На путь Рерихов я попал волею судеб. Я слышал о Николае Рерихе, знал его как художника, путешественника, но глубоко не был знаком с его учением и не увлекался им. Но однажды ко мне обратилась английская писательница и журналистка Софи Робертс и попросила сопровождать её на Алтай, в горы. И мы поехали из города Бийска в путешествие. Доехали до Верхнего Уймона, посетили музей Рериха. Следующее путешествие наше было в Монголию, куда нас попросили доставить из Новосибирска пианино в подарок монгольской пианистке Одгэрэл. И мы везли этот инструмент через Бурятию и Монголию до Улан-Батора, затем до Каракорума. Обратно возвращались через Ташанту, и этот маршрут был как раз по пути Рериха. Таким образом, мы повторили немалую часть того маршрута, по которому следовали в своё время Николай и Елена Рерихи, встречали разных людей, увлеченных их учением, и эти люди немало рассказали о них. Всё это позволило мне заново открыть для себя Рериха, более глубоко проникнуться его идеями и понять, насколько важно для нас, современных людей, было бы приобщиться к этим светлым идеям. Стать на путь добра. Эта книга – попытка ещё раз напомнить людям о том, что такой путь возможен и в наши непростые времена. И Николай Рерих – один из тех Учителей, которые должны помочь нам встать на этот путь.
По данным Игоря Буккер «В начале Коля Рерих, уступая воле своего родителя, поступил на юридический факультет. Но, получив высшее образование, он не пошел по стопам отца и ни дня не проработал по специальности. Весь юношеский пыл был направлен на изучение истории, археологии, этнографии, философии и, главное, живописи. Первая выставленная его картина была приобретена знаменитым коллекционером Третьяковым и получила благожелательный отзыв Льва Толстого. У Рериха были отменные учителя по этой части, а с 1895 года он занимался в студии знаменитого мастера пейзажной живописи Архипа Ивановича Куинджи.
В этом же году Елена Шапошникова с золотой медалью окончила Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге и поступила в музыкальную частную школу, директором которой был профессор игры на фортепиано Иосиф Александрович Боровка. Но познакомится она с будущим мужем только в 1899 году в имении директора Российского археологического общества князя Путятина, своего дяди.
Неизвестно, что побудило человека с явно художественными задатками и тягой к спиритическим сеансам, кроме того бывшим явным антисоветчиком, клеймившим большевистский режим в эмигрантской белогвардейской прессе, броситься в объятия Советской власти. Осенью 1924 года Рерих переправился через океан в Европу и посетил представительство СССР в Берлине, где встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и его помощником Г. А. Астаховым.
На стоянке в Бурхан-Булате Рерих дал знаменитое письмо махатм для передачи Советскому правительству и ларец с землей на могилу «Махатмы Ленина». Эти дары Николай Константинович в июне 1926 года вручил лично наркому Чичерину, а тот передал их в Институт Ленина.
В октябре 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», позже переименованную им в «Явление срока». Тем не менее в Москве она была выставлена под своим первоначальным названием. В дарственной Рерих собственноручно начертал: «Гора Ленина».
Николай Рерих умер 13 декабря 1947 года. Последние годы поклонник махатм жил и работал в Индии. Там же 5 октября 1955 года скончалась и Елена Ивановна. В памяти людей Рерихи оставались прежде всего деятелями русской культуры.»
Живя в Индии, Елена и Николай Рерихи увлеклись Йогой, написали несколько произведений посвящённых этому учению. Широко его пропагандировали.
В книге Агни Йога. Великое наследие (сборник) – Николай Рерих ставил на первое место духовные, моральные ценности, а не материальные.
Он писал «Мерила Наши не имеют ничего общего с условными пониманиями. Чтобы проникнуть в Наши формулы, нужно отринуть материальные привязанности.
Учение Мое может раскрыть волны испытуемой Акаши. Приветствуйте радость искр. Не изменчивость, но углубление задания. Являя Нашу волю, можете лишь приближаться. Мое желание – охранить красоту духа.»
Уважительно относился К Христу. «Страдания и воскресение, то есть разложение материи Христом, дали утонченный подвиг земного достижения. Но о разложении тела на атомы никто не знает, говорят о похищении тела учениками.
До клеветы старого мира нет дела, каждая подлинность подвига нужна для Космоса. Творчество подвига подобно каждому процессу творчества. Углубляя форму, даем вековой кристалл. Чутье совершенства подымает дух творческих проявлений. Христос, будучи реалистом, пожелал, чтобы феномену разложения предшествовал подвиг полного сознания.»
Некоторые считают, что в книгах не может быть йоги как процесса. Его невозможно описать, поскольку он не вербализуем. Йогу нужно пройти, а не прочитать. Рерихам удалось описать и пройти.
Остановись в Верхнем Уймоне, Николай Рерих совершал конные поездки по окрестностям, староверы рассказали ему с Беловодье – земле счастья и благоденствия, он упорно её искал и скорей всего нашёл в долине у подножья г. Белуха.
г. Белуха. Фото Виктора Викторова.
В тех местах залегают белые каолинитовые глины, все ручьи речки протекая по ним их размывают и вода приобретает белый цвет. отсюда и название этих мест – Беловодье. По видимому Елена и Николай Рерихи там медитировали и общались с Учителем.
Но сам Рерих был выше этой суеты: тайные операции, финансовые коллизии не занимали его. В его голове царили мысли о будущих экспедициях, рождались образы для еще не написанных полотен и слова для новых книг. Продолжением и развитием той самой, отброшенной императором, программы защиты культурного наследия ему представлялся новый всеобъемлющий документ мирового звучания: «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – так он будет называться официально или же, без протокола, «Пакт Рериха». Именно тогда, в 1928 году, после возвращения из экспедиции, Николай Константинович начал работу над этим эпохальным документом. Государственные системы, которым всегда было «не до того», дали трещину. В 1935 году первые страны поставили свои подписи под этим историческим пактом. Договором, соединяющим мир за окном и волшебный мир Рериха.
Н. Рерих утверждал «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата „священного источника“. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем.»