Виктор Савченко - Павел Скоропадский

Павел Скоропадский
Название: Павел Скоропадский
Автор:
Жанр: Биографии и мемуары
Серия: Знаменитые украинцы
ISBN: Нет данных
Год: 2009
О чем книга "Павел Скоропадский"

Большинство современников свидетельствовали: Скоропадский был «не готов к управлению государством», «…окружен подхалимами и нередко ничтожными людьми, он привык к этой атмосфере и не обращал внимания на ее исключительную неуместность в пережитый трудный момент». «Мягкий до бесхарактерности, доброжелательный до легкомыслия» – так характеризовали гетмана близко знавшие его люди. Троцкий называл Скоропадского украинским Бонапартом, Деникин – вторым Мазепой. Оценивать Скоропадского можно и как «злодея», и как «праведника», но именно своей неоднозначностью он и интересен.

Бесплатно читать онлайн Павел Скоропадский


Друзья и почитатели считали Скоропадского храбрым, радушным, симпатичным человеком – настоящим джентльменом. Например, А. Скоропис-Йолтуховский в письме Е. Чикаленко писал о гетмане, что он «…абсолютно моральный и интеллектуально здоровый человек, без сильной воли, правда, но насквозь честный и порядочный… чрезвычайно симпатичный, откровенный и искренний человек, с государственным мышлением». А вот Е. Чикаленко не разделял этой характеристики и утверждал, что гетман был «…и неумным, и неразвитым политически, и неискренним, а только смелым и рисковым… он просто „шарлатан“, который брался за все, только бы остаться на высоте; он даже не сумел с честью завершить свою карьеру „украинского гетмана“». Большинство современников свидетельствовали: Скоропадский был «не готов к управлению государством», «…окружен подхалимами и нередко ничтожными людьми, он привык к этой атмосфере и не обращал внимания на ее исключительную неуместность в пережитый трудный момент». «Мягкий до бесхарактерности, доброжелательный до легкомыслия» – так характеризовали гетмана близко знавшие его люди. Троцкий называл Скоропадского украинским Бонапартом, Деникин – вторым Мазепой. Оценивать Скоропадского можно и как «злодея», и как «праведника», но именно своей неоднозначностью он и интересен.

* * *

Павел Петрович Скоропадский родился 3 мая 1873 года[1] в Висбадене в Германии и умер в Германии 28 апреля 1945 года. Именно Германия стала для Павла Петровича фатальной страной, страной, благодаря которой он стал гетманом. Он жил в Германии в детстве, до пяти лет, и уже в зрелом возрасте, с сорока семи лет до своей смерти, еще почти 25 лет. Первым языком, на котором начал говорить Павел, был немецкий… В детстве летние месяцы Павлик проводил в Тростянке – украинской усадьбе своего деда. Будущий гетман унаследовал около 8 тысяч десятин земли в Украине, недвижимость стоимостью 1,5 млн золотых рублей. Семья Скоропадских, одна из богатейших в империи, прекрасно приспособилась к колониальному положению Украины, считая свое происхождение русским, но с «малороссийской изюминкой». Скоропадские были уверены, что малороссы – этнографическая часть великорусского народа, и не видели Малороссию отдельно от России. Позднее П. Скоропадский так опишет отношение старосветских полтавских землевладельцев к Украине: «Украина понималась как славное прошлое, но совсем не соотносилась с ее настоящим положением, иными словами, никаких политических соображений, связанных с возрождением Украины, не было. Вся моя семья была глубоко предана русским царям, но во всем как-то подчеркивалось, что мы не великороссы, а малороссияне, как тогда говорили, высокого происхождения… Я люблю русский язык, украинцы его терпеть не могут; как минимум, делают вид, что не любят его; я люблю среднюю Россию, Подмосковье, они считают, что эта страна отвратительна; я верю в великое будущее России…» Он отмечал, что имеет «…очень неясное представление о своей Родине и людях, ее населяющих…» Однако своей аристократической родословной будущий гетман уделял особую роль. Он старался представить себя потомком знатных фамилий… Члены рода Скоропадских заключали брачные союзы с представителями самых известных украинских родов, список которых охватывает 22 знаменитые фамилии. Многие из них имели в своих родословных гетманов и украинских аристократов: Апостолы, Полуботки, Гамалеи, Кочубеи, Лизогубы, Милорадовичи… Петр Иванович Скоропадский – отец будущего гетмана – был профессиональным военным, принимал участие в Кавказских кампаниях. Но в 1865 году, дослужившись до полковника, он вышел в отставку и посвятил себя деятельности в земстве. Его жена Мария Андреевна Миклашевская всю свою жизнь отдала семье и детям: Михаилу, Павлу, Елизавете.

