Денис Целых, Александр Мостовой - По прозвищу «Царь»

О чем книга "По прозвищу «Царь»"

Александр Мостовой – самый яркий российский футболист поколения 90-х. Его талант восхищал всю Испанию, где он выступал на протяжении восьми сезонов. «Царь», как называли Мостового в этой стране, заслуживал того, чтобы играть в величайших клубах Европы. Но карьера Мостового получилась неоднозначной. Венцом стало грустное расставание со сборной России из-за конфликта с тренером Георгием Ярцевым. Сам футболист считает, что мог достичь в своей жизни гораздо большего. Почему этого не произошло? Ответ Александр пытается дать в своей автобиографии.

О Мостовом в этой книге рассказывают его родители, а также такие видные футбольные фигуры, как Олег Романцев, Валерий Карпин и Игорь Шалимов.

Из книги Мостового вы также узнаете:

– Как и почему на первых порах он прогуливал тренировки в «Спартаке»?

– Почему Олег Романцев с самого начала был уверен, что будет гордиться Мостовым?

– Как Валерий Шмаров забивал свой легендарный штрафной киевскому «Динамо»?

– Что возмущало Мостового в психологии игроков испанской «Сельты»?

– Как происходило его грустное расставание со сборной России?

– Как и почему Мостовой не стал заканчивать карьеру в родной стране?

– В какой сегодняшней российской команде он хотел бы играть?

Бесплатно читать онлайн По прозвищу «Царь»


© Мостовой А., 2016

© ООО «Издательство «Э», 2016

* * *

Вступление. Парадоксов друг

У Александра Мостового, пожалуй, самая парадоксальная судьба из игроков поколения 90-х. Возможно, самый талантливый российский футболист за последние двадцать лет, он по большому счету ничего серьезного за свою карьеру не выиграл – за исключением двух ранних спартаковских чемпионств и Кубка Португалии, к победе в котором имел весьма незначительное отношение.

За границей он не поиграл в великих командах, хотя имел для этого все данные и возможности. Удивительно: не боясь в своей жизни плыть против течения, он так и не рискнул уйти из своей средненькой «Сельты». Парадокс? Да, и далеко не единственный в его судьбе.

Возможно, Александр обидится на это мое «средненькая». Ведь он превратил «Сельту» в настоящую грозу испанских авторитетов. И даже дотянул до Лиги чемпионов. Но уверен, что он однозначно согласится с другим посылом: по своему таланту, сполна оцененному в Испании, таланту русского футбольного царя, Мостовой мог играть в командах гораздо более высокого уровня – «Реале» и «Барселоне», вратарей которых он не раз огорчал в личных встречах.

Он, конечно, и без того достиг многого. Несколько лет подряд был капитаном иностранной команды, завоевал уважение и признание европейских болельщиков. Ему, наконец, собирались ставить памятник – еще при его футбольной жизни! И при этом никто не наградил прощальным матчем… Странно и грустно.

В сборной у Александра тоже все сложилось как-то парадоксально и нелепо. По числу проведенных в ней лет (14) Александр превзошел всех российских футболистов последнего времени. И именно матч за национальную команду, по сути, поставил крест на его карьере. Послематчевое интервью откликнулось публичным порицанием и отчислением.

Возможно, ему тогда не стоило давать оценки по горячим следам. Но нежелание проигрывать и обостренное чувство справедливости сыграли свою роль.

Сам Саша, вспоминая тот инцидент, часто использует слово «смешно». Что лично мне почему-то навевает ассоциации со строками известной песни Владимира Высоцкого «Прерванный полет».

Помните? «Смешно, не правда ли, смешно, / Когда секунд недостает? / Недостающее звено, / И недолет, и недолет…»

То, что его карьера прервалась не в разгаре, а на излете, не меняет общей сути. До сих пор не покидает ощущение: чего-то он недорешил…

Один испанский ежегодник, предваряя сезон 2003/2004, выделил в «Сельте» трех игроков, дав им короткие характеристики. Вратаря Оскара Каваллеро он окрестил «опора», нападающего Саво Милошевича – «голеодор», Александра Мостового – «гений». Емко, но как выразительно!

Сам Александр как-то признался: «Моей голубой мечтой было бы сыграть за «Барсу» времен Круиффа. Представляете: Стоичков, Ромарио, Куман, Мостовой… Я, думаю, хорошо бы смотрелся с Лаудрупом в центре поля».

