Лев Патрикеев - Поэзия и проза инженерного и педагогического труда

Поэзия и проза инженерного и педагогического труда
Название: Поэзия и проза инженерного и педагогического труда
Автор:
Жанр: Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2012
О чем книга "Поэзия и проза инженерного и педагогического труда"

Книга, представляющая собой заметки о инженерной и педагогической работе Льва Николаевича Патрикеева – профессора кафедры микро- и наноэлектроники Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», талантливого инженера, чуткого гуманитария и гибкого педагога, повествует о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи в научном мире.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Бесплатно читать онлайн Поэзия и проза инженерного и педагогического труда


© Патрикеев Л. Н., 2012

© Лаборатория знаний, 2015

* * *

Книга, которую вы держите в руках, отличается от обычных мемуаров.

Лев Николаевич, автор и юбиляр, к 80-летию которого приурочен выход в свет этой книги, делится здесь не только личными воспоминаниями о жизненных событиях, отдавая дань памяти ушедшим людям. Он хочет обогатить современное и будущее поколения своим богатым педагогическим и инженерным опытом.

В книге пять частей разной степени возвышенности – от прозы до поэзии, и все части относятся к абсолютно разным и по годам, и по духу промежуткам его жизни. Он замечательно передает ощущение времени, обезоруживающе искренен, постоянно шутит и непрестанно заставляет удивляться.

Льву Николаевичу есть чем поделиться с нами. Каждое его достижение (а их в его жизни очень много!) – результат строжайшей самодисциплины и невероятного трудолюбия. Он не равнодушен к людям и их судьбам и всегда проявляет живой интерес к собеседнику, делится своими сомнениями, взглядами и предпочтениями. Все это удивительно для такого большого знатока жизни. Но вот «пожилым» его назвать не получается. Какой светлый ум! Как неисчерпаемы силы!

Лев Николаевич умеет ловить радость жизни, которую не могут огорчить ни неудачи, ни усталость от черствости недалеких людей, ни даже потери друзей. Он никогда не отчаивается.

Прочитайте о его пути.

Вы поймете, что все в жизни либо замечательно, либо исключительно замечательно! И быть по-другому не может.

Коллектив издательства
«БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лев Николаевич Патрикеев – профессор кафедры микро-и наноэлектроники Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», член центрального правления Нанотехнологического общества России, председатель Редакционного совета по нанотехнологии издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». При его активном участии созданы учебно-научные наноцентры в Институте нанотехнологий международного фонда конверсии и в Национальном исследовательском университете «МЭИ».

Л.Н. Патрикеев – автор и редактор большого числа научных и научно-популярных публикаций, отражающих его разносторонние интересы. Талантливый инженер, чуткий гуманитарий и гибкий педагог, Лев Николаевич невероятно трудолюбив.

Он – организатор университета психолого-педагогического образования преподавателей МИФИ, обучение в котором прошли более 600 профессоров и доцентов института, лектор курсов по педагогике и психологии в восьми высших учебных заведениях СССР, активный член Совета ветеранов МИФИ, создатель киностудии «МИФИ-фильм» и Музея университета при МИФИ.

От автора

В этой книге, написанной накануне моего 80-летия, вполне естественно отражены некоторые мемуарные воспоминания. Однако её основное содержание, и я очень надеюсь на это, должно быть с интересом воспринято молодыми выпускниками втузов, решившими часть своего таланта посвятить преподавательской деятельности, ведь подавляющее большинство педагогов высших технических и средних специальных учебных заведений никогда – ни в школе, ни в период обучения в вузе – не знакомились с педагогическими рекомендациями и советами психологов.

Для опытных специалистов, участвующих в учебном процессе по совместительству, и для профессиональных преподавателей полезным может оказаться опыт нашей работы над концепцией университета ближайшего нанотехнологического будущего. Такие университеты уже есть (например, в Сеуле) и обязательно появятся в России.

Наконец, я очень надеюсь, что многие преподаватели воспользуются идеей синергетического построения лекционного цикла, как сделали мы с «Введением в нанотехнологию». В наших заметках этот курс в силу организационных ограничений назван по-другому («Передовые наукоемкие технологии России и мира»), но по сути является именно циклом введения в специальность.

Искренне благодарю читателей за внимание. Для желающих более подробно обсудить какие-либо проблемы или сделать критические замечания сообщаю адрес своей электронной почты: [email protected].

Часть I

Детство, юношество, студенческая жизнь

1

Предвоенные годы

Я родился в семье строителей. Это произошло в 1932 году в Москве в роддоме на Миусской площади.

Мой отец – Николай Иванович Патрикеев, отслужив, как и все тогда, один год солдатом в армии, в 1920 году поступил на рабфак и в 1929-м окончил строительный факультет МВТУ им. Н.Э. Баумана. Темой его дипломной работы была конструкция и организация строительства железнодорожного моста через реку Чусовую. До защиты дипломного проекта он 9 лет (с перерывами на учебу) работал прорабом на различных стройках, а с 1927 по 1929 годы был прорабом на Чусовой. В моем семейном архиве бережно хранятся фотографии построенного с его участием моста, который эксплуатируется до настоящего времени.

