Наверняка вы читаете эту книгу, оказавшись в ситуации, которая кажется вам неразрешимой. Может, вы потеряли надежду на свершение своей мечты или у вас не ладится семейная жизнь. Возможно, вы долгое время ищете своего человека, но все ваши усилия безрезультатны. А может, вы сражаетесь с частыми хроническими болезнями, или просто уверовали, что по жизни вам больше не везет, чем везет.
Примеры можно приводить бесконечно. В конечном итоге, задача у вас стоит одна: как из этого выбраться? Как найти волшебный мел, которым вы бы нарисовали на стене дверь и через неё вошли бы в комнату, в которой начнутся и созреют судьбоносные решения и дела?
Изменения не начинаются там, где всё хорошо. Отправная точка для трансформации там, где есть неудовлетворенность. Ведь за этим последует второй этап. Вы спросите себя: «Что мне делать, чтобы выход нашелся?»
Выбирая лучший вариант проживания собственной судьбы, стремишься к изменениям. Но изменения не даются легко, и нередко обнаруживается, что некоторые наши усилия остаются бесплодными. В такие моменты ощущаешь бессилие и слабость. Жажда изменений превращается в отчаянное желание выбраться из ямы, в которую ты случайно попала и никак не можешь выбраться. Горькая ирония: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда».
Это похоже на пребывание в тюрьму, на замкнутый круг, на запутанный клубок, на лабиринт, на долгую изнурительную дорогу, которая никогда не закончится, на туннель без выхода к свету… Метафоры, приводимые для сравнения, почти всегда образно одинаковые.
Считается, что жители мегаполисов редко бывают амбициозными и стремятся к успеху. К высотам стремятся провинциалы, потому что понимают, что в ограниченных условиях, которые им предлагает маленький город, они не чувствуют максимальной удовлетворенности от реализации своих возможностей. У них будто больше стимула для того, чтобы расти.
Получается, что имея ограниченные возможности, вы имеете больше шансов на успех и победы, хотя поверить в это трудно. На примере возможностей жителя мегаполиса и жителя маленького города, вы можете увидеть преимущества своего «бедственного положения». Когда внутри вас словно сдвигаются плиты и дрожит и трясется земля, тогда вы и начинаете выбираться из темницы на свет. Важно запустить сам процесс, а начинается он там, где «всё плохо» или «там, где нет того, чего очень хочешь».
Поэтому смело могу сказать, что именно это, ваше безвыходное положение – и есть ресурсное состояние. Не видите света, идёте вслепую? Не получаете желаемого, чувствуете себя обделённой? Не можете решиться на то, чтобы сделать конкретный выбор? Прекрасно! Вы уже владеете половиной мира!
Уверенно можно писать только о том, через что проходишь сама. Мои собственные детские травмы и травмы взрослой жизни стали для меня школой жизни, которая научила (да и учит до сих пор) говорить в любой сложной ситуации: «Выход всегда есть».
Можно бесконечно верить в то, что существуют некие силы, которые знают больше, чем вы. Они могут выносить приговор и решать за вас, когда вы будете счастливы или когда вы должны будете отчаяться так сильно, что решите отдать жертву, помолиться или просто ждать чуда. Оказавшись в тисках своего замкнутого круга, возможно, вы верили в это не раз. Я не имею в виду то состояние, когда нам кажется, что наша жизнь не принадлежит нам самим. Это «фоновое» убеждение похоже на состояние пленника в лагере для заключенных, который попросту несвободен и все его действия ограничены, а это лишает жизненной силы. Если силы нет, то и жизнь постепенно скатывается по наклонной.
Именно поэтому я пишу эту книгу. Добавьте больше света, оставьте наивность детям и ищите женщину – вот те три правила, с помощью которых вы приобретете навык не сдаваться, находить выходы из сложных ситуаций и побеждать. Что конкретно они означают, вы узнаете в ходе дальнейшего ознакомления с книгой. Начните со следующей главы.
Мечта приходит и зовёт за собой
Сколько женщин живет на этом свете, столько и личных историй складывается. Мы рассказываем друг другу истории, а после беседы чувствуем, что наполнились радостью, легкостью, удовлетворением. Удивительно, что нередко мы готовы делиться своими сокровенными переживаниями не с близкими людьми, а с чужими. А приходилось ли вам когда-нибудь ехать в поезде, и рассказать незнакомой попутчице добрую половину своей биографии?
Я выросла в маленьком провинциальном городе, на юге Казахстана. Самое лучшее, что там было-это река Сырдарья с её рыбой и большим водохранилищем. Мы, жители города, называли её «морем». Скорее всего, по той причине, что река была большой и необъятной на горизонте, берег реки был устлан настоящей галькой и щебнем, вокруг лодок рыбаков летали настоящие чайки, а сама река ласкалась настоящими крупными волнами с белой пеной. И ещё там было много скалистых гор, хоть и невысоких, но придающих всему пейзажу солидный вид.
Мой дом был для меня очень теплым местом. Я понимаю это только сейчас. Иногда в нем становилось холодно, потому что случались и конфликты. Мы, дети, переживали это каждый по-своему. Помню, что когда родители ссорились, страх заполнял все моё существо, и ничего в моем теле не было, кроме этого страха.
Отец часто покупал книги. Сам много читал, и я читала вместе с ним. Он не вел меня за руку. Не говорил и не учил, что читать – это хорошо. Одним лишь своим примером он показал, что за книги следует отдавать деньги и выделять время для чтения, бережно хранить их на полках, вдохновляться, учиться, познавать и просто читать, читать, читать…
Любимых книг и авторов было много, всех не перечислить. Фантастика, путешествия, приключения, классики русской и зарубежной литературы – набор великих писателей и их произведений знаком каждому, кому довелось прожить детство в Советском Союзе.
Я брала книгу, чаще даже взрослую, чем детскую, забиралась в большое кресло или поднималась на тапчан на крыше дома, и придуманный мир автора на какое-то время становился и моим. Книги стали моей большой любовью и страстью на всю жизнь. А мои мечты питались этими источниками чужих мыслей, взглядов на мир, чувств и ощущений. Что-то внутри меня заставляло выбирать именно эти книги, любить их, учиться у них, а затем совмещать со своими мечтами. Что-то знающее больше, чем я сама разогревало внутри меня костер желания и любви.
Союз книг и мечтаний дал мне многое. Так много, что мне, простой девочке из провинциального города, и во сне не снилось. Это сейчас можно путешествовать, лишь бы деньги были. А тогда, в середине восьмидесятых, путешествие за пределы Советского Союза было пределом мечтаний для многих людей, в том числе и для меня.