Когда в 1914 году Павел Флоренский закончил свой выдающийся богословский труд «Столп и утверждение истины», он записал в дневнике: «Мой „Столп“ до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же на самом-то деле я понимаю в духовной жизни?». Сегодня я чувствую что-то очень похожее, выпуская в свет книгу «Православные принципы управления финансами». И хотя она не только богословская, но и прикладная, меня не покидает сомнение относительно того, имел ли я право писать на столь животрепещущие темы. Несмотря на сомнения, моей целью было постараться передать простыми словами сложные истины, систематизировав православное вероучение в отношении управления личными финансами и показав на своём скромном опыте, что все эти принципы самым точным образом работают. Затем я пришёл к выводу, что раз они у меня работают, значит, будут работать и у вас!
У глубоко верующих была, есть и, по всей видимости, будет сохраняться проблема с миром капитала; она имеет не только исторические, культурные, социальные, но и религиозные корни. Не смею утверждать, что все прихожане православных храмов живут в беспросветной нищете, и все-таки в большинстве своём, учитывая, что в наше время не так много людей ходит в храм, особенно людей молодых, особенно мужчин, – это преимущественно люди скромного достатка и скорее бедняки, которые даже не пытаются ничего сделать, чтобы стать хоть чуточку богаче. Почему же так происходит?
Дело в том, что христиане хранят заповедь «Богатеть в Бога!». Что же это значит? Это значит, что они уже нашли своё сокровище на Небесах и внутренне отстранились от всего суетного, земного: кто в большей степени, кто в меньшей, кто от искреннего желания найти смысл жизни в Боге, кто от тяжких утрат, кто от того же безденежья, кто по каким-то иным причинам. Я не буду здесь обсуждать эти причины; не столь важно, кто каким путём пришёл к Богу; важно, что это изменило человека и его систему ценностей, ведь сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:12).
Гораздо более интересным представляется мне вопрос о перенастройке сознания в связи с произошедшей духовной переменой. Мудрые понимают, что основополагающую роль в делах играет определение приоритетов, и на первом месте у христианина всегда должен стоять Бог. Но большинство верующих по неопытности или неразумию, получив знание духовного порядка, начисто забывают о втором, третьем и прочих местах. Можно сравнить таковых с любителями кайфа. Многие просто не могут контролировать употребление наркотика: сигарет, алкоголя, спортивных нагрузок, секса и – спаси-помилуй! – духовного наркотика, вероисповедания. Я заранее прошу прощения, что ставлю в один ряд Божий дар с яичницей. Это не ради кощунства, а исключительно ради того, чтобы проиллюстрировать меру, которая должна быть во всём. Бог – это же высший, чистейший и самый безгрешный кайф! Так уж, по всей видимости, Ему было угодно, чтобы человек жизнь свою положил на поиск золотой середины, на стяжание меры, я бы даже сказал, умеренности. Причём это касается не только материальных забот, но и духовного рвения. Преемник Иоанна Кронштадтского протоиерей Александр Ильин так учит: «Во всём должна быть мера. Всё, что переходит меру, приходит слева. Даже когда в добрых делах ты переходишь меру, это все равно слева. Православие – это мера».
Итак, книга «Православные принципы управления финансами» предназначена для мирян, верующих бизнесменов и не рекомендуется к прочтению монахам; чуть меньше она касается белого духовенства, так как они осознанно избрали свой путь в Церкви: одни отвергли мир ради молитвенного служения, другие сделались пастырями для мирян.
Наполеон Хилл пишет о том, что богатство начинается с состояния разума. Вот как он говорит: «Успех приходит к тем, кто культивирует в себе сознание успеха. Неудача приходит к тем, кто бездумно позволяет своему сознанию быть сознанием неудачи». Чувствуете? Если вы не ищете меры, побросали земные дела, заботу о материальном благополучии своих семей, финансовую ответственность за родителей и детей, начав приносить свою жизнь на алтарь служения Богу, оставаясь при этом в миру, вы тем самым бездумно позволили своему сознанию быть сознанием неудачи. Думая, что делаете нечто богоугодное, вы начали делать что-то совершенно противоположное. Вы уподобились человеку, который открыл для себя духовный кайф и растратил на него всё своё имущество. И вы оправдываете себя тем, что это угодно Богу?!
Я прошёл через это горнило и могу точно сказать, что неугодно. Во-первых, какого человека считать богатым, а какого нищим? Я дружу с людьми, у которых годовой доход равен 20 и более миллионам, и – парадокс! – эти люди богатыми себя не считают, потому что есть те, чей доход кратно выше. Есть у меня и такие товарищи, которые зарабатывают 1 миллион в год, и люди считают их богатыми. Во-вторых, в самой Библии о богатстве и имуществе говорится 2350 раз, что само по себе свидетельствует о беспрецедентной важности, которую Бог придаёт деньгам в жизни человека. В-третьих, вопрос финансового благополучия напрямую связан с вопросами самореализации и служения. Создателю угодно, чтобы на первом месте у нас стоял Он, а на втором – наша собственная самореализация по Его образу и подобию. Мы и есть творцы, призванные по праву рождения реализовать себя, создавая свою собственную реальность; ну а всякий трудящийся, как известно, достоин пропитания.
Итак, вы не монахи, чтобы Бог был у вас на единственном месте. Иначе идите в монастырь, и то – без благословения нельзя! За годы духовных исканий мне пришлось наступить на все грабли, какие только можно. Я практически, а не теоретически понимаю православных, поскольку и сам такой. Когда находишь Абсолют, всё остальное обесценивается. Вот только призваны мы, миряне, дозировать даже Абсолют, коль скоро живём в миру. Безусловно, следует дозировать прежде всего увлечение мирскими делами, чтобы они не отняли у нас исповедание, которое является наиважнейшим приоритетом христианской жизни.