Моя мама – Вера Дмитриевна Плетнёва, по профессии сметчик, познакомилась с отцом в 1930 году, и до 1954 года они жили дружной семьей в гражданском браке. Только в 54-м, когда вышло для офицеров Советской армии специальное постановление, они расписались, предъявив для доказательства о браке с 1930 года свидетельства о рождении меня и моей сестры Людмилы (1937 года) и нас самих с сестрой. И папа, и мама, как и все интеллигенты той поры, были воспитаны в антирелигиозном духе. Хотя (при рождении) сами они и были крещеными, но в церковь не ходили и своих детей не крестили. На фото 1 приведена фотография из нашего семейного архива, сделанная в фотоателье на ул. М. Горького в Москве в 1934 году. На ней я запечатлен со своими любимыми мамой и папой.

В 1931 году, после того как отец положительно зарекомендовал себя на стройках больших комбинатов в Серпухове и Магнитогорске, он был оставлен в Москве. Здесь, как уже крупный строитель, он получил должность в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в строительном секторе и в группе ударных строек (под руководством С. Орджоникидзе). Так отец, как сказали бы теперь, стал «совминовцем» (сотрудником Совета министров). Однако в Москве папа бывал нечасто. Он без конца ездил на Горьковский автострой, на Челябинский тракторный, Кузнецкий металлургический, получая в командировках обогащавший его новый опыт.

Как только стало известно, что на берегу Амура будет строиться новый город, отец без колебаний расстался с высокой должностью в ВСНХ и добровольцем 1 июля 1932 года прибыл в Комсомольск-на-Амуре. Самый трудный период становления города прошел при его активном участии, где он был назначен главным строителем, заместителем И.А. Каттеля, который возглавлял трест «Дальпромстрой», возводивший Комсомольск. Здесь, на берегу Амура, зародилась пожизненная дружба и взаимопомощь между отцом и другими добровольцами: А.С. Гавриловым, Н.В. Тихомировым и секретарем комсомольцев-строителей, впоследствии знаменитым Героем Советского Союза А.П. Маресьевым.


С этой книгой читают
В книге, написанной известной российской журналисткой Галиной Сапожниковой, рассказывается о том, как Литва первой из советских рес-публик стала полигоном для обкатки технологии «цветной» революции, с помощью которой был развален СССР. Автор публикует несколько десятков интервью с реальными людьми, свидетелями и участниками событий тех лет, которые опровергают миф о том, что Прибалтика в 1991 году сделала однозначный выбор в пользу Запада и сдала
Личность человека, чье имя стоит в названии данной книги, довольно таинственна, если не сказать загадочна. Даже имя его есть в большой степени условность. Андрей Чохов – именно так мы привыкли именовать этого мастера. Однако же если имя его Андрей не вызывает споров, то Чохов – это не фамилия, по крайней мере в том ее значении, которое мы используем сегодня. Формулировка «Андрей Чохов сын», как обычно в прижизненных документах XVI – начала XVII в
Остросюжетный роман «Город на Стиксе»  – вторая книга писательницы.Молодая героиня мечтает выйти замуж и уехать из забитого новостройками российского провинциального города. Но вот у неё на глазах оживают его тайны и легенды, судьбы талантливых людей, живших здесь когда-то или живущих рядом с нею.Роман «Город на Стиксе»  – о выборе художника – провинция или столица? О том, чем рано или поздно приходится расплачиваться современному человеку, не ве
Война, Победа, дачи, Москва, школы, учителя, соседи, друзья, море, песни, книги – что я помню о своем детстве, для моих детей, внуков и всех, кому это будет интересно.
Последний Дракон в мире Кальтаира безуспешно ищет спутницу жизни. У правящей эльфийской четы рождается дочь с нехарактерным для дивного народа даром "повелительницы четырех стихий". Она вынуждена скрываться в Стардарской Академии Магии, где встречает дракона, вампиресу-полукровку и снежного эльфа. Волей случая, все четверо переходят дорогу самой Смерти. Теперь они убеждены, что Повелительница Душ обязательно заберет кого-то из них. Но кого и когд
Исторические события времен князя Святослава, или как его называли, последнего военного демократа, тесно переплетаются с судьбой вымышленных героев. Немного вымысла, немного славянских мифов и капля юмора.
Мир и покой никогда не царили на территории Иллинской империи, внутренние конфликты всегда раздирали ее, но с приходом новой угрозы прежние распри смолкли. Ранее неизведанная сила пробудилась, порождая на свет нечто темное, нарушая привычный цикл жизни. Теперь судьбы Кастора, Сектуса и Афадора тесно переплетены между собой. Сейчас им только предстоит встать на тяжкий путь, но роль, отведённая им весьма значима. Ведь выживание всех и каждого будет
Автор решает переместиться в своё произведение, но позже выясняется, что вернуться назад не так уж и просто. Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.