Чтобы играть красиво, как говорят, с душой, надо любить пианино, клавиши, ноты, но прежде всего – музыку. Музыку как способ слышать свою душу и огромный незримый мир, который она открывает, прокладывая нам дорогу к чуду из обыденного трехмерного бытия.
Великолепие – это, прежде всего, великодушие. Велико-лепие – это значит, что лепим мы эту красоту своей душой. Во всех своих книгах я провожу подобные аналогии, разбивая слова на слоги и находя общие смыслы в казалось бы несвязанных словах. О душе мы говорим на моих уроках и с детьми, и со взрослыми учениками. Потому что для меня душа – не абстракция, а конкретное поле и средство деятельности по преображению ученика и его внутреннего мира.
Важно понимать, что чтобы чему-то научиться, нужно позволить себе меняться. Это касается и тела, и привычек, и убеждений. Дети делают это легко, а взрослым, особенно в возрасте за 50, бывает тяжело.
Души детей изначально талантливы. Но чтобы они превратились в великие, мощные личности, надо дать ребенку увидеть его потенциал. Напомню о том, чего нельзя делать, чтобы не помешать ребенку раскрыться. Надо стараться его НЕ ЗАКРЫТЬ, не затормозить, не заглушить его чутье, слух, вкус к прекрасному, когда вы видите, что они проявляются.
Позвольте этому быть – вот магическая формула обретения души. Пусть будут до поры нарушены правила, которые вы помните из музыкальной школы, ради прекрасного мига творчества, которое идет из ребенка!
Иногда конечно это позволение превращается в маниакальное стремление «мамочек» разрешать чаду чинить любой беспредел. Это не то, о чем я говорю. Увидеть, где в ребенке проявление души и творчества с большой буквы, а где «мазня», помогает талантливый преподаватель, Учитель в духе. В школах искусств таких, к сожалению, почти нет. Не задерживаются они там, где нет свободы, и уходят в частное преподавание, а оно, как вы знаете, редко бывает способно даже прокормить человека. Вот так и живем…
На своем примере могу сказать: талант пробивается. Как росток. Душа не дает жить спокойно, пока ты не поймешь, что талантлив и обязан нести это в мир. По крайней мере, она пробивается к самому себе, чтобы видеть и улучшать себя и затем все вокруг по образу и подобию мира высокого. Конечно многие таланты уходят в безвестность, не раскрывшись даже для самих себя, не поняв прелести и бескорыстия этого пути. Некоторые спиваются или деградируют как-то иначе, некоторые становятся обычными людьми – бездарными и бездушными. Это трагично. Чтобы помочь им, я преподаю и пишу эти книги.
Талант – это всегда смелость. Нет, не наглость, не хамство. Смелость как подвиг, как широкий жест, как дар. Великолепная игра – подарок миру от вашего сердца. Это гениальный прыжок в неведомое ради человечества, ради детей, которым еще не все равно и стариков, которым уже не все равно. Ради тех, кто умеет совмещать мысли и чувства.
Все, чему я учу людей от мала до велика, связано с развитием чувствительности. Я называю этот метод чувствознанием. «Чувствую – значит, знаю» – вот наш девиз.
Когда мы учимся петь, мы понимаем: «Пение – это ощущение». Ощущение голосовых связок, диафрагмы, позвоночника, рук, ног и т.д. В пении участвует все тело. Поет тело и пространство вокруг певца, формируя голосовой столб звука по вертикали и перенаправляя эту энергию по горизонтали – на слушателя.