Лев Гордон - Печаль Саян. Хроника судебного процесса

Печаль Саян. Хроника судебного процесса
Название: Печаль Саян. Хроника судебного процесса
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Документальная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2015
О чем книга "Печаль Саян. Хроника судебного процесса"

«Печаль Саян» является продолжением «Чуда Саян». Семнадцатого августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС произошла авария, в результате которой погибли 75 человек. Пять лет шли следствие и судебный процесс. В аварии были обвинены семь руководителей службы эксплуатации ГЭС. Четверо получили тюремные сроки от 4 до 6 лет. В «Печали Саян» автор излагает свое видение судебного процесса и дает свою оценку справедливости судебного решения. Возможно, автор не обладал всей полнотой информации. Однако одностороннее освещение процесса в средствах массовой информации побудило автора опубликовать свое мнение.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Печаль Саян. Хроника судебного процесса



© Л. А. Гордон, 2015

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2015

1. Гром победы раздавайся

Пять лет назад, в 2010 году, Захар Ильич Горин написал «Чудо Саян», книгу о Саяно-Шушенской ГЭС. Спустя пять лет, осенью 2014 года, появилось желание, скорее не желание, а потребность продолжить рассказ.

Четвертое ноября 2014 года, вечер. Погода в Сестрорецке, куда Горин перебрался на старости лет, отвратительная. Нудный моросящий дождь. На вечернюю прогулку не тянет. Посмотрел по телевизору репортаж с подводного крейсера «Юрий Долгорукий». «Юрий» снабжён шестнадцатью баллистическими ракетами, у каждой ракеты по десять боеголовок. Одну ракету крейсер запустил из окрестностей Мурманска на Камчатку, расстояние восемь тысяч километров. Спустя полчаса после запуска ракета поразила учебную цель. Диктор сказал, что таких крейсеров у нас несколько и потому мы можем спать спокойно. Мотив державинского гимна «Гром победы раздавайся» звучит после присоединения Крыма всё громче. Завтра праздник: День народного единства. Праздник есть, а единства не наблюдается.

В Саянских Черёмушках единства тоже не наблюдается. «Душа человека – свеча для Господа», – сказано в Ветхом Завете. Безвременная смерть одного человека – несчастье. А тут в небольшом поселке, где проживает 12 тысяч человек, где все друг друга знают, погибло сразу 75 человек. Говорят, что жизнь разъединяет, а смерть объединяет. Но в Черёмушках так случилось, что горе не сплотило людей, а разъединило. Одни жаждут крови, другие считают, что подсудимые – такие же потерпевшие.

Неделю назад Горин вернулся из командировки на Саяно-Шушенскую ГЭС. В Черёмушках готовятся к знаменательному событию: на пятнадцатого ноября намечена официальная сдача ГЭС в эксплуатацию после ремонта и реконструкции. Последний злополучный второй агрегат, виновник аварии, уже проработал 72 часа на холостом ходу. В машинном зале на отметке 327 метров всё в полном порядке. Не хватает только высоких гостей. Ожидают приезда самого Президента. Он лично нажмёт большую красную кнопку. Приедет начальство из РусГидро, будет рапортовать о своих производственных успехах и хлопать в ладоши. Словом, «гром победы раздавайся, веселися храбрый Росс».

За день до отъезда из Черёмушек, вечером 23 октября, Захар Ильич посетил старинных приятелей Елену и Вадима Затеевых. Была ещё одна гостья – Наталья Шерварли, жена того самого Евгения Ильича Шер-варли, бывшего заместителя главного инженера ГЭС, который посажен в Абаканскую тюрьму. Вместе с ним сидит в тюрьме и бывший генеральный директор ГЭС Николай Иванович Неволько. На суд их привозят в «воронке» и помещают в железную клетку. Елена и Наталья только что вернулись из Абакана, с судебного заседания. Делились впечатлениями. Елена вспомнила, как бывший генеральный директор Николай Иванович Неволько после аварии стоял перед разъяренной толпой, как в него плевали, а он с мукой на лице стоял и не вытирал плевков. В тот день на суде выступал бывший главный инженер Андрей Николаевич Митрофанов. Выступал сидя за решёткой, «в клетке»… Настроение за столом было не самое радостное.

