Фёдор Быханов - Павшие идеалы

Павшие идеалы
Название: Павшие идеалы
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Павшие идеалы"

Не прошло и трети столетия с того момента, когда разительно поменялся общественный строй на шестой части земной суши. Но уже многое из прошлой жизни стало видеться совершенно иначе. Приукрашено. Не так, как на самом деле существовали обитатели сельской местности и горожане. А кое-что подаётся ныне в искажённом виде преднамеренно, чтобы менее болезненным оказалось расставание со своей романтической молодостью ветеранов труда и тех, кто только готовится выйти на заслуженный отдых. Потому интерес читателей непременно должен вызвать цикл юмористических романов под общим названием «Бедовые» друзья номинанта Международной Лондонской премии по литературе Фёдора Быханова. Эту череду произведений открывает юмористический роман «Павшие идеалы». В нём не только с чувством злой иронии, но и порою с доброй улыбкой говорится о необыкновенных приключениях односельчан, случившихся на просторах родной страны. В том числе во время ратной службы, спортивных выступлениях, успехах и недочётах в земледелии, на эстраде. Конечно, не забыты их пристрастия и к тем неоднозначным явлениям, что до сих пор остаются актуальными и в наше время.

Бесплатно читать онлайн Павшие идеалы


Глава первая

Название на «Д»

1

– Всё большое, – как не раз было сказано выдающимися мыслителями для просвещения остальных смертных. – Всегда видится лучше, если находишься от него на приличном расстоянии.

Как и всё самое маленькое, но – с увеличительным стеклом.

Чтобы убедиться в этом окончательно, наверняка, стоит найти время на то, чтобы хорошенько присмотреться, в том числе и вооружённым глазом, ко всему, что было прежде великим и не очень.

После чего сравнить в сухом остатке свои уже пережитые впечатления с настоящей действительностью.

…Во времена светлого босоногого детства, когда пешком под стол ходили неразлучные сверстники и соседи, оттого и ставшие потом на всю жизнь верными приятелями, Фома Оглоблин и Ерёма Горобец, в особом почёте у взрослых считался:

– Обычный школьный ластик.

И не оттого, что белой резинкой можно было стереть ненужные штрихи карандаша на белизне бумаги. И не по причине возможности уже синим кубиком такого продукта из африканского латекса легко исправлять чернильные записи.

В том числе и оценки, выставленные учителем в дневнике.

Главный момент уважаемого всеми стирания заключался в общем партийном и государственном лозунге, звавшим вперёд на великие свершения родителей сорванцов, передавших им свою заветную мечту о полном исчезновении грани между городом и деревней:

– Перед тем, как повсюду наступит коммунизм!

Причём, не выдвигалось абсолютно никакой альтернативы.

В официальную цель строителей светлого будущего можно было только верить! А ещё – обязательно спешить туда семимильными шагами семилетки или пятимильными движениями исторической эпохи более короткого периода времени.

Всё в полной зависимости от решений партийных съездов.

Но до этого мало доходили своим юным разумом обладатели голых пяток, постоянного загара на веснушчатых лицах и намерения скорее оказаться в городе, а не в своём сельском районном центре:

– Где всё было как в деревне, и лишь кое-что претендовало на статус посёлка городского типа.

А так как любое явление обретает особый вес и значение, если к нему проявлен интерес, то и во сне виделась ребятне их мечта:

– В виде огромной школьной резинки, которая, без всякого страха и зазрения совести, неутомимо стирает рудименты отсталого прошлого.

Один взмах и уже нет дождевых луж на грязных улицах.

Другой наскок волшебного ластика и ушли в прошлое родительские огороды. С их бесчисленными овощными грядками и необъятной плантацией картофеля, ожидающими прополки.

И даже к коровам нет никакой жалости у спящих мечтателей.

Ведь, пригоняемые с вечерней зарёй в общественном стаде, рогатые кормилицы так и норовят разбрестись по окрестным кустарникам, где отыскивать их приходится до ночи, вместо того, чтобы:

– Пойти в кино или погонять по улицам на велосипеде.

2

Лишь парное молоко ещё кое-как примиряло юных пастухов с их летней обузой.

Хотя, куда вкуснее в ту пору им казался другой напиток, настойчиво насаждавшийся взрослыми среди их отпрысков уже с самого детского садика.