Не сложилось. А жаль. Его в такой команде на самом деле хотелось бы представить. В ней он однозначно не был бы худшим.

Денис Целых

Личное дело

Александр Владимирович Мостовой

Полузащитник.

Родился 22 августа 1968 года.

Рост – 179 см.

Вес – 76 кг.

Воспитанник футбольной школы ЦСКА.

Карьера – «Красная Пресня» (Москва), «Спартак», «Бенфика» (Португалия), «Кан» (Франция), «Страсбург» (Франция), «Сельта» (Испания), «Алавес» (Испания).

В высшем дивизионе чемпионата СССР дебютировал 7 июня 1987 года, провел 106 матчей, забил 34 гола. В чемпионате Португалии провел 9 матчей. В чемпионате Франции провел 76 матчей, забил 18 голов. В чемпионате Испании провел 240 матчей, забил 57 голов.




За сборную СССР/СНГ провел 15 матчей, забил 3 гола. За сборную России провел 50 матчей, забил 10 голов.


Достижения

Чемпион СССР: 1987 г., 1989 г.

Обладатель Кубка СССР: 1992 г.

Обладатель Кубка Португалии: 1993 г.

Победитель Кубка Интертото: 2000 г.

Участник чемпионатов мира: 1994 г., 2002 г.

Участник чемпионатов Европы: 1996 г., 2004 г.

Чемпион Европы среди молодежных команд: 1990 г.

Обладатель приза «Лучшему дебютанту» чемпионата СССР: 1987 г.

Награжден медалью «80 лет Госкомспорта России».

Глава 1. Дикие слова Ярцева

«…Я еще надеялся, что это не конец. Ждал предложения от «Спартака», но оттуда никто так и не позвонил. И постепенно я смирился с тем, что приходится заканчивать».

…Свой телефон я отключил. В душе – опустошение. Не хочется абсолютно ничего. В том числе смотреть этот треклятый чемпионат Европы. Сердцем я уже тогда понимал: это конец. Конец карьеры… Никак не мог подумать, что все завершится так буднично.

Кто-то скажет: Мостовой вовремя повесил бутсы на гвоздь. 35 лет – возраст для футболиста солидный. Из-за травм многие заканчивают гораздо раньше. Но я хотел большего. Всегда говорил знакомым: буду играть, пока коленки не сотрутся. Они в ответ шутили. Вот и летом 2004 года верил – еще годик-два попылю. Роковой матч с Испанией перечеркнул эти надежды.

После той встречи, к которой вернусь еще не раз, я пребывал в полнейшем шоке. Больше всего резанули слова Ярцева: «Мостовой – не футболист». Это же надо было такое придумать!

Удивительно слышать, что я средненький игрочок, после 17 лет в футболе, после «Спартака», после моих сезонов во Франции, в «Сельте», где я был капитаном. Ладно бы сравнили с Марадоной. Но в пример ставились игроки, которые добились в футболе гораздо меньше, чем я. Мол, вот они – футболисты, а Мостовой – никто. Дикость!

Да, у меня непростой характер – спортивный, боевой, жесткий. Я всегда говорю то, что думаю, никогда не прячусь за чью-то спину. Хотя в жизни – стеснительный.

Впрочем, в моей карьере уже была похожая история. В 1997 году сборная России, которой руководил Борис Игнатьев, играла отборочный матч с Кипром. На последней минуте, при счете 1:1, я упустил очень хороший момент. Выгодный, голевой. Бил головой с трех метров, но мяч попал в кочку и изменил направление полета. В итоге в сборной на меня повесили всех собак и на год забыли о существовании такого футболиста, как Мостовой. В клубе я был стабильно одним из лучших, а в сборную не звали, хоть ты тресни! Уже тогда недоумевал: ну как так можно?! Оказывается, можно.

Вот и через семь лет я стал крайним. Мой бедный телефон не умолкал в течение месяца. Откуда только журналисты не звонили: из Испании, Португалии, Франции, Германии! Я отключал сотовый на целые дни.

