Мне приснилось, что надо написать предисловие к книге про Драконов, бессознательное и отношения. Вздыхая от непростой задачи, я взял книжку «По ту сторону отношений» в руки и открыл ее. Вдруг оттуда выпорхнул Дракон. Он сел напротив меня и сказал:
– Проблемы у меня, док.
– Чем могу помочь? – я на всякий случай задал объект-ориентированный вопрос.
– Сижу в человеческой психике, в бессознательном. Страдаю клаустрофобией – взаперти человека мечусь и пугаю своего Хозяина. Хотя это еще вопрос, кто хозяин, а кто паразит! – хохотнув, добавил Дракон.
– А чего хочется?
– Свободы хочу. Взаперти мне трудно. А когда я мечусь, то Хозяин просто с ума сходит. Но я о себе беспокоюсь – жутко мне бывает, аж до паники. Свободы хочу – залететь-вылететь. Вообще-то и для Хозяина моя свобода – это творчество и энергия, да и психовать будет меньше.
– Так попроси хозяина об этом. – Я понял, что с ним лучше на «ты».
– Ну ты даешь, док! Если б так проблема решалась, зачем ты нужен? Он не знает, что я у него внутри. Он образованный – думает, что у него в психике всё решают лобные доли, прецентральная извилина, нейротрансмиттеры, пресинаптические щели с дофамином и серотонином. Здесь он в чем-то прав, конечно, в том смысле, что это всё в мозгу. Но в психике-то я! Хозяин думает, что это одно и то же – он же образо-о-о-ванный! – растягивая последнее слово, сказал Дракон. – Поэтому со мной у него нет контакта —
меня ж не существует! Ну вот если Хозяин сдуру ляпнет что-то или из-за неосознаваемого страха опаздывает —
тут он, конечно, меня вспомнит. Но ненадолго.
– И что было бы самым хорошим результатом моей «консультации»? – спросил я, не понимая, чем могу помочь Дракону.
– Расскажите, из-за чего страх и паника у меня. Проинтерпретируйте мне страх, как у вас говорят. В моей драконьей голове что-то замкнется, и мне полегчает. Вы же психотерапевт?
– Но я совсем не знаю психологии драконов. Вам, скорее всего, нужен зоопсихолог.
– Док, ты не юли. Скажи, что мне еще нарколог нужен, так как я двоюродный брат Зеленого змея и у меня созависимость с Хозяином. Ответь, в чем моя проблема. У меня, в отличие от Хозяина, психологических защит нет, и я смогу твою интерпретацию сразу в себя интегрировать, и мой страх пройдет.
– Ладно, – удивился я продвинутости Дракона, – давай попробуем. Я думаю, что причина твоей клаустрофобии в боли оттого, что тебя никогда не услышат. Что ты проведешь свою жизнь в тюрьме и останешься ненужным. Ты как сокровище, которое твой хозяин считает мусором. Хотя сам он пользуется тобой и не говорит «спасибо». Это боль питает твои отчаяние, злость и страх. Они составляют твой симптом клаустрофобии.
– Опаньки! Как всё оказалось. Ну-ка… – Дракон закатил глаза вверх и потряс своим брюхом, словно что-то утрамбовывал внутри. – Да! – удовлетворенно сказал он. – И правда, что-то поменялось. Отлично, я доволен. Сколько с меня?
– В смысле?
– Это я про оплату. У вас же, у психоаналитиков, как-то так.
– Мы не обсудили вопрос гонорара в самом начале, поэтому оплаты не требуется.
– Хорошо. Тогда услуга за услугу – у твоего Дракона аллергия на твое нетерпение и торопыжнечество.
– Спасибо, – растерявшись, сказал я. – Неожиданно, конечно.
– Ну, пока! Надеюсь, больше не встретимся. Сепарация прошла успешно, – снова хохотнул Дракон и растворился в страницах книжки, и она сама собой громко захлопнулась.
Я проснулся от удара шасси самолета о землю, мы приземлились. Вскоре я уже шел по коридорам аэропорта за своим багажом. Но его еще не было, а так хотелось домой. Я почувствовал, что злюсь и портится настроение. И тут я увидел рекламу, на которой очень знакомый дракон мне хитро подмигивал. Я замер, почти как Дракон в моем сне, и словно что-то стал утрамбовывать у себя внутри… и взял капучино. Оно было идеальным на вкус и по температуре. Это то, что нужно было мне для полного счастья. Я неспешно выпил его, смакуя каждый глоток. И как только чашка опустела, началась выдача багажа. Слава психотерапии! Драконам слава!
Ян Фёдоров,
кандидат медицинских наук, психоаналитический психотерапевт, психиатр, заведующий дневным стационаром №4 СПб ГБУЗ «Больница им. П. П. Кащенко», супервизор Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), супервизор European Confederation of Psychoanalytic Psychotherapies (ЕСРР, Вена), вице-президент Межрегиональной общественной организации «Европейская ассоциация развития психоанализа и психотерапии» (ЕАРПП).
С любовью к тебе
и с бесконечной верой в тебя.
В этой книге я буду делиться с тобой своими знаниями и открытиями в области отношений, чтобы ты мог сделать свою жизнь лучше и счастливее при условии, если ты будешь их применять. Каждый из нас хотя бы раз обращался к самому себе с вопросами, ответы на которые человечество ищет уже не одну тысячу лет. Возможно, ты и сейчас задаешь себе вопрос, на который хочешь найти ответ, чтобы обрести гармонию в своей жизни. Разгадка секрета счастливой жизни кроется не в умных книгах, советах и прочих внешних обстоятельствах: ответ внутри тебя самого. Эта книга – ключик к твоей закрытой двери, которую ты сможешь открыть.
Я знаю, ты справишься, так как видела это тысячу раз, работая с людьми и помогая им раскрыть свою истинную природу.
Мы уникальны, и всё в нас прекрасно: от набора ДНК до личной жизненной истории. Всегда помни это. Помни, что тебе не нужно быть на кого-то похожим. Твоя задача – познать себя и стать СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!
С теплом,
Юлия Михайловна
КТО ТАКОЙ ДРАКОН И КАК ОН ПОЯВЛЯЕТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ?
Почему сказки всегда заканчиваются на самом интересном месте – «И жили они долго и счастливо»? Действительно! Ведь именно с этой фразы и начинаются захватывающие приключения. Победить Дракона, который сторожит прекрасную принцессу, намного проще, чем встретить Дракона, который живет у тебя внутри. Убить его нельзя, да и обнаружить – задача не из легких. А он между тем живет себе припеваючи и управляет твоей жизнью. Дракон живет в душе у каждого. Исключений нет.
Каждый из нас когда-то был маленьким беззащитным существом, младенцем, жизнь которого всецело зависела от взрослого человека, находящегося рядом. Существует мнение, что до пяти лет эмоциональное состояние ребенка идентично эмоциональному состоянию его матери, ну или человека, который ухаживает за ним. Этот эмоциональный опыт и есть наш Дракон, то ощущение, которое испытывает ребенок, находясь рядом со своей мамой. К примеру, ребенок будет считать себя недостаточно хорошим, если у него очень брезгливая мама, так как, сколько бы он ни старался сдерживать себя, ему всё же придется какать и писать, что означает —