Эта книга была закончена 15 февраля 2022 г. События, начавшиеся неделей спустя, окончательно устранили у меня все, даже малейшие сомнения в её необходимости. Когда Вы будете держать её в руках, Вы будете делать это в новом мире. Новый мир, как незнакомое и внезапное, вызывает у человека ужас. Чтобы избавиться от него человек во все времена использовал адаптивную инверсию, т.е. приспосабливал среду для своих нужд таким образом, чтобы уменьшить страхи, которые он испытывает. Главным отличием человека от животных, тоже реагирующих на опасность коллективным поведением, является умение человека принимать меры для минимизации угроз, которые могут возникнуть в будущем. Так получилось, что предлагаемая Вашему вниманию книга относится к этим мерам.
Первый набросок книги я создал в 2016 г., планируя, что она станет второй частью теории Пессимизма 2.0. Предметом исследования её первой части был человек, его происхождение и основоустройство. Версия антропогенеза опиралась на экзистенциальную аналитику М. Хайдеггера. Вторая часть планировалась как исследование, посвящённое вопросу о том, каким будет человек, если он станет бессмертным, т.е. сумеет преодолеть ужас перед небытием. Материалом для исследования должна была стать история культурной среды, т.е. той искусственной среды обитания, которую мы создавали последние тысячелетия.
Как это нередко бывает, книга стала жить своей жизнью уже после первого варианта и заставила меня пересмотреть направление и основные задачи исследования. Поскольку теория пессимизма нового поколения представляет собой мировоззренческую философию, изначальная цель – понять изменения в сознании человека и, исходя из этого, его будущее, осталась. Однако будущее всегда зависит от прошлого. Однажды мне попалась очень удачная формулировка этой зависимости: «Прошлое не терпит другого будущего». Её автора я, к сожалению, запамятовал. Так в исследовании появились общественные отношения. В итоге его объектом стала триада: культурная среда – сознание человека, индивидуальное и коллективное – общественные отношения. Как только эта триада оказалась в центре внимания, стала ясна и основная задача исследования: попытаться понять взаимовлияние элементов триады друг на друга. Ответу на этот вопрос и посвящена эта работа. Методология и другие, менее масштабные, но также очень важные цели исследования подробно описаны в главе 10.
Работа получилась очень масштабной, поэтому её формат, хотя и сохраняет общность, не является строгим. Обо всех особенностях формата изложения говорится во вводных замечаниях к каждой части книги. Завершают исследование части, посвящённые истории России в XX в. и её дальнейшим перспективам, а также мировому государству, как системе международного разделения труда и развившейся вместе с ним мировой торговли. Обе части опираются на закономерности, выявленные при рассмотрении взаимовлияния среды обитания человека, особенностей его сознания и общественных отношений в истории разных стран.
Прогноз будущего России и мира является примером представления о возможных угрозах в будущем и полезным средством для сублимации ужаса, который возникает у Вас, дорогой читатель, при осознании своего бытия в новом мире, который выглядит незнакомым и внезапным. Именно это позволяет автору утверждать, что его труд будет Вам полезным.
P.S. Несколько слов об Украине. Сначала в работе была Глава, посвящённая ей. В ходе исследования стало понятно, что процессы, протекающие на Украине, имеют тривиальное объяснение в нашей теории и Глава была удалена. После начала специальной военной операции России на Украине я дописал небольшой текст. В нём кратко изложено видение трансформации Украины после 1991 г., и дополнен прогноз для некоторых стран. Этот текст выделен в соответствующем разделе курсивом.
Современному читателю, привыкшему к чтению в Сети и небольшим размерам текстов, рекомендуется прочесть часть I, вводные замечания и выводы во II, III и IV частях и далее всё до конца. Затем, если потребуется, остальное, чтобы оценить исследование целиком.
Читателю старой школы, привыкшему последовательно и скрупулёзно знакомиться с текстом книги, рекомендуется не изменять себе, чтобы оценить предлагаемую теорию.
Пессимизм нового поколения опирается на экзистенциальную аналитику М. Хайдеггера. Базовое для неё понятие «экзистенция» означает бытие человека и включает осознание собственной смерти. Экзистенция направлена к ней и ею ограничена. В момент осознания человеком своей экзистенции окружающая природа воспринималась им как бесконечно существующая, т.е. он умирал раньше, чем происходили заметные изменения в среде обитания. В сознании человека возникает когнитивный диссонанс между ограниченностью экзистенции и бесконечностью окружающего мира. Представление о смертности есть общее, присущее всем людям, поэтому степень диссонанса предельно высока: что может быть более значимо, чем собственная жизнь и мир, в котором ты есть? Действия, направленные на устранение диссонанса, становятся смыслом бытия человека, т.е. заботой. Причину заботы будем называть «волей к бессмертию». Итак, человеком движет воля к бессмертию.
На бытовом уровне воля к бессмертию выражена простой и понятной максимой: жить лучше, чтобы жить дольше. Достижению этой цели служит забота, которую также называют адаптивной инверсией.
Смысл заботы – преобразование природы для продления экзистенции. В результате создаётся культурная среда, т.е. мир, который является конечным. Содержание заботы – преобразование не-полезного, существующего без человека, в полезное, т.е. в то, что без него не существует. Всё, чего мы достигли сегодня, – следствие усилий по устранению когнитивного диссонанса, возникшего после осознания смертности нашими предками.
В процессе эволюции каждый новый вид более совершенен, т.к. является устойчивым к всё большему количеству внешних угроз. Человек выглядит таким следствием эволюции, которое способно противостоять всем уже известным ему угрозам и предотвращать появление новых, ещё не знакомых. Делать это он может потому, что способен создавать объекты, которых нет в природе. Создавая их, человек использует природу, что вызывает иллюзию единства, однако при этом он уничтожает что-то из неё (хотя бы для получения реакции горения), и результат хорошо виден в наши дни.
Говорить о единстве между антропогенной средой и природой нецелесообразно, хотя они существуют совместно. Логичным выглядит разделение множества объектов, окружающих человека и продлевающих его экзистенцию, на антропогенные и природные. Причём увеличение антропогенных объектов, в конечном счёте автоматически означает уменьшение природных, либо прямо – за счёт их преобразования, либо косвенно – из-за уменьшения возможностей для их существования. Это новое состояние – сосуществование природы и среды, созданной человеком при помощи адаптивной инверсии, В. И. Вернадский назвал ноосферой, считая, что она возникнет в будущем. Однако такое сосуществование, но в локальных, а не планетарных, масштабах имеет место уже давно. Природа и культурная среда вместе служат продлению экзистенции человека. Выделим из ноосферы антропогенную компоненту и обозначим её термином «