Всего подсудимых семеро. Все семеро – «ветераны», на ГЭС с первых дней её работы. Шестеро приехали с Красноярской ГЭС, до Саяно-Шушенской самой крупной в мире. При советской власти персонал ГЭС набирался за полгода до пуска первого агрегата. На Саяно-Шушенской ГЭС костяк эксплуатационников начал формироваться на год раньше обычного срока. Тогдашний главный инженер Красноярской ГЭС Валентин Иванович Брызгалов знал, что поедет директором на Саяно-Шушенскую ГЭС, где первый агрегат вводился в декабре 1978 года. Брызгалов добился того, чтобы на Красноярскую ГЭС за год до обычного срока приняли в качестве стажеров три десятка молодых выпускников ведущих энергетических вузов страны. Больше года молодые инженеры, работали на Красноярской ГЭС простыми рабочими, так как штатного расписания на инженерные должности для них не было. Шестеро подсудимых были из числа тех ребят. Седьмой, бывший главный инженер Саяно-Шушенской ГЭС Андрей Митрофанов, перед самым пуском прибыл с Нурекской ГЭС. Саяно-Шушенская ГЭС стала их судьбой. Шутка сказать, тридцать шесть лет жизни. Все семеро участвовали в ремонте и реконструкции ГЭС после аварии, ибо специалистов такого класса найти непросто. Ремонт и реконструкция оборудования ГЭС завершены. Можно и наказать.

Интересно, приедет на праздник тогдашний Главный Энергетик России, бывший первый вице-премьер, отвечавший за энергетику? Именно он возглавлял правительственную комиссию по ликвидации последствий аварии. Вообще-то Главный Энергетик по образованию переводчик с португальского языка. Но, как сказал когда-то поэт Нестор Направник, «скажет Государь быть акушером, – буду акушером». Именно Главный Энергетик объявил всему миру, что «господин Митрофанов стоял во главе подставной компании, созданной для проведения ремонтных работ на втором агрегате». И в то же время тот же «господин Митрофанов» принимал агрегат после ремонта, будучи главным инженером ГЭС. Сам ремонтировал и сам принимал работу. Получалось, что Митрофанов – жулик и вор.

Главному Энергетику сведущие люди докладывали, что ни Андрей Митрофанов, ни его коллеги ничего не воровали и ничего не нарушали. Ответ был простой и ясный: «Это минимальная цена, которую мы должны заплатить».

Торжественный «пуск» состоялся не 15 ноября, а 12-го. Президент не смог приехать. Между двумя важными визитами в Китай и Австралию Президент залетел на денёк во Владивосток и оттуда поздравил, пообещал наградить правительственными наградами и «дал отмашку» на нажатие кнопки. Кнопка на этот раз была не красная, а белая. Торжественный пуск транслировали по всем телевизионным каналам. Вместе с Гориным торжество смотрел весь народ. Народ смотрел и радовался. Горин, однако, не радовался, вспоминал, тех, кто встречал праздник в тюрьме.

Кнопку нажимали «в четыре руки». «На первой руке» – бывший Главный Энергетик. Стояли четыре человека, не имевшие никакого отношения ни к проектированию, ни к строительству, ни к эксплуатации ГЭС, рапортовали и принимали поздравления. Видимо, их ждут правительственные награды. При большевиках наряду с вождями в подобных мероприятиях участвовали передовики труда и руководители того предприятия, где праздновали. Теперь же в роли «Главного гидротехника» выступал круглолицый молодой человек, окончивший Московский Авиационный институт по специальности «экономика». Прежде чем возглавить гидроэнергетику молодой человек работал начальником отдела «активных операций» в каком-то банке. Вступая в должность Главного гидротехника, молодой человек сказал, что если у фирмы мало заемных средств (по-простому долгов), то это значит, что у менеджмента фирмы отсутствует инициатива и фантазия. Горину более убедительным казался принцип, высказанный одним из американских президентов: тратить надо на десять центов меньше, чем зарабатываешь, Остальные, «державшие руку на кнопке», были от гидроэнергетики ещё дальше.


