В середине мая, в очередной раз, я собрался в Индию. Если целью двух предыдущих посещений этой страны было паломничество по святым местам, то сейчас мной двигало желание соприкоснуться с чем-нибудь таким, что произвело бы серьезную встряску сознания – мне срочно требовалась перезагрузка.
Документы на визу я отправил в Москву в конце апреля, и, дней через десять, они вернулись обратно с разрешением путешествовать по Индии в течение шести месяцев. Можно было собирать сумку.
Добраться до аэропорта Нью-Дели из Екатеринбурга не так-то просто, благодаря интересному маршруту, проложенному «Аэрофлотом»: сначала самолет летит в Москву; там, после шести часов ожидания, пересаживаешься в другой аэроплан и уже на нем отправляешься в столицу Индии.
Перемещение из Кольцово до «лучшего города Земли» не обогатило мою жизнь ничем примечательным, а вот когда я уселся во второй самолет – просторный «Эйрбас», то сразу обнаружил, что полет обещает быть очень приятным, поскольку моей попутчицей оказалась весьма привлекательная девушка лет двадцати пяти, разместившаяся в соседнем кресле.
Не люблю прилипчивых людей и сам стараюсь избегать навязчивости, поэтому всегда подмечаю, расположен человек к знакомству и разговору, или нет. В данном случае – девушка была не против.
Ее звали Майя.
– Летите покорять Болливуд? – поинтересовался я, любуясь ее красивым лицом.
– Не в этот раз. Просто хочу немного познакомиться с Индией, позаниматься йогой, может быть, получить посвящение в рейки.
– Так это ваше первое путешествие в Индию?
– Да. А вы уже бывали там?
– Два раза. Мне очень нравится эта страна, там я чувствую себя почти, как дома.
– Интересно, а что конкретно вам нравится в Индии?
– Климат, фрукты, природа, удивительные древние храмы, религия, культура.
– Вы не кришнаит, случайно? – как-то осторожно спросила девушка.
– Нет. Хотя среди моих друзей и знакомых много кришнаитов.
– Мне тоже нравится индийская культура.
– Не пробовали танцевать индийские танцы?
– Я их преподаю.
– Так вы гуру индийских танцев!
– В том числе. Вообще, я профессионально занимаюсь фотографией.
– Удивительно! Второй раз по пути в Индию моей попутчицей становится творческая личность. В первый раз, я познакомился с женщиной из Питера, когда добирался на поезде из Дели до Харидвара. Она была художницей. И ехала туда же, куда и я – в Ришикеш.
– Я тоже еду в Ришикеш, – сказала Майя.
– Вот это да! Опять начинаются чудеса!
– Вы тоже туда?
– Угу.
– Здорово! – воскликнула Майя. – Вы, наверное, там уже все знаете?
– Не все, но где поесть, поспать, сделать массаж, получить благословение божеств, знаю. А вы, кстати, ничего заранее не бронировали?
– Вообще-то я списывалась с одним ашрамом. Но, там условия довольно аскетичные. Сейчас уже думаю, что лучше для начала пожить в гостинице, а там видно будет.
– И правильно. В прошлый раз мы с той женщиной тоже решили сунуться в ашрам. Нас очень дружелюбно встретили; сказали, что остались только бесплатные комнаты и показали их нам: бетонные некрашеные стены; размер помещения – два на полтора; ни одного окошка; деревянная шконка и маленькая полочка. Короче – открываешь дверь, делаешь шаг, вешаешь одежду на гвоздик, ложишься на эту шконку и все. Даже электрической лампочки нет. Почти как в карцере. В общем, мы тут же вежливо отказались и отправились в гостиницу.
– Это уж слишком. У меня не так все плохо, я видела фотографии комнат. Там довольно просторно, окно есть. Но, в самой комнате никаких удобств.
– Не стоит останавливаться там, где не нравится. Лучше потратиться, но жить в хороших условиях, с кондиционером и душем. Попривыкнете, осмотритесь; если почувствуете потребность и готовность пожить в аскетических условиях, это никогда не поздно сделать.
– Вы правы, Андрей. А вы чем занимаетесь? Вы москвич?
– Нет, я живу в маленьком городе под названием Снежинск. Это в Челябинской области.
– Так вы уже с утра путешествуете?
– Почти. Из дома я выехал в половине одиннадцатого. А занятий у меня предостаточно, скучно не бывает никогда. Кормит меня отдел головных уборов, который, к счастью, не отнимает много времени. Поэтому, у меня есть возможность посвящать себя творчеству: играть на синтезаторе, сочинять песенки, что-нибудь мастерить. Еще я занимаюсь фотомонтажем, снимаю видео. Но это все непрофессионально и бесплатно.
– А ваша основная специальность: где вы учились?
– В школе.
– Я имею в виду высшее образование. Оно у вас есть?
– Разумеется, у меня два неначатых высших.
– Оригинально. И на кого вы не начали учиться?
– На юриста и на артиста. Сейчас же, время от времени, я оказываю людям психологическую помощь.
– Так вы учились на психолога?
– Да, но не в государственном учреждении; я обучился одной современной психотехнике у ее автора.
– Это интересно. А вы диктором никогда не работали? У вас прямо дикторский голос.
– Благодарю. Нет, не приходилось. Вы замужем?
– Нет. Пока как-то не тянет.
– Меня в молодости немножко тянуло, однако потом тяга прошла: такое дело нужно делать либо очень хорошо, либо вообще за него не браться. Вы москвичка?
– Сейчас да. Родилась я в Мурманске, но потом папу перевели по службе в Москву.
– Нравится в Москве?
– И да и нет. Возможностей, конечно, очень много, но иногда этот город выматывает.
– А я совершенно не выношу большие города. В Снежинске еще более или менее терпимо, но вообще, тянет в глухомань. И еще: не приспособлен я к жизни в этих климатических условиях, мне тепло нужно.
– Сейчас отогреетесь в Индии.
– Это точно.
– Вы, кроме Ришикеша, еще куда-нибудь поедете? – спросила Майя.
– Конечно. Ришикеш – это моя перевалочная база, если можно так сказать. Несколько дней поживу там; потом, скорее всего, еще раз съезжу в Бадринатх, а дальше видно будет. У меня пока нет четкого маршрута.
– А что примечательного в Бадринатхе? Он далеко от Ришикеша?
– Прилично, около трехсот километров по горам.
– Ого, немало.
– Примерно десять часов езды на автобусе по краю пропасти. Очень живописная и нескучная дорога. Есть хорошая возможность оставить этот бренный мир, если у автобуса вдруг лопнет колесо, или водитель зазевается.
– И что же там такого интересного? – повторила свой вопрос девушка.
– Вообще, Бадринатх – это обитель Господа Вишну на Земле, его ашрам. В священных писаниях – Пуранах, говорится о том, что это самое святое место во всей вселенной. Хотя кришнаиты с этим не согласны, но, тем не менее, в «Сканда-пуране» написанно именно так. А еще там написано о том, что в Бадринатхе находится самопроявленное божество Нараяны – это одна из форм Бога. И лицезрение этого божества приравнивается к лицезрению самого Господа.