Лидия Згуровская - По следам четырех сезонов. Крымский календарь природы для детей

По следам четырех сезонов. Крымский календарь природы для детей
Название: По следам четырех сезонов. Крымский календарь природы для детей
Автор:
Жанры: Детская познавательная и развивающая литература | Книги для дошкольников
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "По следам четырех сезонов. Крымский календарь природы для детей"

Книги Лидии Згуровской отличают научная достоверность и художественность, познавательность и занимательность. Ее писательская манера легко узнаваема, а тема всегда важна и актуальна. Новая книга автора – тоже о природе, о любви и бережном отношении к ней, о беспокойстве за день завтрашний каждой «травинки и животинки». Здесь много научных и исторических фактов о флоре и фауне Крымского полуострова, сведений фольклорного характера, органичны цитаты из мировой и отечественной литературы и свои собственные. А еще – чувство юмора, уместного и ненавязчивого. Ее адресат – учащиеся разных возрастов, а также их родители, учителя и воспитатели.

Бесплатно читать онлайн По следам четырех сезонов. Крымский календарь природы для детей


© Згуровская Л.Н., текст, 2013

© Фесенко А.В., иллюстрации, 2013

© «Н.Орiанда», оформление, макет, 2013

Весна

Откройте, дети, окна, впустите птичий свист

Кукушки нежный плач в глуши лесной
Звучит мольбой тоскующей и странной.
Как весело, как горестно весной, —
Как мир хорош в своей красе нежданной!
Константин Бальмонт

Пожалуй, нет другого времени года, которого все ждали бы с таким нетерпением, как весну. У этой самой весны чего только нет в щедрых руках: охапки дикого разнотравья, корзины цветов, новорожденные звереныши, росплеск ярких бабочек, а уж от птичьего многоголосья в лесу уши закладывает.

Однако не будем валить все весенние новости и радости в одну кучу. Начнем с деревьев. Они уже на старте, прошли все подготовительные стадии и вот вот наденут свои зеленые «сюртуки» и «платьица». Наши предки чтили в самом начале весны две знаменательные даты: 9 и 25 марта (по старому стилю). Девятое марта – День сорока Севастийских мучеников, или проще его называли «Сорока́ми». На эти Сороки деревья «отпущаются» после зимней спячки, они пробуждаются, в них начинается сокодвижение. Без этого, будь то крошечная травка или многотонный дуб, не расцвести им и потомства не оставить. День 25 марта (по новому стилю – 7 апреля) – праздник Благовещения. Считалось, что именно в этот день Бог благословил все растения на щедрое цветение и долгую жизнь.

Сроки распускания у деревьев разные. Есть деревья-торопыги. Кизил, терн, граб, орешник, ольха, миндаль, вяз, алыча, тамарикс. Стоит пройти первому весеннему дождику и раз-другой дунуть теплому ветерку с юга – и вот уже встрепенулись эти первые, очнулись, протянули навстречу весне рукастые ветви, ведь после весеннего дождика, как говорили встарь, даже камни растут, а у деревьев почки «разбиваются». Бывает так, что вчера еще голая ольха за одну ночь, к весеннему утречку, цыплячьим пухом новорожденной листвы покрывается. Это же подметил и польский поэт Юлиан Тувим:

Крошки, капельки-листочки
Вышли из дому, раскрылись,
Туго свернутые почки,
Лопнув ночью, распустились.

А возьмите кизил. Из торопыг торопыга. Этот и в феврале может зацвести. Смотря какая погода случится. В марте цветет тополь черный. И листовые, и цветочные почки у него пузатенькие, клейкие и душистые. Из раннецветущих в Крыму и миндаль. Разоденется в розовое и стоит среди голых еще собратьев в горах – щеголь щеголем. Первых в году пчел поджидает. И тут уж встречная обоюдная радость и у дерева, и у пчел.