В дошкольном заведении под названием «Родничок» оба готовы были обменять все молочные супы и каши:

– На стакан сладкого компота, или, на худой конец, не менее вкусного киселя.

А то и чай с сахаром помогал приспособиться к детсадовским меню:

– Когда вдобавок к нему полагался хрустящий песочный коржик или сдобная, прямо-таки, воздушная булочка с маком.

Благо, что и хрустальную воду для кухни доставляли взрослые всегда из одноимённого места – родника, бившего живительной влагой за околицей их, то ли города, то ли деревни.

Ею же нянечки, прививавшие подопечным истинный вкус к чистоте, добрейшими руками умывали мордашки малышам.

Явно преуспел обслуживающий персонал «Родничка» в своём стремлении передать им всё лучшее.

Ведь даже в зрелые годы, когда уже и виски серебрятся у ветеранов от пережитых волнений и лет, тому своему детскому «Родничку» никогда не изменят приятели.

Особенно по утрам, когда идут, с похмельными головами, мимо другого заведения с подобным названием.

Потому что разбираются в том, что в пивном баре «Родничок», а то и в ресторане с однотипной вывеской:

– Угостят за твои же кровные денежки не только содержимым бочек с хмельным напитком, но и лишним в нём ингредиентом, в виде обычной воды.

Даже и не из родника, а просто из-под водопроводного крана с надетым на него чёрным резиновым шлангом, что по диаметру точно подходит к отверстию, предназначенному в крышке бондарями для выстроганной ими ёмкости.

Но если мастера подразумевали эту особенность конструкции своей тары исключительно для пробки, а также для приспособления, необходимого при подаче товара наверх – в стеклянные гранёные кружки потребителям ячменного напитка, то бармены отыскали иное применение.

И не могло быть иначе, коли эти современные герои сферы пивного обслуживания, как всем доподлинно, известно:

– Не лыком сшиты и не с дратвой деланы.

Иные из них отлично разбираются в современном маркетинге.

Так что все слова в названиях своего пенного товара, хотя бы издали, содержащие их любимую добавочную водичку, меняют на их противоположные значения.

Прекрасно понимают это в своём житейском обиходе Фома Оглоблин и Ерёма Горобец:

– Но после вчерашнего поделать ничего со своей неуёмной жаждой они оба никак не могут.

Отправляясь за порог, будто зомбированные, какие, личности непременно сворачивают приятели под «Колос» на вывеске или под «Ёрш», тоже призывающий:

– Испить того же самого пивка из ёмкостей, доступных резиновому шлангу, подведённому непосредственно к водопроводному крану, обязательно имеющемуся рядом с пивной бочкой.

А что поделать?

Коли сельские мужики, так привыкли верить в официальные названия, что выключают свой здравый рассудок ещё до того, как тот сам отключится в предвкушении, пусть и разбавленного, но на вид вполне благородного ячменного пива.

3

Да только ли в питье, что называется, ценно название?

В любом другом понятии кроется такая ж точно, непонятная, но вполне объяснимая суть вещей!

По прежним школьным занятиям, а также изучению санитарных листовок, украшающих приёмную сельского фельдшерского пункта, где они пытались получить освобождение от уроков физкультуры, приятели хорошо усвоили утверждение легендарного лекаря Авиценна:

«Про дух здоровый в жизни не забудь!».

А как забыть?

Если на пути из дома на уроки и обратно, обязательно встретится, аккуратно огороженный дощатым забором стадион.

Обширное общественное место сбора под открытым небом физкультурников с красноречивым названием над широкими, никогда не запирающимися, как от спортсменов и физкультурников, так и обычных прохожих, воротами под вывеской:

«Старт».

Понятное дело – если бы ни обязательные занятия, от которых не удалось откосить с фальшивой медицинской справкой, то Фому и Ерёму там бы редко кто застал.


