(выдержка из электронной переписки)
Между Европой и Азий – Урал, речь пойдёт о Южном Урале, точнее о Челябинской области.
Моя молодая родственница с разрешения подруги поделилась со мной данной перепиской. Почему она так поступила? На то возникли личные причины, которые не подлежат опубликованию. Тексты писем подвергла небольшому литературному редактированию, так как молодёжь употребляет некоторые слова и выражения не совсем понятные для более старшего поколения. Нумерация писем, в том числе ответных относиться не к одной или другой подруге, а следуют в хронологическом порядке. Письма представлены не полностью, некоторые ответы отсутствуют совсем из-за очень личного характера содержания или нарастания отрицательных эмоций между подругами. Однако в ответных некоторые моменты освещены.
«… Наташа, сама знаешь, как жить в промышленном городе. Хотя у вас, в Москве тоже не очень свежо, если нет рядом парка. Но там какие просторы, не то, что у нас… Впрочем, напомню, что и тут довольно народа, как-никак проживает более четырёх сотен тысяч, а областной центр наш так миллионник. Кстати, в этом году там ещё не была. Может съезжу туда, на Смолино озеро. Работа есть, хвала небесам, а воздуха чистого маловато. В отпуск хотела на Чёрное море поехать через Москву, чтобы тебя навестить, но увы, не выйдет, если только ты к нам. На каникулы куда поедешь? Домой или ещё куда?
Сейчас расскажу, почему не смогу приехать, ни к тебе, ни на море. Тут падает моя совсем нескупая слеза и не одна, потому что всё что я копила несколько месяцев улетело в руки некой мошенницы. Помнишь, говорила тебе месяца три назад, что положила на карточку. На ту же карточку хотела ещё добавить. Подожди, не ругайся, помню, что ты говорила: что я как старая бабка коплю «живые деньги», мол только с ними хлопот полно. Напоминаю, с карточки у меня улетают зна-ачи-итель-но-о быстрее. А с бумажками, видишь, что уменьшаются и тормозишь траты. Да и карточка деньги не спасла.
Направляюсь в сторону банкомата. Прежнюю избушку с банкоматами, что через дорогу от моего дома ликвидировали, там пустое место. В доме, где банк, рядом с входом открыли помещение. Теперь банкоматы не на улице, но меня это не спасло. Иду себе, вся в своих мыслях. Не доходя до банка, у черёмухи вижу женщина пожилая стоит. Вроде бы не цыганка. Обратилась ко мне, попросила несколько рублей, ей дожить до пенсии. Я порылась, дала бумажку в пятьдесят рублей. Потом подумала, что купишь на них, хлеб и чуть картошки. Добавила ещё столько же. Она зажала их в руке, дунула на неё, раскрывает, а ладонь пустая! И спрашивает, может ещё немного… и стала просить, что-то говорить… я какая-то пассивная, вялая, стою и смотрю, а она говорит и в сумку мою заглядывает, говорит и руку тянет туда, говорит и роется, говорит: «да верно ты сказала, ничего нет» и отвернулась. Я направилась дальше, ко входу в банкомат. Оборачиваюсь, женщины на том месте уже нет, рядом газанула легковушка. Да мало ли их вокруг носятся.
Подошла к банкомату. Шарю в сумке. Не могу найти карточку, да и денег тоже нет! Я в панике, помчалась в другой вход, в банк. Блокировка карточки не помогла, деньги уже успели снять. Как? Не знаю! Посоветовали обратиться в полицию… Так что Черное море в этом году отменяется. Эх!..»
«… Это ты специально, чтобы позлить меня назвала так, как я терпеть не могу. Своеобразно отреагировала. Не особо ожидала от тебя сочувствия. Да, ругать ты не стала, как обычно, что я наивная, а обратилась ко мне Рая. Что это за Рая? Особенно, когда говорят Рай! Это разве имя человека? Недоразумение, а не имя! Раиса ещё терпимо. Ну, что теперь, если наивная? Виновата, что уродилась такой?.. Тут ещё одна высказала мне, когда стояла на остановке. Нет, не про имя. Уж не помню с чего начался разговор, кажется про то, что автобусы отменяют, мол приходится звонить на автостанцию, а там не всегда трубку берут или долго занято. И, как назло все разъехались с остановки, осталась я и эта женщина предпенсионного возраста. Да ещё припекало изрядно, солнце напротив. Пришлось плащ снять. Автобусы наши ещё не скоро и она начала говорить о своих впечатлениях по разным местам нашей области и спрашивать моё мнение. Мне пришлось сознаться, что там, где она перечисляла я не была. Тогда она спрашивает:
– Вы не местная, не из этой области?
