У многих людей есть своя сложившаяся точка зрения на причины гибели группы Дятлова. Чаще всего она сформирована на основе чужих мнений и взглядов после просмотров видеороликов, фильмов и телепередач. Каждый человек имеет право на собственное мнение и может предложить свою версию развития событий. Но этого недостаточно, необходимо её отстоять и найти убедительные доказательства.
Есть версии мистические и фантастические, имеющие узкий круг поклонников. Такие версии не следует принимать всерьёз до тех пор, пока не будет доказано существование явлений, которые пытаются сделать виновниками трагедии. НЛО, снежный человек, сказочные персонажи, потусторонние силы хороши для выдуманных животрепещущих историй, но совершенно не подходят для роли виновника в реальной гибели туристов. При рассмотрении версий и гипотез необходимо использовать критическое мышление и философский принцип Бритвы Оккама: «Не нужно множить сущности без необходимости». Не нужно пытаться объяснить непонятное событие с помощью ещё более загадочного явления. Версия должна быть логично обоснованной, и опираться на объективные данные. Мы рассмотрим несколько популярных версий, которых придерживается большинство, и найдём их недостатки.
Главный источник информации – это протоколы допросов с показаниями свидетелей. Во многих из них отражено то, что увидели люди, побывавшие на месте событий и принимающие участие в поисках. Следующий источник – журнал с текстами радиограмм, в которых передавалась оперативная информация о ходе и результатах поисков. Есть ещё походные дневники, где туристы записывали свои впечатления. Всё это можно найти в опубликованных материалах уголовного дела.
Одна из самых популярных версий – убийство, жестокое и тщательно замаскированное. На эту мысль наводят травмы троих участников похода: переломы рёбер, вдавленный перелом черепа, многочисленные ссадины и ушибы. Кажется, что версия с убийством будет самая сильная. Но схожие травмы люди получают в ДТП, при падении с высоты, на производстве, на спортивных соревнованиях и во время горных восхождений. Поэтому криминальные версии, построенные только на анализе травм, будут неубедительны. В них найдётся множество противоречий, которые я перечислю.
Первое, что не стыкуется с этой версией – сами травмы. У судмедэкспертов есть методика для выяснения источника травм и способа их нанесения. Травмы дятловцев не соответствовали ни одному известному типу оружия. Они характерны для падения с отбрасыванием, как при наезде автомобиля на пешехода, или при столкновении движущегося человека с твёрдым предметом. При разработке версии придется отбросить мнение судмедэксперта и придумывать что-то своё.
Второе, что нужно найти – это мотив преступления. Все возможные криминальные версии отработаны следствием ещё в 1959 г. Представителей народности манси, которые жили и охотились в этом районе, допросили с пристрастием, и их причастность не подтвердилась. Побегов из ближайших мест заключения не было. Всё, что осталось, подойдёт для фантастической повести, но не для спортивного туристического похода. Придумать мотив и назначить виновников недостаточно, придётся искать доказательства, а это окажется намного сложнее.
В истории известны случаи нападений на туристов с целью ограбления и даже их гибели от рук нападавших. В таких преступлениях обычно понятны и мотив и картина преступления. Но мы ищем причину гибели всей туристской группы, а не одного или двух человек. Мне не удалось найти ни одного примера жестокой расправы над группой туристов во время спортивного похода.
Группа Дятлова шла по труднодоступному району. Шансы столкнуться с бытовыми конфликтами и преступлениями уменьшались по мере удаления от населённых пунктов. Горная местность, где погибла группа, зимой непригодна для охоты и оленеводства, и в те годы была малопосещаемой.
Следов посторонних лиц и диких животных на месте трагедии никто не видел. При этом брошенную палатку дятловцев нашли по лыжному следу, а на склоне местами виднелись отпечатки ног туристов. В поисковой операции принимали участие несколько десятков человек. Они осматривали вещи, читали дневники, строили версии, делились мнениями. Никто из них, включая прокурора Ивделя Василия Ивановича Темпалова, не обнаружил на месте происшествия признаков нападения или убийства.