни высказывания Священных Синодов РПЦ и УПЦ, ни высказывания старцев (на этот раз без кавычек), таких как, например, покойный арх. Иоанн (Крестьянкин), не способны таких верующих успокоить. На все один ответ: «А вот старцы говорят…» Да что же они говорят, эти безымянные «старцы» в своих анонимных листовках. Ни одного серьезного довода, ничего убедительного, только «детские пугалы» по выражению Иоанна Златоуста, вроде того, что, якобы, наличие номера в налоговой инспекции лишает человека имени. На одной чаше весов, – страшилки для слабонервных, на другой, доводы верующего разума. Перевешивает первая.

Или еще один случай. Как-то пошли слухи о том, что в такой-то день, на Украине будет страшное землетрясение. Предупреждают об этом, опять же, какие-то «старцы». Сотни перепуганных православных начали собирать вещи и требовать, чтобы церкви были открыты в эту ночь до утра. Ни один (!) из них не смог ответить на вопрос, откуда такое известие? Ответ один: где-то, какие-то «старцы» предсказали. Да разве можно так доверяться тому, не знаю кому? Вот уж, поистине, послушание, но только не овцы, идущей за своим Пастырем. «Мои знают Меня…» (Ин.10,14), говорит о Своих овцах Христос.

А сколько суеверий, боязни «порчи» и «сглаза» и т. п., держится на страхе, распространяемом подобным образом. Христиане, за которых Христос умер, не рассуждая следуют за тем, кто их больше напугает. Никакие доводы и доказательства не способны возвратить таких верующих к вере. Они просто боятся думать сами. Неясное: «старцы говорят», милее слуху таких суеверных людей, чем мнение определенного, конкретного епископа или священника. Абсурдные призывы, такие, как требование отказываться от учета в налоговой службе, понятнее им чем доводы, доказательства, ссылки на Св. Писание и св. отцов. Чем абсурднее, тем легче слушаться, не спрашивая, ни своего ума, ни сердца.

Разве не такой тип послушания культивируется в так называемых тоталитарных сектах. Сказано тебе, как правильно, запомни и не рассуждай. Твой поводырь не может ошибаться. Для православного человека такой тип послушания никак не подходит. Не людям должен подчиняться верующий, а Истине. Находятся люди, которые приписывают старцам, пускай даже настоящим, без кавычек, абсолютную безошибочность. Разве не похоже это на то богословское положение, которое на века разделило Римо-католическую церковь и Православную Церкви. Католики приписывают безошибочность в делах веры Папе. Некоторые же православные, отвергая такой абсолютный авторитет обычного человека – Папы римского, готовы приписать безошибочность и безгрешность любому, о ком идет слух, что он старец. Но у христиан всегда было по-другому. Не то, что говорят старцы – истина, а старцы – те, кто говорит истину. Истине подчиняется сердцем верующий человек и именно по истине, а не «по своим прихотям» (2 Тим.4,3), он должен избирать себе наставника и пастыря.

Не номера в налоговой инспекции, а нерассуждающее послушание, послушание барана – прямой путь к грядущему царству антихриста. Ведь это ему нужны послушные и нерассуждающие, падкие на всякие басни и фокусы, не признающие никаких доводов.

Верующие должны быть овцами, но никак не баранами.

Что такое оглашение?

Впервые, мысль об оглашении, то есть, о подготовке к крещению, пришла мне в голову во время моего собственного крещения. Это было в 1990 году. Мы, с моей будущей женой, решили венчаться, но обнаружили, что не были крещены. Долго не думая, пошли в храм, «зарегистрировались», оплатили и стали ждать батюшку. Немолодой, улыбчивый, но очень уставший человек, он даже не нашел времени обменяться с каждым из нас парой слов. Выслушав «доклад» регистратора, он завел в маленькую комнатку человек десять желающих креститься, среди них были и крестные с младенцами, расставил всех по местам. Начал, закончил и так же быстро ушел дальше исполнять свои обязанности.


С этой книгой читают
«…Кроме дозволения напечатать эти стихотворения, я получил от г-жи Баратынской небольшое, но драгоценное собрание писем ее покойного мужа… я решаюсь обратиться с просьбой ко всем друзьям и приятелям Баратынского: не захотят ли те из них, у которых находятся его письма, прислать мне их в копиях для приобщения к собранию писем, порученному мне лестной доверенностью г-жи Баратынской? Биографические подробности также будут приняты с благодарностью.
Признавая формальное поэтическое мастерство Мея, Добролюбов сдержанно отзывается о его творчестве. И дело не только в преобладании у поэта любовной лирики и отсутствии гражданских мотивов. Отношение Добролюбова к творчеству Мея определяется тем, что его главной темой критик считает изображение «знойной страсти». Неприятие подобной лирики, по-видимому, связано с этикой Добролюбова, в которой взгляду на женщину как на самостоятельную личность соотв
«Есть последовательности различных порядков. Правильное течение повседневности обусловливается тем, что мы полагаем границы между этими последовательностями. Разнообразные ряды их не пересекаются друг с другом в обыденной жизни. Например: сонные ассоциации заключены в особый ряд; им не отводится места во время бодрствования. Сон, отдых, исполнение обязанностей – все это параллельные, непересекающиеся ряды последовательностей…»
«Посетив дом, где много лет жил, трудился, мыслил, творил М. А. Волошин, я был переполнен яркими, прекрасными, грустными и, сквозь грусть, радостными впечатлениями. Грустными, потому что ушла от нас исполненная значения жизнь очень крупного человека. Радостными, что след той жизни внушительно отпечатлелся во всех мелочах созданного им быта. Не дом, а – музей; и музей – единственный…»
Поиски тех, в чьих сердцах горят чудесные искры, продолжаются. Но кто теперь окажется спутниками рыцарей Бело-Черного Ордена, кто согласится, бросив все, отправиться в далекий путь, чтобы послужить Джарсин Наблюдательнице, повелительнице Нижнего и Верхнего миров? Крылатый корабль «Раскат», на котором путешествует рыцарь-орк Сухром, уже подошел к границам известных земель, когда необычная и нежданная буря вдруг повлекла его дальше, в совершенно не
«…Курс г. Новаковского можно назвать стенографическим воспроизведением уроков, читанных в низшем классе русского языка каким-нибудь учителем. Кто из учителей убедится в пользе методы г. Новаковского, тот смело может взять с собою его книжку и начать грамматический разбор «Перелетной птички» Пушкина – ни на шаг не отступая от того, что находится в «Этимологическом курсе»: тут уже все не только в рот положено, но и разжевано…»
В одной деревне случилось похищение века. Исчезло бриллиантовое колье. Найдут ли вора?
В заштатном городке смешалось все: зарубежные спецслужбы, технологии будущего, инопланетяне в тюремной зоне. Распутает ли все эти загадки циничный следователь СК?