***
Автор пытается донести варианты необычного восприятия сознания на духовном уровне и поиска места человеческой души, в этом бескрайнем мире Вселенной. Главному герою предстоит проделать длинный путь в потустороннем мире, во время которого его ожидают приключения, невероятные ситуации которые он должен преодолеть. Это то место в путешествии, где нужно принять на себя риск. Нужно не только войти в этот мир, но и понять свое предназначение. Герою предстоит столкнуться с самим порождением Зла, которое «собрано со всей Вселенной». И сложно сказать, сумеет ли он удержаться, чтобы не уничтожить. Здесь он сталкивается и знакомится с человеческими пороками: жадность, зависть, злоба, ненависть. Чистилище само по себе уже может являться целью путешествия, где ему открывается предназначение человеческой души на Земле, узнает кто он и для чего ему испытания. Это место заключает в себе очищение, тех грехов и прегрешений, которые были совершены при жизни на земле человеком.
В бурю, в легком челноке,
Окруженный тучи мглою,
Плыл младенец по реке,
И несло челнок волною.
В. Жуковский
Посвящается Леониду Лару – человеку из легенды. Его баюкали волны, охраняя его покой. Они вынесли люльку к берегу реки Хаманельской Оби. Нашла беззащитного младенца старая женщина. Это был безымянный и неизвестно откуда появившийся ребенок. Когда она достала люльку, то поразилась, что младенец не плачет, а улыбается ей своей чистой ангельской улыбкой. Женщина изумилась также его осмысленным и светлым ангельским глазам. Она дала ему имя Таборчи, которое переводится «чист, как слезинка». Можно сказать, что чистая душа ангела. Старая женщина отнесла люльку в семью Ларов. Они дали ему свою фамилию. Так началась новая жизнь Леонида Лара в этом большом мире людей.
Каждая религия нужна на Земле
(Спецпроекты ЛГ / Многоязыкая лира России / Литературный портрет)
Алина Чадаева
Ненецкая писательница Валентина Вануйто в повести «Полет за потерянной душой», напечатанной не так давно в этнополитическом и литературно-художественном журнале «Мир Севера», ставит извечные вопросы бытия: что такое душа; как соотносятся время и вечность; что есть грех и какое воздаяние получают грешники после смерти; кто создал мир и в чем назначение религии…
Исходная позиция писателя – утверждение шаманизма как равноправной религии. Ее сакрально-земная цель: «Мы (шаманы) помогаем людям обрести веру в себя, найти свой путь и помочь их душе достичь самосовершенствования, чтобы стать божеством, а не влачить существование на дороге Вечности». Сам сюжет, организующий повествование, – полет душ шаманов, вышедших из физического тела во время камлания. Их цель – «искать чью-то потерянную душу», чтобы водворить затем в больного и тем самым, вместе с душой, вернуть его к земной жизни.
Впрочем, автор пытается парадоксальным образом оправдать и существование других религий: «Все верования ошибочны. Но каждая религия нужна на Земле, так же как человек, который верит во что-то». Попробуем прочесть «Полет за потерянной душой» В. Вануйто вслед за «Божественной комедией» Данте. И тут, и там герои путешествуют в загробном мире. Их цели – разные, но существа, с которыми они сталкиваются, похожи. У Данте – человеческие пороки в аду воплощаются в чудовищных монстров, мучающих души тех, кто на земле предавался сладострастию, обжорству, гневу, обману, предательству…
Его глаза багровы, вздут живот,
Жир в черной бороде, когтисты руки;
Он мучит души, кожу с мясом рвет,
А те под ливнем воют, словно суки…
В прозе Вануйто – образ дикого, первобытного Зла, которое «собрано со всей Вселенной». «Прямо из холма появилась уродливая голова. Она была увенчана четырьмя длинными щупальцами… вырываясь из-под земли, щупальце обвилось вокруг меня, стискивая грудную клетку…». По мысли автора, человек, одержимый злым духом, проецирует зло в космос, где Великое зло существует в образе неистребимого монстра: «Мы, люди, сами его создаем. А этот дух питается и растет…» В этих словах – отправной пункт в осмыслении сущности шаманства и его космического назначения. «Нельзя дать злу гулять на нашей земле. Существует некая стена между миром Зла и миром Добра. Шаманы понимают это и стараются не пустить зло во всей его первозданной сущности». Механизмов для этого много. Главный – разнообразные контакты с миром духов, ангелов, божеств, даже демонов.
В мировоззрении Вануйто ощущается сближение с постулатами христианства о существовании невидимого телесным зрением мира, населенного антиподными духами. Всякий человек, даже не разбирающийся в тонкостях религии, знает о «стоящих за плечами»: за левым плечом – темный дух-искуситель, за правым – Ангел-хранитель. «Добрые духи, – далее развивает эту всеобщую для разных религий мысль шаман Нумлаха, – побуждают людей к добру, поддерживают в жизненных испытаниях и помогают переносить их со смелостью и покорностью. Злые духи ведут людей к злу. Для них наслаждение видеть их павшими и уподобившимися им». Не то же ли самое читаем мы и в Евангелии от Матфея (10.28.): «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне». В конце своего астрального путешествия, освободив плененную духом болезни душу, герой книги Вануйто удостоился проникновения в сферу Великого разума. Он принял его «всеми фибрами своей души», ибо это были свет и любовь. «И вот наступает кульминация, когда мы перестаем отделять наши ощущения от ощущений всего мира. Именно в этот момент можно быть воистину счастливыми. Сердце заполняется любовью ко всему живому. Все наши ссоры кажутся никчемными и бесполезными, лишенными смысла. Там мы любим всех людей, животных, растения и каждую песчинку…».
Души героев книги Валентины Вануйто, выйдя в духовный космос с благородной целью, и сами прошли очищение, столкнувшись «с испытаниями, которые были созданы специально» для них, чтобы возвести их «на высшую ступень развития», достигли своего духовного «Эмпирея», после чего, обновленными, могли вернуться на землю, в свою телесную оболочку. Цель подобных путешествий, которые не чужды и нам с вами, читатель, – пройдя через искушения, осознав вину перед своей божественной сущностью, восстановить первозамысел Божий о каждом из нас. Как говорит Ангел в книге Вануйто, найти «гармонию с собой». Логично возникает вопрос: какое же место в пантеоне мировых религий можно отвести шаманизму? При слове «шаманизм» привычно вздрагивают и мелко крестятся правоверные христиане, ибо стереотипы церковной традиции относят шаманизм к беснованию. Обоснованный, на мой взгляд, ответ о месте шаманизма в ряду других религий я нашла в комментариях Даниила Андреева к его произведению «Роза Мира», написанному почти полностью во Владимирском централе – тюрьме, где он вынужден был провести десять лет заключения, с 1947 по 1957 год, будучи арестованным по 58-й статье УК как «враг народа». Даниил Андреев относился к редчайшим людям, которым был ведом «прорыв космического сознания». Именно так он определял свое состояние в моменты творческого озарения. Произведения Даниила Андреева позволяют поставить его в число уникальных писателей-провидцев, рядом с Данте, Вергилием в его поэме «Энеида» и, как бы ни разновелик казался масштаб, – с Вануйто.