Красавец церцис тоже из рано зацветающих. Это тот самый церцис, на котором, по преданию, Иуда, предав Христа, повесился. Выбрал же, негодник, такое нарядное дерево, запоганил его на веки вечные, а ведь без этого церциса весна на Южном берегу Крыма как бы обделенная, будто песня недопетая. Русский поэт Николай Заболоцкий так написал об этом:

Когда, страдая от простуды,
Ай-Петри высится в снегу,
Кривое деревце Иуды
Цветет на южном берегу.
Весна блуждает где-то рядом,
А из долин уже глядят
Цветы, напитанные ядом
Коварства, горя и утрат.

«Цветы, напитанные ядом» – это конечно же поэтическая вольность. Они вовсе не ядовиты, как и все растение в целом, просто слава об иудином дереве худая. По другой версии, виселицей для Иуды послужил не церцис, а исконно русское дерево осина, и с тех пор якобы лист на осине дрожит от страха. Давно известно, что даже при полнейшем безветрии крона осины шелестит и «шепчется».

На кустах свисает паутина:
Ветер где-то сник на полпути.
Тишина… И лишь одна осина
Шевелит губами в забытьи.
Л.Вышеславский

Интересно, что у рыбаков периоды цветения деревьев связаны с целым рядом народных примет: «Зацвела ива – морской окунь пошел на крючок», «Шиповник цвет выкинул – карась стеной попрет», «Цветет черемуха – улов лещей».

А как празднует весну крымское разнотравье? Тут уж не только пары страниц будет мало – в целый том не уложишься, так много этих трав. И с кого начать, кого пригласить в эту книгу, а кого нет? Если нет – это все равно что обидеть. Каждая травка посвоему хороша, у каждого цветка своя стать, своя красота, своя гордость. Начнем с раннецветущих. Их еще в науке эфемерами называют. Что такое эфемерность? Это как бы недолговечность. Рано, в конце февраля или в марте, оковы зимы сбрасывают, рано цветут, рано отмирают или затаиваются в почве, уходят на покой до новой весны и опять же до раннего пробуждения. Это о растениях – подснежниках. Жизненный цикл короток, а вот очарования и прелести через край. Лезут прямо из под снега в февральскую промозглость тоненькие стебельки с бутонами и стойко держат оборону против всех невзгод и даже морозов. Замороженные, чуть ли не звенят от хрупкости – до того стекленеют, а чуть потеплеет – вновь в рост и в цвет.

Пролеска двулистная, которую немцы называют «голубой зорькой», тоже любительница раннего цветения. Скромненько, как застенчивое дитя, вылезает из земли уже в начале марта, еще по холодам.

Голубенький, чистый
Подснежник цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…
А.Майков

«Галантный» подснежник торопится пробить головой снежный покров, и всё для того, чтобы успеть первым поздравить нас с приходом весны.


Опыляют пролески лесные муравьи. У них взаимовыгодный альянс. У пролесок очень жирные семена, а муравьи известные лакомки. Вот так и живут по принципу: «Ты – мне, я – тебе». У пролесок – оплодотворенные цветки, у муравьев позже – вкусные семена.

В новоселах весны числятся и фиалки. Эти милые обликом растеньица у разных народов были связаны с различными символами. Так, у древних греков фиалка – цветок печали и смерти. Ими украшали смертное ложе умерших девственниц, у них же венки из фиалок надевали на головы детям, которым исполнилось три года, в знак печали о том, что миновала у них самая беззаботная пора жизни. У древних галлов фиалки – символ скромности, невинности. Ими посыпали ложе новобрачных, ну а чаще всего это растение олицетворялось с ожидающей весну природой.

Март – время цветения многих видов гусиного лука, а чуть позже к ним подключается очень любопытная «горячая травка» аронник. Температура его «тела» выше температуры окружающей среды на несколько градусов. Аронник как бы сам себе терморегулятор. Что ему мартовские заморозки, если он при –5 может обеспечить себе +10!

В апреле, еще не выбросив свои листья, цветет очаровательное зеленое создание, похожее на мягкую магазинную игрушку, – прострел крымский. За обильную пушистость, напоминающую волосы старцев, японцы называют прострел «старец-трава». Летом прострел обзаводится очень предприимчивыми семенами. Во влажную погоду они набухают и без всякого понуждения со стороны ввинчиваются в землю.

