Что делать, когда достигнутые результаты «не укладываются в рамки» принятых научных теорий? С этим вопросом сталкивается большинство учёных-исследователей. Часть из них продолжают официально оставаться на позициях следования канонам традиционных наук, часто и в разладе со своими внутренними сомнениями, другие включаются в новый научный поиск. В любом случае каждый человек в зависимости от своего состояния делает свой личный выбор. Фридрих Ницше, исследуя истоки Добра и Зла в работе «Так говорил Заратустра», писал о личности познающего: «Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть даже своих друзей. Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остается только учеником…»1
Познать законы общественного развития пытались и (каждый в своей степени) преуспели многие величайшие умы человечества. От поисков «философского камня» до определения абсолютных истин в человеческом общении – таков диапазон суждений. В своём большинстве они справедливо выразили мнение о наличии собственной логики общественного развития (праксиологии), никоим образом не идентичной логике математики, логике мышления, логике других пространств.
Праксиология не претендует быть наукой всех наук. Праксиология не «борется» с теми или иными научно-теоретическими взглядами и концепциями. Праксиология предлагает исследователю, обычному человеку посмотреть на развитие общественных отношений с несколько иных, чем принятые сегодня в общественных науках, оснований. Праксиология предлагает исследовать зависимости в общественных отношениях и формулирует законы человеческой деятельности.
Праксиология не является «забытой», «второстепенной» наукой. В то же время нельзя сказать, что она сегодня популярна в научных кругах. Одной из причин сложившейся объективной ситуации явилось весьма спорное определение объекта и предмета исследований представителями иных направлений науки. Настоящее исследование в определённой степени позволяет восполнить этот пробел.
Праксиология имеет прикладное значение. Фактически, формулируя законы и закономерности общественных отношений (априори), праксиология выступает одной из теоретических основ формирования методик воздействия на личность и социумы с целью достижения желаемого социального поведения и общественного мнения.
Автор отдаёт себе отчёт в том, что данное издание является практически первой попыткой систематизации знаний о праксиологии. По этой причине в название книги вынесено определение «Основы теории». Результаты исследования изложены в двух книгах: «Праксиология. Основы теории. Часть 1. Личность» и «Праксиология. Основы теории. Часть 2. Субъекты отношений».
Позволю себе утверждать, что, прочитав данную книгу, читатель более не сможет «традиционно» относиться к изучению гуманитарных дисциплин, исследованию общественных проблем. Вы будете вновь и вновь обращаться к основам теории праксиологии и искать все новые и новые данные об этой науке.
Автор убеждён: становление праксиологии в России минует судьба кибернетики и генетики.
Гуманитарий, не знакомый с основами праксиологии, подобен химику, не сумевшему понять таблицу Менделеева
Мы живём в прекрасное доброе время, в мире красоты и всеобщего счастья бытия, возможности любить и быть любимыми, стремимся развивать свои способности. Живём в радости в семье и атмосфере заслуженного уважения в коллективе.
В то же время мы живём в мире беспощадных войн, погони за богатством и глубочайшей нищеты, повсеместного падения нравственных норм, обострения цивилизационных, культурологических конфликтов и находимся на грани выживания планеты Земля.
Как же мы живём? Как сочетаются в одном человеке душевный трепет от прикосновения любимого человека и участие в политической манифестации, когда с животным инстинктом просто-напросто готов разорвать оппонента или предательски уклоняешься от исполнения гражданского долга?
Как и почему бывшие воины-десантники, орденоносцы, доказавшие своё мужество в бою, становятся марионетками в гражданской жизни и предают своих близких товарищей? Во что они верят и как понимают справедливость?
В ноябре 1993 года в России был расстрелян всенародно законно избранный Высший орган законодательной власти Российского государства. Обороной Белого дома руководил депутат Владислав Ачалов, в прошлом командующий Воздушно-десантными войсками, заместитель Министра обороны, генерал-полковник. Непосредственно расстреливал Белый дом его бывший подчинённый, обязанный ему всей своей карьерой, да и во многом личной безопасностью, тоже бывший десантник. Он выполнял приказ или преследовал корыстные статусные цели? Что руководило этими людьми, которые познакомились друг с другом при прохождении совместной службы в сентябре 1973 года в Прибалтике, а через двадцать лет один из них сознательно убивал своего учителя и наставника, которому обязан своим статусом и судьбой?
Уйти от всего и побыть в одиночестве? Почему Робинзон Крузо стремился вернуться к людям, и даже самые отчаянные религиозные отшельники становились святыми и, только очистившись, опять возвращались в общество или осуществляли это возвращение иными способами передачи своих чувств и мыслей всё тому же обществу! Почему высшее наказание для человека – лишение свободы, тюрьма, изоляция от общества, от системы взаимоотношений?
Мы интуитивно чувствуем мнение своих родственников, сослуживцев и соратников, земляков и готовы поступать в соответствии с ним вопреки здравому смыслу и сиюминутной выгоде. Наше поведение схоже с поступками людей таких же, как и мы, по гороскопу, мы верим в «шестое чувство». Невозможно понять явление, изучая его отдельные стороны. На ситуацию нужно обязательно смотреть «в целом». Сегодня подобные научные подходы предлагает праксиология. Праксиология, прежде всего, наука, раскрывающая логику деятельности субъектов общественных отношений в их взаимозависимостях.
Современная праксиология – довольно молодая, набирающая научную силу отрасль человеческого знания. Продолжаются дискуссии по уточнению объекта и предмета науки, формированию научных задач и отдельных направлений исследований. Это естественный процесс, и вполне вероятно, что со временем появятся предметы исследований «Общая теория праксиологии», «История праксиологии», «Методы и методология праксиологии».
В силу жизненных обстоятельств я не останавливаюсь на рассмотрении существующих теорий (целостных и фрагментов) праксиологии. Предлагаю Вам, читатель, вариант систематизации знаний о праксиологии, о человеческой деятельности.