Общей тенденцией нынешнего мироустройства является постепенное усложнение общественных отношений в современном мире, что делает необходимым дать студентам в высшей школе знания из области социальных наук, даже если выбранная студентом специальность или траектория обучения кажется «удаленной» от общественных материй.
Знание географии лежит в основе экспертизы практически любого профессионального политолога. Проводя сравнение или занимаясь комплексным изучением отдельного кейса, политолог оперирует географическими названиями, изучает региональную дифференциацию по тому или иному политическому индикатору, интерпретирует пространственные явления. Будет ли это «Красный пояс» многолетней поддержки коммунистической партии на юге России или эффект от практики «джерримендеринга» в США; административно-территориальная реформа в Латвии или перенос столицы в Мьянме – зависит лишь от научных интересов конкретного специалиста и предмета его исследования.
Это знание географии кажется настолько базовым, предсказуемым для студента-политолога, что не каждый университет готов поставить курс политической географии в свои учебные планы, например, чтобы эти знания расширить и познакомить с продвинутым инструментарием и терминологическим аппаратом (дать политологу новый «видоискатель»).
Однако в противоположной ситуации находятся географы. До настоящего времени незнание основ политологии не было недочетом для профессионального географа. Более того, базовые категории политической науки находятся на периферии интересов географа (даже географа-обществоведа, не говоря уже про другие отрасли географической науки). Во многом это характеризуется тем путем подготовки, который школьник, а затем студент- географ предпочитает для собственного профессионального развития.
В этот момент знание основ устроения общества («школьное» обществознание) обычно не столь необходимо для успешного поступления, а социально-экономическая география в старших классах слишком скупа на аналитические категории политической науки. Концепты «государство», «форма правления», «форма политико-территориального устройства» – максимум, который закладывает школа в основы политологических знаний школьника и первокурсника-географа.
И, к сожалению, профессиональные политические географы (как географы от политологии, так и политологи от географии), которые призваны сокращать эту сложившуюся пропасть в знаниях, по-прежнему слишком малочисленная группа, чтобы стимулировать изучение политологических и политико-географических закономерностей в программе высшего образования.
С нашей стороны этим пособием сделана попытка заинтересовать студента-географа теоретическими и прикладными политологическими вопросами, которые задает себе на первых шагах учебы будущий аналитик в свете политических (и, что не маловажно, географических) событий. И рассмотреть, как их совместное разворачивание может менять смыслы ранее «идентичных» явлений, влиять на политический курс и политическое поведение лиц, принимающих политические решения. То есть обратить внимание на то, что способствует получению принципиально разных результатов.
Таким образом, это пособие призвано, во-первых, сориентировать студента в поле материалов на русском языке по политической науке, самостоятельная работа с которыми может стать для него чрезвычайно трудоемкой; во-вторых, познакомить со значимыми работами в области политической науки, которые составляют базу для профессионального роста политолога; в-третьих, помочь выработать навыки работы с политологической информацией, которые ценны в перспективе проведения самостоятельных исследований; и, в-четвертых, обратить внимание на сложные теоретические и прикладные кейсы, которые с профессиональной точки зрения не разбирают ни географы, ни большинство политологов.
В качестве предлагаемых для изучения на начальном этапе знакомства с политической наукой тем выбраны наиболее важные для будущего специалиста в области географии концепты политической науки (сравнительной политологии и политической теории). Особенностью данного издания является включение отдельных тем этнополитологии и теории международных отношений, дополняющих теоретическую часть пособия широким спектром необычных, но основанных на прикладных кейсах задач, которые в будущем сможет (раз-) решать специалист, решивший впоследствии сосредоточиться на этих аспектах политической науки в их географическом измерении.
Структурно методическое пособие состоит из восьми разделов, где в соответствии с тематическим планом предлагается к вниманию читателя краткая библиографическая справка с указанием базовых, стартовых материалов (учебников) и основных источников по рассматриваемой теме, доступных на русском языке.
В качестве базовых материалов по курсу выбраны учебники, обобщающие целый спектр основных категорий политической науки и политической географии, которые создают у студента необходимые заделы и основания для развития в разных областях политологического знания:
• Хейвуд Э. Политология. М.: Юнити-Дана, 2005. 544 с. (Heywood A. Politics. 2nd Edition. Basingstoke, N.Y.: Palgrave, 2002).
• Мельвиль А. Ю. и др. Политология. М.: Проспект, 2008. 618 с.
• Голосов Г. В. Сравнительная политология. СПб.: ЕУ СПб, 2018. 462 с.
• Окунев И. Ю. Политическая география. М.: Аспект Пресс, 2019. 512 с.
Переводной учебник Эндрю Хейвуда стал классикой и в России, широко зарекомендовав себя «британским» стилем и порядком изложения материала, прикладными типологиями и подробными теоретическими врезками. Учебник действительно представляет альтернативный взгляд на подачу студентам концептов политической науки, но его нельзя не отметить за высокое качество оригинального материала, равно как и высокое качество его перевода.
Учебник, созданный авторским коллективом под руководством Андрея Юрьевича Мельвиля, – один из лучших учебников политологии российского научного коллектива. Его основными достоинствами являются подробное для вводного курса описание политологических концепций и понятий, понятное изложение, ставшая классической структура подачи материала и частые отсылки к современной политологической литературе.