С этой книгой читают
Сборник судебных очерков «Без срока давности» открывает серию произведений Федора Быханова «Криминальная провинция». Собранные вместе, истории совершения и раскрытия тяжких преступлений документально, но в художественной форме воспроизводят картину происшествий, на фоне которых протекает обычная жизнь российской глубинки. Ведь, в основу, всех без исключения, очерков положены реальные события. По соображениям этического характера, изменены лишь им
Реальная история порой преподносит вдумчивому исследователю такие факты и сюжеты, которые невозможно придумать сидя за письменным столом. Именно подобные находки заставляют вспомнить о странных совпадениях, связанных с появлением над Русью грандиозного метеорита и последующим нашествием орд Чингисхана. До сих пор неизвестно место: где нашёл последнее пристанище великий кочевник и какова судьба его драгоценного наследства? Найти ответ на эти загад
Страной сказок и мифов называют Алтай. Но в реальности никакому, даже самому причудливому вымыслу не угнаться за действительностью. Особенно в тех случаях, когда сама природа словно побуждает человека к рискованным поступкам. Так было за века покорения региона человеком, описанные в романе, где взаимосвязаны комета Галлея, смерть Чингисхана и судьба его сокровищ, похищенных белогвардейцами в столице дореволюционной Монголии. А если добавить сюда
Весело и с перспективой на то, что станет ещё веселее, началась в Советском Союзе перестройка, на самом деле обернувшаяся полным развалом общества и распадом самого государства. О той поре теперь, чаще всего, напоминают только события «девяностых годов» с их безудержным размахом криминала. И всё-таки даже о самом трагичном можно рассказывать с улыбкой, чтобы оно не повторилось вновь в своём худшем варианте. Что и делает в своей новой сатирической
12 рассказов о жизни в провинции. От абсурда до философской притчи, от приключений до натуралистического бытописания, здесь кипят страсти и ведутся философские диалоги, люди взрослеют, проходят через испытания, находят любовь, всё, как в больших городах, но, быть может, чуть-чуть больше простоты и честности в людях, больше жестокости и милосердия.
«Клуб анонимных наблюдателей» – сборник коротких рассказов о людях, настоящих и не очень: от жизненных зарисовок до полного абсурда.
О прозе можно сказать и так: есть проза, в которой герои воображённые, а есть проза, в которой герои нынешние, реальные, в реальных обстоятельствах. Если проза хорошая, те и другие герои – живые. Настолько живые, что воображённые вступают в контакт с вообразившим их автором. Казалось бы, с реально живыми героями проще. Ан нет! Их самих, со всеми их поступками, бедами, радостями и чаяниями, насморками и родинками надо загонять в рамки жанра. Тольк
Нашим детям и внукам уже трудно понять, почему в те времена мы поступали так, а не иначе, и почему для нас всё ещё важно то, что давно потеряло значение для них. Наши страхи и радости, несбывшиеся надежды и сотворённый нами мир – уж какой получился – всё в этой книге. Оглянитесь вокруг! – вот о чём говорит каждая её строка. – Научитесь видеть тех, кто рядом с вами! Не всякий хочет и умеет рассказывать о себе. А ведь нет в жизни ничего важнее, чем
Мара Николс – успешный адвокат, любящая жена и мама очаровательной дочки. Скотт Коффман – учитель средних классов, взявший на воспитание мальчика, пока его мать сидит в тюрьме. У них есть лишь пять дней, чтобы попрощаться с теми, кого они любят… Через пять дней маленький Куртис вернется к матери. Через пять дней смертельно больная Мара закончит свой путь… Как прожить эти дни? Хватит ли их, чтобы сказать тем, кто дороже всего на свете, главные сло
Черных ведьм и, соответственно, меня бесит все! Бесят вопли местных девиц, требующих сварить им приворотное зелье, бесит наглый белый маг, который ведет себя не по регламенту, но больше всего выбешивает вот этот субъект – новый мэр Бриджуотера, который в день прибытия самым беспардонным образом потребовал от меня собрать чемоданы и покинуть «его город»! И мало того, что «милым дитем» обозвал, так еще и решил, что меня, потомственную черную ведьму
На Крайнем Севере, где снег лежит семь месяцев в году, а температура опускается ниже минус 60 градусов, люди никогда не были хозяевами земли. В культурах, где цветом смерти считается белый – цвет снега, где полярная ночь на полгода похищает солнце, где ледяная пустыня простирается на тысячи километров, земля от века принадлежала только приз ракам.Загадочные бесплотные существа Севера здесь управляют миром и навязывают людям свои законы.
«Душа не знает времени» – новый поэтический сборник Андрея Кудина. Ранее читающей публике Кудин был известен как автор работ по экономическому и духовному развитию стран Европы и Азии, а также захватывающих исторических исследований. Недавно вышедшая из печати первая книга стихов – «Где та гавань, тихая навеки» – нашла искренний отклик у ценителей современной поэзии и побудила автора продолжить со своими собеседниками этот мысленный разговор по д