Из ранневесенних трав упомянем еще примулы-первоцветы – крупночашечную и обыкновенную. У первой цветки колокольчатые и окрашены на любой вкус: белые, пурпурные, розовые, желтые, лиловые. Второй вид менее интересен, цветки у него однотонные желтые. У многих народов первоцветы называли «ключами весны».


С этой книгой читают
Это десятая книга Л.Н. Згуровской. Как и все предыдущие, она посвящена нашим соседям по планете – растениям и животным. Ее отличают занимательность изложения, легкость и художественность языка, познавательность. За две недели, проведенные в поселке на Восточном берегу Крыма, главный герой узнает много нового и интересного: почему сумах не понравился акулам, как первоцветам удается пробиться сквозь ледяную корку, почему в птичьих семьях встречаетс
«Мы считаем с Трулли-Пулли» – весёлая книжка с серьёзной задачей: помочь малышам научиться считать до десяти.Каждой цифре соответствует небольшое стихотворение – занятная история про зверушек или забавных гномиков – труллей. Если объединить все стихотворения, получится текст несложной и лёгкой для запоминания песенки с таинственным названием «Трулли-Пулли».Для самых маленьких и любознательных читателей.В формате PDF A4 сохранен издательский макет
Как рассказать самым маленьким о сложном? О Войне, Блокаде? Как узнать о покорении космоса? Понять вечные ценности? Лучше всего в стихах. Простым и понятным детским языком. В этих стихах есть факты. И в то же время, благодаря рифме, есть легкость восприятия. Важные фамилии могут появиться в лексиконе у ребенка.И о простом и самом любимом – об игре – сказку ребенку будет интересно послушать в стихах. Вот проверьте!
Девятилетний мальчик Робби живёт со своим дедушкой в маленьком городке. Их жизнь меняется, когда Роберт узнаёт давнюю тайну дедушки. Самые интересные и загадочные события начинают происходить в канун Нового года. Ведь это время волшебства!
"Сказки для мальчиков" – это сборник увлекательных историй, которые погружают юных читателей в мир магии, приключений и самопознания. Каждый рассказ наполнен яркими героями, волшебными местами и важными жизненными уроками. В книге представлены удивительные путешествия: мальчик Давид отправляется на поиски сокровищ затерянного острова, Федя исследует загадочную страну драконов и фей, Миша преодолевает магический лабиринт, а Андрей отправляется в к
Пользуясь подсказками снов, теперь больше нет робкого неуверенного в себе юноши. С детства прозванный трусом, Барвел меняется, распрощавшись со своими страхами. Вот только есть та, которая во сне пленила его сердце. И которая в жизни, как и во сне, не намеренна легко сдаваться. Барвела ждут испытания, чтобы заполучить себе в жены принцессу Солнечного королевства. Когда же все кажется позади, и они обвенчаются перед богом и людьми, судьба преподно
Он выбрал одиночество и бесчувственность. Он уже давно не испытывает жалости к представительницам противоположного пола, считая их или жадными сучками, или легкомысленными дурочками, или психопатками. И если первые 2 качества можно было выявить сразу, то последнее могло проявиться слишком поздно. Как и произошло в последний раз, когда Ник Торнадо пожалел девушку. Теперь он стал умнее. Вся ее жизнь делится на до и после. До автокатастрофы она была
Двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия стали временем суровых испытаний для Армении. По образному выражению писателя страна оказалась «между молотом и наковальней», подвергаясь необоснованным притязаниям Турции, с одной стороны, и Азербайджана – с другой. Армянский народ сполна испытал притеснения тогдашних азербайджанских правителей. Людей изгоняли из родных селений, грабили и унижали физически. На фоне этих грозных исторических событий авто
После исчезновения Гореславы Катя возвращается в Красноярск, где до совершеннолетия живет под присмотром врача Рауля Моисеевича. Девушка заканчивает школу и поступает в колледж, и все, чего она хочет, – это обычная жизнь, в которой не придется ни заниматься волшбой, ни общаться с отцом.Тем временем в мир приходит хаос – в обличье войн, болезней и землетрясений. Каждый раз на месте происшествия видят загадочную женщину в черном, которая появляется