– Из этой. С рождения живу тут, в Магнитогорске, – можно сказать отвечаю с гордостью.
– Судя по вашим ответам, область, в которой живёте практически не знаете. Наверное, некогда: муж, дети?
– Нет, я не замужем и детей ещё нет.
– Так вы никуда не выезжаете из Магнитогорска?
– Выезжаю иногда, в отпуск. А вы работаете в музее или экскурсовод?
– О, нет. Я сюда переехала около пяти лет назад и с тех пор знакомлюсь с Челябинской областью, иногда по выходным уезжаю куда-нибудь. Здесь много интересных мест.
– Вроде бы да, что-то об этом слышала.
– Только слышали и вроде бы?
И, Наташка, если бы ты видела, как эта женщина на меня посмотрела! Как на ходячее недоразумение! Если не хуже. И мне стало стыдно, ведь она права! Ведь я ещё молодая, а, что знаю об области, где живу? Что могу посоветовать приезжим, если спросят? Ведь ничего не знаю! Дом-работа, работа-дом. Прямо какое-то откровение свыше произошло! А, может не случайно, что у меня украли деньги? Может быть мне в этом году не следует никуда уезжать далеко? Кто знает, что могло бы произойти? Ты будешь смеяться надо мной. Ну и ладно, смейся. Да, ты скажешь, что, конечно, не случайно, потому что украли у меня, а не у кого-то ещё. С тобой, мол этот номер не прошёл бы. Возможно, ты права. И всё же у меня почти вдруг проснулся интерес и я стала намечать маршрут своего отпуска, исходя из того, что осталось. Надеюсь на поездки по области хватит…»
«… ну, Натуль, ты зазналась, столица тебя испортила. «Что может быть интересного в провинции, в глубинке?!» Вот назло тебе, докажу, что много чего интересного. Взять хотя бы сначала наш родной с тобой Магнитогорск. Что ты помнишь о городе? Что я знаю? Очень мало, надо признаться. Водили нас на экскурсию в музей, так когда это было, ещё в школе! Помню, что предки дедушки мамы из станицы Магнитной. И почти всё! И, не дожидаясь отпуска в ближайший выходной отправилась в музей, чтобы оживить давние сведения. И ещё, мне пришло в голову попробовать посмотреть на город глазами приезжего. Натуль, представь, привычное и обыденное стало восприниматься не совсем обычно. Даже стыдно, что почти ничего не знала о родном городе.
На днях попалась фотография приземистого здания под куполом, над входом огромные буквы: госцирк. Внизу под фото – г. Магнитогорск. Ну, да фото явно несовременное, но наш цирк не такой, даже папа его другим не помнит. Пошла в музей, уж там то должны знать. И старушка одна, смотритель, увидев фото, рассказала. Оказывается, ещё когда металлургический комбинат не был достроен стали вдоль одного из краев парка строить цирк. На народные средства и на энтузиазме самих жителей городка. Никаких государственных вложений не было. Здание соорудили из деревянных брёвен, досок, брусьев. Удивительные люди! Будто из другой планеты! Сейчас кто бы стал по собственной инициативе почти всем зарождающимся городом тратить время, силы на строительство цирка? А 1931 году потратили и помещения цирка работали до 1966 года. Чего там только не проводили: само собой цирковые представления, а также партийные собрания, конференции и разные мероприятия. Да, ещё через несколько лет хотели пристроить второй этаж, но старушка не помнит был он или нет. Когда здание обветшало представления прекратили и готовился проект нового современного цирка, но в старом ещё почти четыре года проходили репетиции, пока его окончательно не закрыли в 1970. А через пять лет открыли новый, который нам всем известен…»