Эмоции журналистов мне понятны: Россия на том чемпионате была представлена всего двумя игроками, которых в Европе знали и уважали, – Мостовым и Аленичевым. Что же произошло, почему Ярцев так поступил? Никто не понимал – не понимал и я. Зачем стоило из моих в общем-то обычных послематчевых комментариев раздувать скандал?

Тот момент я помню как сейчас. Проиграли, причем по делу. Иду из раздевалки, вижу толпу журналистов с телекамерами. Кричат: «Александр, несколько вопросов». Останавливаюсь, несмотря на то что настроение отвратительное. Игра очень сильно разочаровала.


С этой книгой читают
Автобиография лучшего тренера России 1990-х годов.Его «Спартак» целое ДЕСЯТИЛЕТИЕ был флагманом оте-чественного футбола.Он воспитал ПЛЕЯДУ талантливых футболистов – таких как Александр МОСТОВОЙ, Валерий КАРПИН, Владимир БЕСЧАСТНЫХ, Дмитрий АЛЕНИЧЕВ, Егор ТИТОВ, Андрей ТИХОНОВ.Рассказ от первого лица: о тех временах, когда Романцев сам играл в «Спартаке» и сборной СССР, и о его ярчайшей тренерской карьере, которая резко оборвалась в середине 2000-
Христофор Колумб был тем, кого лев Николаевич Гумилев называл пассионариями. Интересно было бы проследить формирование этой внутренней пассионарности. Что способствовало тому, что Колумбом овладеет великая цель? Воспитание? личный пример родителей (это как раз представляется сомнительным, если его отец был действительно ткачом)? Или же он стал таким не благодаря, а вопреки воспитанию и влиянию окружающей его действительности? Все эти вопросы оста
«Не было ни одного врага, которого он бы не победил, не было ни одного города, которого бы он не взял, ни одного народа, которого бы он не покорил», – так говорили об Александре Македонском древние историки. За всего лишь одно десятилетие Александр сумел создать державу, равной которой не знало человечество. О жизни великого полководца и государственного деятеля, о событиях эпохи царствования Александра Великого и рассказывает эта книга.
В 1784 году Наполеон Бонапарт окончил парижскую Военную школу сорок вторым по отметкам из 130 обучавшихся. В 21 год он – младший лейтенант артиллерии. В 24 – бригадный генерал. В 25 – "спаситель Республики", подавивший роялистский заговор. В 30 – первый консул Франции. В 34 – император Франции. Затем были войны, великие победы "гения войны", покоренная Европа, лежавшая у его ног. Но все завершилось маленьким островом в Атлантическом океане, где о
Герои этой книги – 10 великих полководцев, живших в различных странах и эпохах. Имена этих людей вписаны в историю человечества, но не золотыми, а красными буквами. Самое выдающееся сражение часто является и самым кровавым. Вряд ли стоит осуждать в этом героев нашей книги, но так хочется, чтобы список «гениальных полководцев» был закрыт навсегда…
Вале нравился уравновешенный Илья, но она привычно уступила кавалера своей более напористой подруге Галине. А сама вышла замуж за требовательного Степана. Галка на Валиной свадьбе рассказала, что Илья ушел в армию и теперь ждет от нее писем. Но она писать не собирается, потому что не желает терять два года. Валя тайком от мужа пишет ему письмо от имени вероломной подружки. Проходит много лет, и совершенно случайно в руки Валентины попадает новое
Сима никогда не знала своего отца. Центром ее вселенной была яркая, неординарная, ни на кого не похожая мама. Она внушала дочери, что женщина должна отводить мужчинам как можно меньшую роль в своей судьбе. Сима была бы рада следовать материнским советам, но однажды на ее жизненном пути появился Марк…
Прошлое и настоящее идут рука об руку, и для того чтобы идти вперед, требуется отпустись то, что тянет нас назад. Герой книги меняет свою жизнь, пытаясь вырваться из болота прошлого и познать себя в реальном настоящем.
Все мы в той или иной степени помним своё детство. Многие жили или приезжали в деревню к родственникам. Моя память сохранила такие моменты деревенской жизни как сенокос, купание в речке, встреча табуна, сбор ягод. Я помню запахи старых, согретых солнцем, брёвен, спелых яблок, свежего мёда, вкус молока с растолченной малиной, хруст свежего хлеба, бабушкин ласковый голос. Такие тёплые воспоминания складываются в красочную мозаику, согревающую душу.