Песни – так называли короткие песни в Котласском районе Архангельской области в период их активного бытования, отсюда и название книги. Это сейчас в науке закрепилось для них обозначение «частушки».
Хранителями песенных (частушечных) традиций в той или иной местности являются отдельные исполнители, которые не только воспроизводят тексты песенных миниатюр, но и сами создают их. Яркий пример тому – автор-составитель этой книги Рубцова Зинаида Николаевна. Для книги она подготовила часть своего песенного репертуара, объединив все тексты в небольшие тематические подборки (у каждой песни строго фиксированное место). В книге точно отражён котласский фольклорный материал с сохранением диалектных особенностей. Перед нами репертуар одного исполнителя, им же самим подготовленный к печати.
Рубцова Зинаида Николаевна родилась 8 февраля 1935 года в деревне Печерино Захаринского сельского совета Котласского района Архангельской области. Деревня располагается недалеко от впадения в Северную Двину речки Вонгоды. На речке была водяная мельница, возле которой молодёжью было облюбовано место для гуляний. Собирались на гулянье молодые парни и девушки из соседних деревень, играли на гармошке, пели песни, плясали. Далеко были слышны игра гармонистов и пение девушек. С малых лет Зинаида Николаевна слушала любимые наигрыши и пение, сохранив любовь к ним на всю жизнь.
Семья Зинаиды Николаевны в немалой степени оказала влияние на формирование таланта исполнительницы. Отец, Кузнецов Николай Ильич, родился в деревне Печерино 19 декабря 1908 года. Он очень хорошо играл на гармошке, исполнял мелодию любой песни, хотя нигде не учился.
Мать, Кузнецова Мария Михайловна, родилась в деревне Печерино 24 февраля 1906 года. Она хорошо пела, имела замечательный голос.
Эти качества родителей передались Зинаиде Николаевне. Песни пела всегда, где бы ни находилась: на работе, дома, на природе. Темы песен соответствовали настроению и обстоятельствам. Всегда с удовольствием пела и плясала под гармошку, принимала активное участие в проведении разных мероприятий в сельских клубах и домах культуры.
Конечно, если заиграют, то Зинаида Николаевна и сейчас пустится в пляс.
Двадцать лет назад Зинаида Николаевна начала записывать свои песни и наигрыши гармонистов Котласского района Архангельской области. В 2004 году была издана часть песенного материала Зинаиды Николаевны (556 текстов) в сборнике «Песни о любви» (Архангельск: Издательство АГТУ, 2004 г.). В предлагаемой книге мы оставляем этот материал почти без изменений, с комментариями иполнительницы к отдельным тематическим подборкам. Издание не претендовало на научность по формальным признакам, но по сути оно отражало подлинный фольклорный материал нашей местности с небольшим количеством авторских текстов. После 2004 года Зинаида Николаевна продолжала записывать песни, подбирая их по небольшим темам. Так сложилось продолжение «Песен о любви», насчитывающее ещё 1246 текстов. В общей сложности издание содержит 1802 песни (частушки).
Частушки (короткие песни) расцветали одновременно с мастерством гармонистов, игравших на гармошках, хромках и тальянках. Множество песен отражают игру, отношение к гармонисту, содержат названия гармошек. Самобытные игроки на гармони обучались один у другого, навыки передавались из поколения в поколение, появились целые династии. Мы решили показать, насколько много было игроков в деревнях Котласского района в первой половине XX века, особенно на левой стороне Северной Двины. В 1980–1990-е годы ещё можно было зафиксировать разнообразные котласские наигрыши. Сейчас это сделать практически невозможно. Но мы отдаём дань памяти гармонистам нашего района и помещаем во второй части книги информацию об игроках, собранную Зинаидой Николаевной.
Вирячева С. Г., кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Котласского филиала ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова
Вечёрки, гулянья, гармонь
В первой половине XX в. и после Великой Отечественной войны в Котласском районе, как и в других сельских районах, в холодное время года были распространены вечёрки.
Клубов не было (первые клубы появились в начале 1950-х годов).
Место для вечёрок определяли по договорённости: выбирали дома, где жили девушки и парни, а также «снимали площадь» у одиноких людей.
Расплачивались с хозяином дровами или выполняли какие-либо работы по хозяйству.
Были и пустые избы. Их натапливали и устраивали вечеринки.
Девушки далеко на эти мероприятия не ходили, а парни приходили издалека. Приносили гармошки, керосин для освещения. В избе ставили лавки, начиная от порога, вдоль стены до переднего угла.
Если погода стояла холодная, то гармошки просушивали на поличах (полках), которые были в каждой избе, располагались вверху, над окошками.
Когда собиралось достаточное количество парней и девок, играли на гармошках, пели и плясали. Парни играли по одному, по очереди. Возле гармониста садилась запевала. Она начинала, другие подпевали.
Те девушки, которым надо было высказать свои чувства, садились к гармонисту.
Парни в избе не пели. Они пели, когда шли по улице на вечёрку или домой.
На вечер шли рядами, соединившись руками.
Отдельно шли девушки и парни.
Садились обычно девушка и парень парами, как дружили.
Эмоциональный характер носило пение при конфликтах – наперебой; соперницы старались перепеть друг друга.
Основные пляски: «Черевково», «Обоз», «Чижик», «Русская».
Наиболее распространённые названия гармони – тальянка (тальяночка), венка (веночка).
Соберёмте-ко вечёрочку,
Закажем всех ребят.
Будут самые фартовые
В тальяночки играть.
Вечер вечеряется,
Вечёрка начинается.
Где-то дроли долго нет,
С тальянкой не является.
Посмотри, подруга милая,
Каки сидят в рядах.
На них белые рубашки
И тальяночки в руках.
Все пришли, все пришли,
Все на лавки сели.
Твоего да моего,
Наверно, волки съели.
Гармонист в белой рубашке,
Словно лебединочка.
Он играет – сердце тает,
Как на речке льдиночка.