Александр Иванович Леонтьев, Марина Владимировна Леонтьева - Походы норманнов на Русь

Походы норманнов на Русь
Название: Походы норманнов на Русь
Авторы:
Жанр: Общая история
Серия: Тайны Земли Русской
ISBN: Нет данных
Год: 2009
О чем книга "Походы норманнов на Русь"

Русичи и норманны: многовековая дружба-вражда… Так уж получилось, что история викингов и их военных походов неотделима от овеянного тайнами зарождения Руси Изначальной. Авторы этой книги, не приукрашивая и без того колоритные свидетельства летописей и саг, обоснованно и смело предлагают свой вариант ответа на вопрос: где же все-таки находился загадочный «Остров русов»? Вовсе не в Тмутаракани, как нередко пишут, не на Киевщине и не в новгородских землях, а на Крайнем Севере – в легендарной Биармии…

Бесплатно читать онлайн Походы норманнов на Русь


Вместо введения

Нам приходилось видеть много рек, но такой, как наша Северная Двина, нигде не найти. Широко и величаво несет она свои воды к морю Белому, векодавешнему кормильцу поморскому. Хотя сейчас об этом так не скажешь, обезлюдели берега морские, оставшийся народ не тот пошел, все норовит в город сбежать, ремесла старинные почти забыл, рыбу и зверя разучился ловить, карбаса строить.

По нашей красавице реке испокон веку суда ходили, а теперь она опустела, ни одного суденышка не видно, а ведь еще недавно сновали здесь буксиры, шли теплоходы один за другим, океанские суда стояли в очереди на погрузку беломорской доски, жизнь кипела. А сейчас тихо и пустынно на реке, за свою многовековую жизнь не видела она такого позора.

Любимое место горожан – архангелогородцев – это набережная Северной Двины; тянет людей сюда. И не удивительно, их предки уходили отсюда в плавание в суровые воды Ледовитого океана, часто не возвращались, много слез пролилось жёнок-северянок.

Такая выпала судьбина люду поморскому, не знали они сельского хозяйства, кормились веками морем – звериным промыслом да рыбной ловлей, заготовкой пушнины, добывали соль из морской воды и подземных ключей, ловили удивительных птиц – соколов для царской утехи, которые водились на побережье полярных морей. По Северной Двине отправляли на Русь шкуры звериные, соль, пушнину, сало-ворвань, моржовые клыки, мамонтовую кость, жемчуг, соколов-кречетов. Вся Русь училась у местных умельцев строить речные и мореходные суда, способные проходить как по воде, так и по суше. По волокам нашим предкам часто приходилось таскать ладьи, чтобы попасть из реки в реку или озеро, недаром этот древний край прозван был летописцами – Заволочье. Первые судоверфи морских судов зародились на берегах Северной Двины.

Если выйти на самое знаменитое место набережной реки – мыс Пур-Наволок, то слева можно увидеть Красную пристань, откуда испокон веку отправлялись корабли в полярные плавания: на рыбный промысел – на Мурман, звериный – на Матку (Новая Земля) и Грумант (Шпицберген), в Норвегию и дальше, добираясь до стран Западной Европы. Отсюда в поисках Северного полюса в самом начале прошлого века уходила шхуна «Святой Фока» с капитаном Георгием Седовым на борту, чтобы остаться потом навсегда в полярных льдах. Справа от Пур-Наволока видны Мосеев остров и знаменитая Соломбала – на берегах которой, на месте древних плотбищ, Петром I была построена первая российская судоверфь.


Охотничий промысел поморов


…Непривычно тихо над рекой, садится солнце, и если смотреть в сторону моря, начинает казаться, что оттуда, из-за Соломбалы вот-вот появится белый парус. Так же столетиями раньше сюда выходили встречать поморские суда, своих бородатых, усталых, пропитанных солью, кормильцев-мужей, возвращающихся из тяжелых морских походов, наши удивительные северные женщины.

Но не всегда это были родные паруса. Знала Северная Двина и нападения немецких военных воздушных кораблей в Великую отечественную, когда они с воем сбрасывали «зажигалки» на мирный город, помнит и гражданскую войну, когда после большевистской революции 1917 года появились в местных водах эсминцы Антанты и начались массовые расстрелы ни в чем не повинных мирных жителей. Не забывает Северная Двина и бессмертный подвиг простых поморов, ставших на защиту своей земли от шведов в 1701 году и от англо-французских захватчиков, пытавшихся прорваться на своих корветах к Архангельску во время Крымской войны в 1854 году.

Если же погрузиться в седую глубину веков, помнит река норманнов, «урмане» по древним летописям, грабивших местные поселения в 1419 году, но затем получивших достойный отпор от разозленных поморских жителей, вообще-то всегда миролюбивых по своей сути, гостеприимных и остающихся до сих пор такими, людей.

