Питер Хильдебранд - После кризиса середины жизни. Психодинамический подход к старению

После кризиса середины жизни. Психодинамический подход к старению
Название: После кризиса середины жизни. Психодинамический подход к старению
Автор:
Жанры: Научная литература по психологии | Психотерапия | Состояния и явления психики | Зарубежная психология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "После кризиса середины жизни. Психодинамический подход к старению"

Питер Хильдебранд много лет проводил в Тавистокской клинике семинары по проблемам второй половины жизни. В своей работе он опирался на идеи Винникотта, Балинта и других теоретиков объектных отношений. В данной книге автор стремится углубить понимание жизни в позднем возрасте и исследует динамику ожиданий относительно работы, ухода на пенсию, секса и сексуальности, смерти и умирания. Он описывает пути, которыми мы приходим к тому, чтобы прожить наши разнообразные потенциальные возможности и разные аспекты самости и справиться с труднопереносимыми потерями, свойственными этому периоду жизни, – утратой надежд, ролей, которые мы играли в зрелом возрасте, мечтаний и стремлений.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Бесплатно читать онлайн После кризиса середины жизни. Психодинамический подход к старению


Все права защищены. Любое использование материалов данной книги полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается


Серия «Современная психотерапия»

Перевод с английского М. В. Глущенко

© Peter Hildebrand, 1995

© Когито-Центр, 2019

* * *

Я посвящаю эту книгу моему другу и коллеге, ныне покойной Наоми Стерн, чью дружбу я чрезвычайно ценил и чьи содержательные замечания и комментарии помогли завершить эту книгу


Благодарности

Эта книга не была бы написана без помощи многих друзей и коллег, с которыми в течение последних двадцати лет я работал над проблемами старения.

Я хочу поблагодарить Джорджа Поллока, который в 1977 г. предоставил мне возможность наслаждаться творческим отпуском в Чикаго и учиться у Дэвида Гуттмана, Джерома Грюнеса и Морта Либермана, ставших моими коллегами и друзьями, чем я очень дорожу.

Огромный вклад в мое развитие как психоаналитика внесли в Лондоне Энид Балинт и Адам Лиментани, а Дэвид Малан и Джон Уилсон учили меня краткосрочной психотерапии. Боб Гослинг терпеливо поддерживал меня, когда я впервые начал работать с престарелыми пациентами в Тавистоке, многие другие коллеги также внесли вклад в нашу работу. Инге Вайзе была прекрасным партнером по терапии пар – спокойным, вдумчивым и преданным нашей совместной работе. А мои секретари Бетти Геллерт и Дженни Бенедикт подарили мне даже больше доброты, симпатии и поддержки, чем я мог заслужить.

Моя жена, Мэгги Миллз, привнесла свой острый ум и энергию в осмысление этой работы и всегда была ее конструктивным критиком, а мои дети и внуки создали для меня благоприятное окружение, где я мог найти время и энергию для написания этой книги. Я обязан им больше, чем могу это здесь выразить.

Маунт Фонд (Mount Fund) выделил нам несколько грантов и всегда щедро поддерживал нашу работу, особенно участие в этом проекте Наоми Стерн.

Я благодарен Тавистокской клинике за разрешение использовать часть моего рабочего времени на проведение семинаров по проблемам второй половины жизни, которые проходили с 1977 по 1990 гг. Однако предметом моего постоянного сожаления стало то, что задачи, поставленные в процессе исследования и работы с людьми в «третьем возрасте», оказались слишком грандиозны для этого учреждения, которое на моих глазах превратилось из генератора идей для практического психоанализа в пример, по-видимому, безнадежной заурядности.

Джоанна Мориарти была моей пациенткой, помощницей и издателем, и я благодарен издательству «Шелдон Пресс» за возможность издать эту книгу.

Введение

В этой книге я намереваюсь представить психодинамический подход к проблеме старения. У меня имеется много причин придать этой своей работе более целостный и завершенный вид, нежели существование в виде отдельных статей на страницах профессиональных журналов, как бы хороши они ни были. Но помимо понятного нарциссического желания написать этот труд, меня не оставляла и уверенность в том, что изучение старости и связанных с ней проблем с терапевтической и исследовательской позиций может стать одним из способов, которым психотерапия и психоанализ могут внести реальный вклад в нашу культуру.

Не сомневаюсь, что такая попытка встретит заметное сопротивление. Я вспоминаю о сотрудничестве с Международным журналом психоанализа, когда возникала необходимость категоризации моих статей. Несколько раз мне приходилось доказывать важность категории, которую я назвал «Психология развития на протяжении жизни» и которая должна была освещать работу с пожилыми пациентами. Такое название всегда встречалось с доброжелательным интересом, тем не менее мне ни разу не удалось обнаружить его в списке категорий. Сходным образом в Тавистокской клинике, хотя я и имел там возможность уделять часть своего времени краткосрочной психотерапии с пожилыми пациентами, сотрудников мне не выделяли, и семинары проходили исключительно при участии заинтересованных студентов и сторонних специалистов. Мне кажется, что из-за «детоморфической» и центрированной на детстве природы психоаналитического теоретизирования многим бывает трудно принять и осмыслить тот неудобный факт, что в зрелом и пожилом возрасте люди могут сильно менять свой психический и психопатологический статус.

