1.1. Историческая эволюция становления Госкино СССР и его роль в правовом регулировании фильмопроизводства в Советском Союзе
Государственным органом, который ведал вопросами производства телефильмов, являлся Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино), претерпевший за годы советской власти множество реорганизаций, преобразований и изменений наименований.
В дореволюционной России вообще не существовало правительственного органа, который бы ведал всеми вопросами кинодела, а потому правовое регулирование производства отечественных фильмов ведет свое летоисчисление с 1917 г. 9 ноября 1917 г. был принят первый законодательный акт в области регулирования киноискусства – Декрет об учреждении Государственной Комиссии по Просвещению>1, которая действовала параллельно с Наркоматом просвещения РСФСР до 1918 года и в ведение которой были переданы вопросы, связанные с кинематографией>2. 4 марта 1918 г. президиумом Моссовета было принято постановление «О контроле в кинопредприятиях»>3, на основании которого вводился рабочий контроль над кинопредприятиями и был организован кинематографический подотдел Моссовета – Московский кинокомитет. Этим же Постановлением «запрещалось самовольно захватывать кинотеатры и ателье, запрещалось со стороны владельцев закрытие заведений, а равно и переход их из одних частных рук в другие, владельцы обязаны были представить в кинокомиссию Моссовета полную опись имущества и с 10 марта 1918 г. платить 5-процентный налог со сборов»>4.
Аналогичная ситуация складывалась и в других городах РСФСР, а потому Постановлением Президиума ВСНХ от 7 декабря 1918 г. «О передаче Кинокомитета из ВСНХ в Наркомпрос и превращении Кинокомитета в отдел Наркомпроса РСФСР» был организован Центральный Кинокомитет Наркомпроса РСФСР и на него было возложено общее руководство работой кинокомитетов>5. Постановлением Президиума ВСНХ от 7 декабря 1918 г. «О передаче Кинокомитета из ВСНХ в Наркомпрос и превращении Кинокомитета в отдел Наркомпроса РСФСР» был организован Центральный Кинокомитет Наркомпроса РСФСР, и на него было возложено общее руководство работой кинокомитетов>6. 27 августа 1919 г. Совнаркомом РСФСР был издан Декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Наркомпроса», который именуется декретом о национализации кинодела в РСФСР. Им было установлено, что вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения, относящихся сюда технических средств и материалов, передается на всей территории РСФСР в ведение Народного комиссариата по просвещению>7. Для реализации вышеуказанного Декрета в сентябре 1919 г. в Наркомпросе был создан Всесоюзный фотокиноотдел Наркомпроса (ВФКО), которому были переданы все кинематографические учреждения и предприятия на территории РСФСР.
Если до Декрета советская кинематография была только подконтрольна государству, то после Декрета была проведена полная национализация и вся кинематографическая отрасль перешла в государственную собственность. Под контроль было взято не только фильмопроизводящее производство, объектом контроля стали права и на объекты авторского права.
Вслед за национализацией фильмопроизводящей отрасли начался процесс национализации отрасли проката кинофильмов. 1 ноября 1920 г. Коллегия ВФКО приняла постановление об утверждении проекта постановления о национализации кинотеатров>8. Монополия государства на прокат кинофильмов окончательно была установлена на основании Постановления Наркомпроса РСФСР от 28 февраля 1924>9.
Постановлением Совета Труда и Обороны от 4 января 1922 г. «О передаче производства в области фото- и кинодела в ведение Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ)» фотокинопромышленность была передана в ведение Высшего Совета Народного Хозяйства>10, который мог осуществлять продажу фотоматериалов и регламентировал продажу и прокат кинолент. Наркомпрос РСФСР имел право загружать своими заказами предприятия фотокинопромышленности в размере до 10 % их производительности. За Наркомпросом в соответствии с п. 4 Постановления был сохранен только политический и просветительный надзор за зрелищной деятельностью фото и кино, а также художественная цензура. Однако это постановление не получило практического применения и в дальнейшем СНК в своих последующих нормативных актах подтвердил факт сохранения за Наркомпросом статуса центрального органа в области кинодела СССР.
Новая экономическая политика породила создание новых государственных кинопредприятий и частных киноконтор по производству и прокату фильмов, что диктовало необходимость перестройки управления киноделом.