На долю семьи Скоропадских выпали тяжелые испытания. Петр Иванович, вернувшись из Кавказских кампаний, привез неизлечимую болезнь. Скрывая ее, он женился, родились дети. Его старший сын Михаил был болен врожденным сифилисом. После смерти Петра Ивановича семья Скоропадских поселилась в доме графов Олсуфьевых в центре Москвы. Мария Андреевна, благодаря своим связям в высшем свете, смогла получить дозволение императора Александра III на зачисление своего сына Павла в Пажеский корпус. В 1893 году П. Скоропадский окончил Пажеский корпус, получил звание корнета и был направлен на службу в лейб-гвардию кавалергардского полка, командиром эскадрона. В мае 1896 года Павел Скоропадский принимал участие в торжествах по случаю коронации императора Николая II в Москве. Параллельно с участием в императорских празднествах Скоропадский тайно обручился с Александрой Дурново, однако их свадьба состоялась только через два года. За первые три года семейной жизни у Скоропадских родилось трое детей: Мария, Елизавета и Петр.

В 1901 году к Павлу Скоропадскому перешли все фамильные земли, дворцы и дома Скоропадских, что составляло большой капитал. К огромному имуществу Скоропадских брак Павла Петровича с Александрой Дурново присовокупил три имения в Вятской, Костромской и Нижегородской губерниях с землями и лесами стоимостью до 400 тысяч рублей золотом.

Когда в январе 1904 года началась Русско-японская война, Скоропадский написал рапорт с прошением об отправке на Маньчжурский фронт. Он воевал в звании есаула Забайкальской казацкой дивизии, был адъютантом командующего российским Восточным военным отрядом графа А. Келлера, а затем адъютантом главнокомандующего русскими войсками на Дальнем Востоке генерала Н. Линевича. В качестве командира сотни казацкого полка Скоропадский принимал участие в упорных боях, а как адъютант – отвечал за разработку операций на Корейском театре военных действий.

Осенью 1905 года Павел вернулся с фронта в столицу уже ротмистром, кавалером Золотого Георгиевского оружия и орденов Святого Владимира IV степени, Святого Станислава II степени, Святой Анны IV и III степеней. С декабря 1905 года Скоропадский служит флигель-адъютантом в Царскосельском дворце, на должности командира лейб-эскадрона кавалергардов. Он дежурит при особе императора, принимает участие в официальных приемах и обедах, общается с венценосной семьей, заводит дружбу с великим князем Дмитрием Павловичем. В декабре 1906 года Скоропадский получает погоны полковника, став в 33 года одним из самых молодых полковников. Он обласкан почестями и чинами, служебная характеристика его безупречна.

В июне 1910 года полковник Скоропадский получил свой первый полк – 20-й Финляндский драгунский – и переехал в Финляндию. В апреле 1911 года Павел стал командиром лейб-гвардии конного полка, несшего службу по охране императорской семьи, а с апреля 1912 года – генерал-майором свиты его императорского величества. Скоропадский забывает об Украине и отождествляет свою персону с аристократией, делающей свою карьеру вокруг двора Романовых. Барон Врангель писал о нем: «Среднего роста, пропорционально сложенный, блондин с правильными чертами лица, всегда тщательно, с точным соответствием форме одетый… Начальники были всегда им очень довольны и охотно выдвигали его на лучшие должности, но многие из товарищей его не любили. Ему ставили в вину сухость и замкнутость. Впоследствии в роли руководителя он проявил те же основные черты своего характера: большую старательность, трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели. Порыв, размах, решительность – эти качества были ему чужды». В 1918 году В. Зеньковский добавил: «Гетман был высоким, стройным человеком, с порывистыми движениями, часто улыбался. Лицо умом не дышало, хотя на нем не раз можно было увидеть „умное“ выражение. Улыбка часто казалась тайной, насмешкой над чем-то, над положением, над всем – словно он играл роль и сам над собой иронизировал».


