«Как чему? – спросит читатель. – Тому, чему учили всю жизнь: читать, писать, считать, познавать законы природы и общества, трудиться». Верно, но этого мало. Силы зла также умеют читать, писать, считать, работать и в своей разрушительной деятельности используют знания об окружающем мире. Утешение, правда, в том, что от тьмы в тьму и уйдут. Но тьма рассеивается Светом. Откуда же взяться ему? Ни рационально ориентированная педагогика, порождающая бессердечную школу, ни «чистая», то есть не обременённая нравственностью зверино-рыночная экономика, возникшая не без участия однобокой школы, ни потерявшие стыд и совесть массовая культура и политика, ни отемнённая эгоцентризмом, говорливая, расслабленная и полутрусливая интеллигенция не создадут духовного Света, ибо подобное порождается только подобным.
Чтобы родить человека второй раз, то есть педагогически сотворить его в Свете Духа, нужно учить его не только и не столько тому, чему учат современная семья и школа, а единственно важному – смыслу жизни, по отношению к которому все предметы образовательных программ должны быть средством его осуществления.
Разве родители и учителя не учат этому? Частично – да, но в целом – нет. Если в семье и в школе человека учили бы истинной жизни, то наша жизнь была бы другой, человеческой.
Родители воспроизводят в детях свою психобиологическую и духовно-культурную природу, которая, как правило, не выше своего творца. В школе дети изучают отдельные предметы, но не жизнь в её целостности, которая значительно сложнее и многообразнее, чем содержание школьных программ. Не понимая мира в целом, учителя, а следовательно, и учащиеся, не имеют целостного воззрения на него, то есть не обладают истинным мировоззрением. Что же касается воспитания молодёжи, то этим сейчас практически не занимаются. Считается, что образование включает в себя и воспитание. Включает, да только не автоматически.
Почему человека нужно учить знанию не отдельных предметов, а прежде всего смыслу жизни? Да потому, что главное для человека – это сама жизнь, соответствующая своему эволюционному назначению. Абсолютно всё: удовлетворение материальных и духовных потребностей, работа, отдых, творчество, развлечение, образование и воспитание в том числе – всё это входит в понятие «жизнь» и является её составляющими элементами. Рассмотрим это подробнее и ради самой жизни станем более серьёзными и внимательными.
В отличие от современного рационально-бездушного образования интегральная педагогика имеет предметом своей деятельности единство человеческой и мировой жизни. Жизнь без начала и без конца есть всё во всём. Смерть – это всего лишь способ её сверхфизического существования. Человеческая жизнь как определённое сечение беспредельности, оконеченная бесконечность, пространственно-временная форма проявления вечности, по сравнению с животной жизнью – самосознательна. «Да ведь это банальная истина!» – скажет читатель. Давайте посмотрим, что из этой банальности вытекает для педагогики, а значит, и для самой жизни.
Общеизвестно: чтобы жить, человеку нужно есть, пить, одеваться и т. д. Но для этого он должен работать. При этом его работа, обеспечивающая жизнь, должна протекать в соответствии с законами природы, общества, предмета и средств труда. Нарушение этих законов влечёт за собой разрушение человеческой и природно-планетарной жизни. В итоге – смерть. В свою очередь, для того чтобы труд осуществлялся целесообразно, необходимо, во-первых, знать законы жизни и, во-вторых, действовать в соответствии с этим знанием.
Но чтобы обладать знанием, умением и навыком, человек должен учиться, учиться в широком смысле этого слова, то есть не только в учебных заведениях, но и в процессе жизни у самой жизни. В основе труда лежит знание как процесс и результат образования человека. Следовательно, учение и его продукт – культура, как интеллектуально-чувственно-волевой смысл бытия, есть духовное условие и основа человеческой жизни. Таким образом, не бытие определяет сознание, а практически действующее сознание не только определяет, но и творит человеческое бытие. Правда, необразованное и невоспитанное сознание не творит, а вытворяет.
Если это так, а это так, уважаемый читатель, то получается, что банальная истина совсем не банальна. В этом мы окончательно убедимся, когда поймём, что сущность жизни человека полностью и без остатка сводится к его духу как сознательно самоопределяющейся деятельности в виде мышления, чувства и воли. В этом смысле дух и жизнь – синонимы, поскольку жизнь человека, как существа разумного, есть жизнь духа. Учить жизни – значит развивать у ребёнка мышление, чувство и волю как универсальные способности его триединого духа.
Но дух духу рознь. Он может выступать как созидающей, так и разрушающей жизнь силой. Поэтому учить человека жизни – значит развивать его в целостности. Сегодня семья и школа этого не делают, ограничиваясь преимущественно развитием ума, который при неразвитости чувства и воли вырождается порою в злоумие. Учить человека жизни – это развивать в нём такие качества духа, с помощью которых он смог бы осуществить её смысл и реализовать своё эволюционное назначение. Так как смысл человеческой жизни и смысл образования – это один и тот же смысл, то для ответа на вопрос, чему учить, нужно рассмотреть смысл жизни и педагогики.
«Сегодня народу не до смысла жизни, – скажет прагматически настроенный читатель. – Вначале нужно выжить, а уж потом философствовать о смысле бытия». Выжить кому и за счёт кого? Без понимания и осуществления смысла жизни – не выжить! Ибо с утратой смысла жизни прекращается и сама человеческая жизнь, так как жизнь и её смысл – одно.
Жизнь, Бога, истину обмануть нельзя. Проскочивший здесь, не проскочит там, куда не только власть, деньги и недвижимость, но даже собственное тело не возьмёшь с собой. Да и что от того, если весь мир приобретёшь, а душу свою потеряешь?
В чём же заключается смысл человеческой жизни, а следовательно, и смысл педагогики? В раскрытии Бога в человеке, в развитии триединого смысла триединого человеческого духа как образа и подобия Божия. Для мышления этим смыслом будет истина. Для чувства – моральность и красота. Для воли – добро (свобода). Их начало – любовь как Божественный интеграл бытия. Именно эти качества человеческого духа как процесс и результат интегрального образования и составляют в своём триединстве подлинную творческую основу, средство и способ человеческой жизни, саму жизнь в её исторической полноте. И это потому, что истина, добро, красота и любовь, как земное отражение Божественного смысла, удерживают в потоке мировой жизни человеческую жизнь и что она сохраняется от саморазрушения и эволюционирует.