Одобрено Издательским отделом
Санкт-Петербургской Епархии
(Беседа с настоятелем церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ в Санкт-Петербурге, митрофорным протоиереем, о. Иоанном Мироновым)
– Батюшка, многие недоумевают: «Почему наши молитвы не доходят до Бога?»
– Каждая молитва доходит до Бога. Но как мы молимся и о чем? Мы привыкли больше просить чего-то у Господа – и богатства, и здоровья, и хорошего жилья. А вот благодарить мы не научились. Самое же основное – это благодарственная молитва, она самая приятная для Бога.
Если бы мы научились молиться так, как монахи, подвижники… Они не желают ничего, а твердо веруют и за все благодарят Господа. Они смотрят на дневной свет, звезды ночью, днем – дождик, лучи солнца… И за все, за все, что создал Господь, благодарят.
Научиться бы и нам сначала благодарить Господа. Как поется в славословии: «Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим
Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея». Благодарственная молитва всегда доходит до Бога. А если что не полезно бывает для человека, то Господь и не исполняет такую молитву.
Вот, например, меня обидели, я говорю: «Господи, накажи его, он столько зла сделал». Неужели такую молитву Бог может исполнить? Он отвечает нам словом Святого Евангелия: «Вынь прежде сучок из своего глаза».
Такая молитва возвращается шрапнелью на того, кто так зло молится. Самое главное на молитве – чтобы никого не осуждать, никому не досаждать, как говорил батюшка Амвросий Оптинский, – и всем «мое почтенье». Тогда будет мир и лад, а где мир и лад, там не надо и клад, – так батюшка говорил.
Господь Сам знает, что нам полезно. Он любит нас больше, чем мы себя, и всегда подает, что нам по-настоящему нужно. Святитель Филарет Московский учил ничего не просить на молитве: «Господи, Ты знаешь все мои нужды, даже те, которых я не знаю. Сотвори со мной по милости Своей. Дай мне то, чего я сам просить не умею».
– Но если Бог Сам про нас все знает, зачем просить, ведь в Книге Жизни и так все записано?
– Святые отцы говорят на это, что не Бог нуждается в нашей молитве, а нуждаемся мы сами. Молитвенное состояние – это единственное духовное состояние. Когда мы молимся, мы пребываем с Богом, с Отцом Небесным. Поэтому Господь завещает нам молиться: «Молитесь, да не внидете в напасть». Оставь мы молитву – и будем как гробы повапленные.[1]
– Иудеи тоже молились, но Господь в Евангелии обличает их как сынов диавола.
Молитва их была неправильная, лукавая. Поэтому апостолы и просят в Евангелии Иисуса Христа: «Господи, научи нас молиться», – и Он дает нам молитву «Отче наш». Здесь уже молитва не лукавая, здесь наоборот, мы просим у Господа Бога избавить нас от лукавого, сотворить с нами по святой воле Его.
Еще много хороших молитв оставили нам святые. Их мы видим в наших молитвословах.
– Батюшка, как сделать, чтобы молитва была не только правильной, но и постоянной?
Для этого есть молитва Иисусова, которой молятся в течение дня. В ней, как говорят святые отцы, вкратце все Евангелие изложено. Ее я сейчас и мирянам рекомендую, чтобы молились.
Обращаясь к Господу, мы просим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Здесь мы вспоминаем Господа Иисуса Христа и просим Его: «Помилуй нас грешных», как блудницу, мытаря и разбойника – и господь милует.
Эта молитва хотя и просительная, но очень умилостивляет Господа. Она не вредна. Но для постоянного занятия ею нужно руководство опытных духовников.
– Каков признак, что молишься Иисусовой молитвой неправильно? Что должно в первую очередь насторожить молящегося?
– Надо так молиться, чтобы почувствовать, что тебе полезна эта молитва, душу облегчает. А если видишь, что она бесплодна, значит, надо обратиться к духовнику.
– Бывает так – трудный день, много забот, голова занята, «распухла» от разных дел, и когда начинаешь молиться, только хуже становится. Что делать?
– Значит, здесь просто посидеть надо, отдохнуть, не унывать и не горячиться, а поразмыслить: «Господи, как быть, как лучше приступить к себе?»
И монахи, молитвенники, имеют отдых и разнообразят жизнь свою. В жизнеописании прп. Антония Великого есть, например, такой случай. Играли однажды монахи в лапту, а проходивший мимо охотник остановился, удивленный – как же так – вместо молитвы в лапту играют… А преподобный ему говорит: «Натяни лук свой». Тот натянул, а старец опять: «Сильнее натяни». Охотник еще сильнее натянул, а старец просит: «Еще сильнее». Тогда охотник отвечает, что нельзя сильнее – тетива оборвется. Вот так и в духовной жизни.
Но все равно, к молитве надо себя понуждать. А то думают: «Раз не приходит молитва, то и не надо молиться». Это неверно, надо себя понуждать. По слову Господа: «Многими трудами надлежит вам идти, и скорбями, и трудами войти в Царство Небесное (Деян. 14, 22)».
Царство Небесное «нудится», то есть трудом берется. А человек склонен к лености, редко кто – к добродетели. Праздность, как известно, мать всех пороков.
– Батюшка, вот Вы сказали о нескольких молитвах, которыми молиться хорошо и правильно. Они читаются в Церкви, записаны в Евангелии и молитвословах. А что, если молиться своими словами?
Господу особенно приятно, когда мы молимся своими словами. Не формально повторяем какие-то слова, а чтобы душа наша обращалась прямо к Господу.
Господь – Он Сердцевед. Он зрит, что у нас внутри. А раз Он видит наше сердце, то не будем его заполнять грязью и всяким хламом, а приобщимся к духовному деланию, которому нас научает церковная жизнь.
Но все же начальный этап молитвы неразлучен с молитвословом. Пока нет твердого навыка, начинать надо по молитвослову, как рекомендуют отцы, потому что, если нет навыка, нет и молитвы. Даже великие подвижники так начинали и, какие бы подвиги не совершали, не дерзали опускать келейного молитвенного правила. А то разок-другой опустишь, а потом, может, и совсем бросишь молиться. Навык к молитве должен быть постоянным.
– Но у мирянина бывает много ситуаций, дел и занятий, при которых не встанешь и не помолишься…
– Молитесь одновременно с тем, как исполняете свои дела. Обязательно! Помню, профессор отец Андрей Сергиенко (он у нас преподавал богословие, а в Париже, будучи в эмиграции, закончил Богословский институт) рассказывал, что в Париже один рабочий на заводе привык каждую деталь выпускать с молитвой.
Как только закончит деталь, возьмет ее в руки и – к Господу с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Получалось, что он весь день с молитвой. В итоге приобрел такой навык, что, будучи мирянином и исполняя работу у станка своего, уподобился преподобным отцам.