С этой книгой читают
Биография Павла Ивановича Харитоненко – украинского промышленника и предпринимателя, сахарозаводчика, покровитель искусств.
Иван Никитович Кожедуб – военный летчик, признанный лучшим асом авиации союзников во Второй мировой войне. На его счету 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, 62 сбитых самолета противника. Как самый результативный летчик-истребитель был трижды удостоен звания Героя Советского Союза. После войны Кожедуб – командир авиадивизии (вместе с которой принимал участие в войне в Корее), маршал авиации, занимал ответственные должности в ВВС. Имя этого выд
Николай Иванович Пирогов вошел в историю как человек, который сделал хирургию наукой, фактически открыл в ней новую эпоху. Но его деятельность была значительно шире. Ее результатом стали и уникальные по точности анатомические атласы, и принципиально новая техника проведения операций, и революционные труды по обезболиванию, и создание военно-полевой хирургии.Пирогов был не только гениальным ученым, патриархом военно-полевой хирургии и травматологи
Данило Галицкий (1201–1264), правитель Галицко-Волынских земель, остался в памяти потомков как собиратель древнерусских земель, великий реформатор и дальновидный политик, ставший первым в истории украинского народа легитимным, т. е. признанным в Европе, королем. К тому же он первым среди русских князей попытался покончить с зависимостью своих земель от монголо-татарских завоевателей.
Его величали «Робин Гудом революции», «последним гайдуком» и «атаманом Адским». В СССР его именем называли не только улицы, но целые города. Его поразительная судьба стала основой классического советского фильма и новейшего телесериала, а реплика из его первой кинобиографии: «Ноги на стол – я Котовский!» – давно стала крылатой.Григорий Иванович Котовский прошел невероятный путь от налетчика, приговоренного к смертной казни, до легендарного героя
«Благими намерениями вымощена дорога в ад» – эта фраза всплывает, когда задумываешься о судьбах пламенных революционеров. Их жизненный путь поучителен, ведь революции очень часто «пожирают своих детей», а постреволюционная действительность далеко не всегда соответствует предреволюционным мечтаниям. В этой книге представлены биографии 100 знаменитых революционеров и анархистов начиная с XVII столетия и заканчивая ныне здравствующими. Это гении и з
Махно – выдающаяся личность, лидер анархистского движения на Украине, которого советская пропаганда называла бандитом, а о деле его умалчивала. Сейчас Нестора Махно сравнивают с Робином Гудом, Спартаком, «товарищем Че». Выходец из беднейшего крестьянства, он в 29 лет сумел собрать под флагом анархии 100-тысячную армию и начал создавать на юго-востоке Украины анархистское общество – трудовую федерацию, которая просуществовала 100 дней под постоянн
Петлюра… Советская пропаганда сделала его едва ли не главным антисоветским «демоном», воплощением всех «темных сторон» человека: предательства, обмана, коварства. Этому способствовало то обстоятельство, что сам Петлюра – литератор и журналист – никогда не писал о своей жизни ни воспоминаний, ни заметок: он как будто специально пытался остаться человеком «без личной жизни». Эта книга – попытка превратить этот «бесплотный символ» в живого человека,
Серия книг «Навстречу мечте» задумана в жанре мемуарной прозы. Каждый период своей жизни и творчества автор представляет в виде отдельной книги. В книге I «Из воспоминаний детских лет» показана послевоенная жизнь одного двора в сибирском городе Красноярске глазами шестилетнего ребёнка. В книге II «За горизонтом минувших десятилетий» автор продолжает делиться своими детскими воспоминаниями послевоенного периода.Книга III «Благодарим и помним» посв
Татьяна Падерина – фельдшер скорой помощи с многолетним стажем. В своем сборнике рассказов «Из записок врача» автор описывает события своей нелегкой профессии, воспоминания о детстве, интересные события жизни простых людей. После прочтения этой книги Вы не останетесь равнодушными, и задумается о многом.
Данная книга представляет собой воспоминания автора о своем отце, генерал-майоре авиации Сидоровом Михаиле Дмитриевиче, и о времени, в котором они жили, а именно: главных событиях начала ХХ века. В книге описывается быт того времени, отношения между людьми, некоторые подробности развития авиации в нашей стране и интересные бытовые зарисовки.
Долгая и интересная жизнь Веры Александровны Флоренской (1900–1996), внучки священника, по времени совпала со всем ХХ столетием. В ее воспоминаниях отражены главные драматические события века в нашей стране: революция, Первая мировая война, довоенные годы, аресты, лагерь и ссылка, Вторая мировая, реабилитация, годы «застоя». Автор рассказывает о своих детских и юношеских годах, об учебе, о браке с Леонидом Яковлевичем Гинцбургом, впоследствии изв
Второе, переработанное и дополненное, издание книги (предыдущее вышло в 2001 г.) посвящено одному из древнейших способов познания людьми друг друга – наблюдению. Возрождение интереса к нему связано с развитием практической психологии, успехи которой часто определяются тем, насколько специалист-практик владеет техниками наблюдения и в какой мере развито его профессионально важное качество – наблюдательность.Книга адресована специалистам, работающи
Пособие ориентировано на оптимизацию практической и теоретической подготовки студентов психологических и педагогических факультетов. Оно составлено в соответствии с основными разделами учебного курса «Педагогическая психология», опирается на классические, а также современные исследования в этой области и содержит много полезных разнообразных упражнений, помогающих сформировать психолого-педагогическую компетентность. Использование материала пособ
Книга 12-го президента Южной Кореи Мун Чжэина – это не только автобиография, но и взгляд на мир большой политики глазами непосредственного участника. Она открывает малоизвестные страницы истории корейского правительства. В значительной степени эта книга – дань памяти бывшему президенту Но Мухёну, товарищеские отношения с которым во многом определили судьбу самого автора. В ней рассказана история тридцатилетней дружбы и жизни двух президентов, ист
Как историческое прошлое влияет на наше настоящее? Кто из нас не задумывался об этом? Автор книги рассуждает о том, что он видел за девяносто с лишним лет его жизни. Видел не только в нашей стране, но и в Великобритании, странах Америки, Африки. Судит увиденное и как свидетель, очевидец, и как историк.Книга адресована широкому кругу читателей.В формате PDF A4 сохранен издательский макет.