В этой книге я попытаюсь показать, что это неудачная и близорукая точка зрения. Полагаю, что в некотором смысле она обусловлена устаревшим, не адекватным современной психоаналитической теории, представлением о развитии креативности. Одна из главных задач моей книги – желание подчеркнуть тот факт, что креативность не пропадает по мере нашего старения. Главное знание, полученное мной и моими коллегами, заключается в том, что все люди, независимо от возраста, обладают способностью к развитию и изменениям и что пристальное внимание к процессу старения может открыть нам доступ к этой способности. Принимаем ли мы экономическую, динамическую или генетическую точку зрения, психотерапия и другие психологические подходы к проблемам людей пожилого возраста обоснованны и заслуживают внимания. Очевидно, что, как изменяются и развиваются в течение жизни способы наблюдения и обучения, так же изменяются и развиваются инсайты, и нам надо разрабатывать новые подходы к их интерпретации и углублению. Именно здесь работа психодинамического терапевта вступает в свои права.

Поскольку я намереваюсь изложить терапевтический план на будущее, я хотел бы также, чтобы имелось достаточное число обученных терапевтов, способных развивать и углублять наше понимание пожилого возраста и его проблем. Что действительно необходимо, так это расширение публичного признания возрастающей важности возраста между 50 и 75 годами, который французы называют «третьим возрастом». В наше время люди могут жить и наслаждаться жизнью беспрецедентно долго, и мы должны углублять наше понимание психологических переменных, связанных с этим.

В этой книге я попытался развить философию терапии, которая может помочь нам лучше понимать проблемы, связанные со старением в наше время. Мы должны предусмотреть ситуацию, когда в развитых странах стареющие люди «третьего возраста» смогут проживать (предъявляя соответствующие требования) период времени активного отдыха, творчества и получения услуг, намного более долгий и продуктивный, чем это было доступно старикам раньше. Уверен, мы поразимся тому, как много эти люди смогут сделать, будучи не отвергаемыми гражданами «второго сорта», а, скорее, объектами одновременно и зависти, и помощи им в том, чего они могут достигнуть. Например, в сообществах пенсионеров США многие проводят время в творческих и полезных занятиях, что кардинально отличается от среднестатистической мечты о переезде на юг и времяпрепровождении под солнышком за угощением и играми в карты и гольф. Те, для кого именно это является целью, конечно, должны быть свободны в своем выборе и следовать ему, но в то же время посвятить эти годы исключительно нарциссическим наслаждениям кажется напрасной потерей возможностей.


С этой книгой читают
В книге представлена эволюция научного мировоззрения выдающегося российского психолога А. В. Брушлинского: от разработки теории мышления как прогнозирования, исследования фундаментальных вопросов соотношения природного и социального в детерминации психики к важнейшим проблемам методологии и истории психологии. Описан новый вариант системного подхода – континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта деятельност
Эту лекцию А.И. Фет посвятил социальным доктринам. Вы сможете узнать главные идеи либерализма, консерватизма, социализма и революционизма. Что для каждого из этих политических учений означают общество, государство, человек. Положительные и отрицательные стороны каждой из доктрин, наиболее яркие представители и классики вышеуказанных общественно-политических течений.Содержание лекции:1. Либерализм2. Консерватизм3. Социализм4. Революционизм
В книге представителя петербургской школы философии О. А. Штайн «Маска: стратегии идентичности» исследована маска как визуальный и вербальный образ, включенный в систему социальной коммуникации. Маска является конструктом сознания Другого по отношению к индивиду и задает поведенческую схему соответствия персональной и коллективной идентичности. Маска встроена в механизм идеологического воздействия на личность в структуре нормативных отношений дис
Вашему вниманию представляется сборник эссе и статей по психологии и философии. Автор совершает глубокий анализ того, что из себя представляет человеческое бессознательное, сознание и психика. Эссе посвящены психоанализу, психодраме, религии и культурно-историческому подходу Л.С. Выготского, затрагивается вечный философский вопрос: что является первоосновой бытия? В статьях исследуется взаимосвязь между посттравматическим стрессовым расстройством
Эту книгу я написала, вдохновившись клипом певицы Макsим «Золотыми рыбками», она написана на основе сюжета клипа. Это история маньяка-писателя и его жертвы-балерины.
Почему бы не посмотреть на экзотическую заокеанскую страну "изнутри", а не просто как туристка? Может, впечатления и спорные, но уж точно искренние.
"Присвоенная, или Жена брата" - фантастический роман Ольги Герр, жанр любовное фэнтези, приключенческое фэнтези. В роду моего будущего мужа есть традиция: в брачную ночь с молодоженами в спальне присутствуют свидетели. Жребий брошен, свидетелем выбран старший брат моего жениха – Арнэй Гидеон. Именно он силой украл мой первый поцелуй и с тех пор преследует меня. Сможет ли Арнэй просто смотреть, если сам мечтает оказаться на месте брата? Я боюсь, о
"Драконы Лондона. Брачная охота в тумане" - фантастических роман Витамины Мятной, жанр любовное фэнтези, эротическое фэнтези. Попав в иной мир, я угодила в лапы порочного мерзавца, задолжав за спасение жизни. Пока не выплачу долг, я его вещь, его игрушка. Я и рада была бы от него уйти, погасив полностью задолженность, но он по какой-то причине не хочет со мной расставаться, хоть и уверяет, что ненавидит меня всем сердцем. Признаться, я отвечаю ем