Книга адресована психологам, педагогам, социальным работникам и родителям.
Написать эту книгу мне помогали родные, мои учителя, друзья, коллеги, ученики средних школ разных регионов, студенты и аспиранты. Низкий земной поклон Щегловой Елизавете Васильевне. Она заменила мне мать, воспитывала меня строго и в настоящем труде: трудиться, чтобы прокормиться, учиться только хорошо, чтобы хорошо жить.
Выражаю искреннюю благодарность моим учителям Алексею Михайловичу Матюшкину, Рафаилу Хайрулловичу Шакурову, коллегам и ученикам Наташе Гаврилюк, Ларисе Лобень, Лейле Нагаевой, Марине Оршанской, Ире Поповой, Виктору Гуня, сыну Илье Казанскому. Надеюсь на благополучие и процветание дорогого для меня дома – Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, его ректора Скворцова Вячеслава Николаевича и благодарна ему за поддержку.
Мы задумали написать книгу об адаптации человека в наше непростое время, когда безвозвратно ушли прежние идеалы, но не появились новые, когда не только дети, но и взрослые стремятся найти свою дорогу. И часто ее не находят. А что же дети? Пока они маленькие, делают жизнь с мамы и папы, потом подрастают и начинают метаться. Особенно подростки – уже не маленькие, но еще и не взрослые. Не меньшие проблемы появляются у юношей, которым становится доступным все: «клубничка», глянцевые журналы, ночные клубы… Старшее поколение, особенно шестидесятники, ночи напролет проводили в спорах, ходили в походы, пели у костра песни Ю. Визбора, Б. Вахнюка, Ю. Кима, Е. Клячкина, Ю. Ряшенцева. Тогда это было модно. Ценности сегодняшнего дня стали другими. В большей степени они материальны: деньги, благодаря которым можно ездить за границу, ночные клубы и дискотеки, где много людей раскованных и кажущихся интересными… Это привлекает. «Какая разница, каким путем деньги заработаны: честно или получены в результате коррупции (деньги не пахнут)». Так думает не один человек. Но почему же все-таки появляется такая тоска, что спасу нет? Человек тянется к бутылке. Сколько молодых судеб было сломано во времена перестройки!
В. И. Пищик[1] рассматривает проблему трансформации ментальности поколений и ставит вопросы о том, какие изменения произошли у населения России начала XXI в., что характерно для них, насколько ОНИ РАДИКАЛЬНЫ. Если сравнить поколения середины XX и начала XXI в., окажется, что они различны. Автор отмечает, что в ментальности поколения 70-80-х гг. XX в. преобладают направленность на социальную стабильность и патриотизм. Образ мира стабилен, доминируют коллективистские ценности, в отношениях людей чаще всего виден конформизм. Молодое поколение начала XXI в. стремится к инновациям, творчеству, предпочитает социальную изменчивость. Образ мира у него нестабилен.
Социальные изменения в обществе влияют и на социальную адаптацию подростков. Рассмотрим некоторые стороны его психологической и социальной адаптации. Подростковый возраст – очень важный этап, так как именно в это время закрепляются направленность и ценностные ориентации личности.
Эта книга о наших детях – подростках, которые ищут пути в жизни. Но поскольку будущее вырастает из прошлого и настоящего, взрослым надо понять, где проходит граница между простым и сложным, полезным и вредным, смятением и уверенностью. Эти далеко не простые вопросы встают не только перед юношей, «обдумывающим, сделать бы жизнь с кого». Не меньшее значение они имеют для детей и отроков. Но если юноша все-таки обретает душевное равновесие и начинает осваивать выбранную профессию, то у подростка «буря и натиск» не всегда приводят к осуществлению задуманного, которое может быть призрачным и фантастическим, а иногда – криминальным. Как помочь родителям понять своих пятнадцатилетних детей? Как дети могут приспособиться к переменам в обществе, могут ли они жить по законам, принятым в нем? Человечество веками задумывалось над тем, чему и как учить, как воспитывать – розгами, увещеванием или верой в бога. И каждый автор на основе своего опыта и научных знаний, не претендуя на исчерпывающие ответы, пытается ответить на эти вечные вопросы. Но эти трудные вопросы интересуют не только родителей, но и специалистов, работающих с подростками. Особенно сложными бывают смутные времена при переходе от одной формации общества к другой, когда ломаются привычки, подвергаются остракизму известные истины. Как быть родителям, когда их жизненные сценарии не только вызывают критику детей, но и осмеиваются? Разные вопросы задает матери дошкольник, первоклассник, подросток, юноша. Но если один вызывает у нее умиление, другой – надежду на хорошее отношение к обучению в школе, а третий и четвертый – тревогу за содеянное (или за вероятность сделать что-то предосудительное). Очень часто родителей мучают вопросы: «Почему он такой, в кого? Мы же не этого от него ждали!» И тогда уже переосмысливается своя жизнь: «Ради чего мы жили?» Как правило, такой вопрос задается поздно, повлиять на подростка ни мать, ни отец уже не могут. Становится почти невозможным остановить лавину неприятностей – ночные прогулки, бары, появившиеся деньги, сомнительные друзья…
Предлагаемая читателю работа – продолжение предыдущей, посвященной трудностям взросления подростка.[2] Наша задача – осветить процессы социальной адаптации и социализации подростка. Благодаря социальной адаптации человек понимает, как нужно вести себя в обществе, что можно делать, а что нельзя. Но самое главное – именно она формирует так необходимый в жизни стержень характера. Вроде бы никто специально и не воспитывал твердость и уверенность, но подросток, живя, к примеру, только с матерью, точно знает, что ему надо делать, он не болтается на улице в свободное время, а что-то мастерит, занимается спортом, посещает разные кружки. Как ни странно, мать как будто и не воспитывает, все происходит само собой, а парень понимает, ради чего много работает самый родной человек… Другая ситуация: в доме постоянные разборки, крики, наказания, но к хорошему они не приводят. И тогда взрослые машут рукой: «А, будь что будет. Сил больше нет. Наверное, за что-то бог наказывает…» На самом же деле в семьях разные ценности: в первой близость матери и сына основана на доверии, понимании друг друга, что, впрочем, не исключает неприятностей в связи с невыученными уроками. Другая семья ориентирована на материальное благополучие. Отец занят бизнесом, много работает и не имеет возможности часто общаться с детьми. Мать в основном занята собой, ходит заниматься аэробикой. У детей своя комната, в которой нет порядка. Они ни за что не отвечают и тоже делают, что хотят. В школе полно проблем с успеваемостью и дисциплиной. Мать иногда ходит на собрания. Но они ей портят настроение. На все у нее стенания: «Чего им не хватает? Мы живем так, как никто в нашем доме не живет. Дети имеют то, что хотят. Что им еще надо?»