Осталась память, правда, уже через скандинавские письменные источники, и о временах еще более стародавних – нападениях на беломорскую землю – набегах сильных и могучих, беспощадных скандинавских морских воинов – викингов. Вот именно об этих давних незапамятных временах наше повествование.

Часть 1

Путешествие в Белое море тысячелетней давности

Свой рассказ о походах норманнов в Северную Русь хотели бы начать с плавания Оттара (вариант имени – Отер) в Белое море, совершенное им в IX веке. Считается, что самое древнее, подчеркнем, историческое письменное свидетельство о путешествии северных людей – норманнов находится именно в знаменитом рассказе норвежского промышленника и зверобоя Оттара (Ottar, или Ohtharr, – по древнескандинавскому языку, Ohthere – англосаксонскому). Это по своей сути не древнескандинавская сага, а просто рассказ человека о своем путешествии по полярным морям, изложенный третьим лицом, вероятно, придворным писцом английского короля Альфреда Великого (849—901). Причем, сразу заметим, рассказ идет о реальных событиях, не вызывающих сомнений в их правдивости у историков на протяжении уже почти тысячи лет.

Родом Оттар был из северной Норвегии, самой дальней провинции под названием Халогаланд (Halоgаland), зверобой и промышленник, знатный человек и крупный скотовладелец, имевший более 600 оленей, а также много другого скота. Как и остальные свободные норвежские колонисты, он занимался добычей китов, тюленей и моржей в полярных морях. На своих судах им приходилось преодолевать большие расстояния в поисках морского зверя; вероятно, Оттар побывал во многих местах Северного и Атлантического океанов.

Оттар принадлежал к верхушке общества, аристократии. В Норвегии их называли хёвдингами, это были местные вожди в своей колонии – фюльке [1]. Каждый из них хотел разбогатеть и мечтал захватить власть над всей Норвегией. Но они могли добиться успеха в том случае, когда у них будет достаточное количество серебра, пушнины, скота и рабов. Ибо, только богатый человек мог собрать большое воинство. Вот из этого высшего сословия появлялись викинги, о чем будет поведано ниже. Но, сразу оговоримся, Оттар к данной категории людей не относился.

Примерно с первой половины IX столетия начинается борьба за верховную власть в Норвегии между конунгами Вестфольда на юге страны, принадлежащими к династии Инглингов и ярлами Трендалега с центром в Хладире, расположенного на территории современного Трандхейма.

В результате борьбы в 865 году (или в 860-м, по другой версии) к власти пришел вестфольдский конунг Харальд Прекрасноволосый (Harald Hеrfagre, 850—933), по выражению Н.М. Карамзина – «первый деспот северный», объединивший Норвегию из мелких провинций – фюльков в отдельное королевство.

Этому предшествовала жестокая борьба молодого конунга с вождями северной части Норвегии. Харальд по наследству получил власть над Вестфольдом и другими фюльками на юге страны после смерти своего отца Хальвдана Черного (годы правления 827—858), когда ему исполнилось только десять лет. Во главе его дружины стал дядя по материнской линии под именем Гутхорм, который правил всеми делами до совершеннолетия Харальда.