С этой книгой читают
«Считать сооружение ГЭС на основных руслах крупных рек жестоким нарушением экологического равновесия и потому недопустимым» (Ф. Я. Шипунов «Оглянись на дом свой»). Книгу Фатея Яковлевича Шипунова предваряет предисловие писателя Валентина Распутина: «Эта книга учёного, но такой науки, которая является надкрышием, причиной и источником для других без исключения – науки биосферного существования. Не часто появляется книга, которую хотелось бы рекоме
Жизнь становится историей, когда начинаются утраты. Десятого декабря 1991 года Захар Ильич Горин потерял страну, в которой прожил 54 года, за день до того нелепо ушла из жизни жена, с которой он прожил 27 лет. «Порвалась связь времен». Распался дом, погибла гильдия, цех, к которому он принадлежал, десятки лет сооружавший «памятники минувшему деспотизму» – гидроэлектростанции на Волге, в Сибири, на Кавказе, в Средней Азии. И все, что составляло бы
РИСОВАТЬ И ПИСАТЬ – это две великие благодати.Даже древние народы использовали вместо слов картинки-пиктограммы. Третья великая благодать – это петь.Но на сцене надо все контролировать и при этом успевать всем нравиться.46 минут – средняя продолжительность музыкального альбома. Так повелось со времён виниловых пластинок. Удержать читателя своими текстами именно столько времени – моя музыкальная сверхзадача.Ради этого я прибегнул даже к созданию с
Имя выдающегося футбольного тренера Виктора Александровича Маслова (1910–1977) не слишком хорошо знакомо нынешним любителям футбола, привыкшим лишь к «раскрученным», постоянно мелькающим в прессе именам. Между тем во всем мире Маслов признан одним из новаторов этого вида спорта, далеко опередившим свое время и заложившим основу того футбола, в который играют в XXI столетии. В конце 1950-х – начале 1960-х годов он, коренной автозаводец, по существ
О герое этой книги многие никогда не слышали, хотя он был сыном великого физика Петра Капицы, известным географом, внесшим вклад в решение многих научных проблем. Андрею Петровичу Капице удалось совершить одно из важнейших географических открытий современности – предсказать существование подо льдами Антарктиды гигантского пресноводного озера, что позволяет по праву называть его «Колумбом XX века». О жизни этого выдающегося ученого, полной путешес
В истории Русской православной церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (1877–1961) стоит особняком. Он соединил в себе, казалось бы, несовместимое: был выдающимся хирургом, спасавшим людей в трех войнах – Русско-японской, Гражданской и Великой Отечественной, оставившим научное наследие, ценность которого признается и по сей день, – и был выдающимся церковным деятелем, бесстрашно отстаивавшим русское православие и стойко перенесшим тяготы одинна
Адвокаты бюро ориентированы на глубокий системный анализ проблем своих доверителей, позволяющий добиваться максимального результата при решении широчайшего спектра практических задач. В альманах включены статьи специалистов бюро, написанные до 2016 года. Большинство из них получили достойную оценку специалистов и были опубликованы в разное время в журналах «Законодательство», «История государства и права», отраслевых сборниках.
Отставной русский военный становится оперативником международной организации "Фрактал". Он ищет предметы, способные менять мир. И однажды понимает, что оказался в самом центре противостояния мистических древних сил. И что реальность не столь неизменна, как кажется. И параллельный мир вовсе не пустая фантазия… Содержит нецензурную брань.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что работа может стать единственным источником вашего комфорта, статуса и ощущения собственной значимости?В центре истории – амбициозный мужчина, который устраивается на работу в престижную 500-метровую башню, возвышающуюся над городом. Это место, где сосредоточены лучшие представители общества и где сбываются мечты. Но за фасадом идеальной корпоративной среды скрывается нечто зловещее.
Это история грабителя – юноши, преступившего закон, но пытающегося сохранить в себе человека. Здесь показан не тот Петербург, каким восхищаются романтики: жгучей правдой говорят подъезды, в которых насилуют женщин, крыши и стены жилых домов, ставших свидетелями многих самоубийств подростков. И посреди всего этого отчаяния вдруг расцветает душа, желающая бороться.Это история Андрея Бедрова. И одновременно история о каждом безымянном подростке, сто