С этой книгой читают
Опричнина просуществовала в России с 1565 по 1572 г. В состав ее «верхушки» попали очень разные люди: Алексей Басманов, Федор Трубецкой, Василий Темкин-Ростовский, Афанасий Вяземский, Михаил Безнин, Григорий Скуратов-Бельский по прозвищу Малюта. Порою у многих из них были противоположные интересы. Одни готовы были разрушить традиционный порядок. Другие собирались только подновить старый уклад. Третьи стояли за этот уклад и чувствовали себя случай
Крымское ханство окончательно сформировалось в XV веке. Оно занимало Крымский полуостров и земли на северо-востоке от него. История Крымского ханства до появления династии Гиреев находится в тесной связи с историей Золотой Орды. Крым считался владением ханов, но резиденцией их никогда не был. Лишь хан Узбек жил там некоторое время. Для других ханов Крым служил временным убежищем во времена дворцовых переворотов; здесь же находили приют татарские
В конце X – в середине XI века в пределы Древней Руси вторглись племена кочевников – печенегов, торков и половцев. Они изменили ход исторической жизни Руси и всего восточного славянства и оказали значительное влияние на их дальнейшие судьбы. В течение нескольких веков Русь не только воевала со степняками, но и основывала с ними военно-политические союзы. В своей книге (оригинальное название 1884 г. «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. И
Эти люди сражались за Отечество, когда на свете еще не было Российской империи. Московское государство вело тяжелые войны и на западе, в Ливонских землях, и на юге – с Астраханским и Крымским ханствами… Воеводы эпохи Ивана Грозного не писали мемуаров, оставшись великими немыми русской истории. Эта книга возвращает нам имена незаслуженно забытой военной элиты, честно исполнившей долг, невзирая на смертельную опасность окончить свои дни не только н
Айрьяна Ваэджо, Илаврита, Арктида, Гиперборея, Туле, Йотунхейм, Биармия, Гардарики… Вот уже много столетий эти таинственные названия, известные из индийских, персидских, греческих, скандинавских, арабских и других источников, волнуют умы исследователей. Самое поразительное, что эти давно забытые материки и страны были связаны с Севером России.Издавна наш Север манил путешественников и исследователей, и многие из них задавались вопросом: когда дре
То, что медведь – символ России, знают практически во всем мире. «Русский медведь» такое же устойчивое словосочетание, как и «римский орел» или «британский лев». Медведь изображен на гербах многих российских городов. Он герой народных сказок. Но все это только отголоски того мистического почитания, которым этот зверь пользовался у наших языческих предков. О том, как возник культ медведя на Руси, как развивался и как повлиял на русское национально
О таинственной северной стране Бирамии ныне помнят только ученые. А некогда это было богатое и могущественное государство на берегах Белого моря, слава о котором достигла самых отдаленных уголков Европы и Азии. В Биармию шли караваны купцов из Средней Азии, плыли в своих боевых ладьях воинственные викинги за добычей. По одной из исторических гипотез, именно Биармия стала колыбелью великорусской нации.Время сравняло с лицом земли города и веси Вел
"История в рассказах: путеводитель для учителя" – это книга, которая объединяет в себе теорию и практику использования повествования в учебном процессе. Она создавалась с целью вдохновить и направить учителей на новый путь в их профессиональной деятельности, открывая перед ними мир рассказов, которые могут стать важным инструментом в их работе.В данной книге вы найдете разнообразные примеры и методики, которые помогут эффективно использовать расс
Книга посвящена стратегическим и фронтовым операциям советских войск, в ходе которых Украина была освобождена от немецко-фашистских захватчиков и их сателлитов в 1943—1944 гг. На основе изучения архивных материалов и историографии автор раскрывает ход боевых действий и результаты операций, развитие военного искусства Красной Армии, особенности народной борьбы во вражеском тылу.
Книга «Мерцание Постапокалипсиса» написана Евлампием-иконоборцем с использованием новых теологических разработок эсхатологической направленности – о Последнем Времени и Втором Пришествии Христа. В книгу вошли тексты в виде Теологических Тезисов, в которых переданы Богословские исследования и внутренние духовные размышления автора на Библейские Пророчества о Последнем Времени.
Политику европейского объединения западные державы проводили в странах Европы, оказавшихся зависимыми в экономическом и социальном отношениях после окончания Второй мировой войны. Слабое развитие национальной промышленной буржуазии, безраздельный контроль иностранных монополий над важнейшими естественными богатствами этих стран, подчиненный и паразитический характер развития экономики привели к компромиссам между местной буржуазией и «старшим тов
Аббат Антуан Франсуа Прево д'Эксиль прожил бурную и богатую событиями жизнь – был монахом, солдатом, искателем приключений. Современному читателю Прево известен как автор знаменитой повести «История кавалера де Грие и Манон Леско». В тени этой славы долго оставались незамеченными новеллы аббата Прево, которые до недавнего времени на русский язык вообще не переводились. Но как раз в этих коротких забавных историях наиболее ярко отразилась страсть
Аббат Антуан Франсуа Прево д'Эксиль прожил бурную и богатую событиями жизнь – был монахом, солдатом, искателем приключений. Современному читателю Прево известен как автор знаменитой повести «История кавалера де Грие и Манон Леско». В тени этой славы долго оставались незамеченными новеллы аббата Прево, которые до недавнего времени на русский язык вообще не переводились. Но как раз в этих коротких забавных историях наиболее ярко отразилась страсть
Лучшие рецепты европейской кухни, от суфле с сыром до жюльена с грибами, первые, вторые блюда, закуски и десерты на любой вкус.
В моей комнате на столе стоит древняя амфора со следами царапин, пришедшая, как и я сам, из Космоса. В нашей гостиной на видном месте лежит потрепанный мяч, родившийся на Земле. Эти два знака моей принадлежности, находясь в одной квартире, смотрят в разные стороны. Следуя за одним из них, я навсегда потеряю другой. Как странно, что два таких достойных знака не могут образовать консолидированный вектор чувств! Пока этого не случится, две мои полов