2. Любовь, география и ещё раз любовь
Ещё немного – и каникулы. Славе оставалось вытерпеть всего-навсего два урока, два последних урока, и восьмой класс можно считать оконченным. Он, конечно, любил географию, но каникулы он любил куда больше.
«Антарктида является самым загадочным материком нашей планеты, – сказала учительница, обведя указкой белое пятнышко на карте, висевшей на доске. – Мало кто знает, но географические и магнитные полюса Земли – это разные вещи. Это означает, что если вы захотите попасть в самую южную точку нашей планеты, то вам необходимо добраться не до центра Антарктиды, где находится географический полюс, а до её окраины, где полюс магнитный, поскольку именно компас корректно определяет стороны света.
И вам, определённо, необходимо поспешить, поскольку магнитный полюс находится в постоянном движении. Он движется со скорость около пятидесяти километров в год, и не исключено, что однажды он покинет пределы вечно ледяного царства, что очень сильно повлияет на климат, и на месте заснеженной пустыни появятся величественные леса».
А вот и та самая причина, по которой Слава обожал урок географии. Агнесса Владимировна – молодая, красивая, умная и добрая учительница, которая, по мнению Славы Снегоступова, была лучшей не только в этой частной школе, но и во всём городе.
Да что там – в городе… в стране!
Хотя, что там – в стране… на Земле!
Хотя, что на Земле?..
– Снегоступов! – строго окликнула учительница задумчивого ученика.
– Да, Агнесса Владимировна! – резко подскочил Слава и тем самым вызвал смешки у своих одноклассников.
– Что там за окном такого интересного? Ждёшь приближения южного магнитного полюса?
– Нет, Агнесса Владимировна, – грустно промолвил Слава, – просто как представлю, что следующие три месяца у нас географии не будет, так сразу печальку ловлю.
Весь класс разразился хохотом.
– Вы так не переживайте, Снегоступов! В девятом классе мы полностью удовлетворим вашу тягу к знаниям. Будете полгода ходить на дополнительные занятия после уроков.
С предпоследней парты показалась вытянутая рука.
«О! Лучший друг на помощь идёт», – подумал Слава.
– Говори, Воронцов!
– Агнесса Владимировна, – затараторил худощавый юноша в очках, – а куда движется южный магнитный полюс, неужели на север?
– Хороший вопрос, Наум Воронцов! Попробую на него ясно и доступно ответить. А вы, Снегоступов, сядьте и постарайтесь на моём уроке как можно реже «ловить печальки». У вас через год будет очень серьёзный экзамен, на котором поблажек никому не будет. В конце концов, с вашей фамилией Вы должны с интересом впитывать всё, что касается Антарктиды.
– Так я и впитываю! Очень впитываю!
– Ой, да садитесь вы уже!
Нотки веселья снова пробежали по классу.
Затем в дверь классной комнаты громко постучались.
Класс затих.
– Войдите! – звонко отчеканила Агнесса Владимировна.
Но никто не вошёл.
В дверь опять постучали.
Учительница пошла к двери и приоткрыла её. Из дверного проёма показалась рука с конвертом.
– Наш общий знакомый попросил передать вам лично в руки, – послышался голос загадочного визитёра.
– Что там?
– Возможно, там ответы, которые вы давно ждали.
Агнесса Владимировна взяла конверт и с удивлением посмотрела вслед уходящему гостю. А через несколько секунд закрыла дверь, спрятала конверт в ящик рабочего стола и продолжила урок.
– Итак, вернёмся к уроку! – сказала учительница как ни в чём не бывало. – Дело в том, что южный магнитный полюс не может двигаться на север по той простой причине, что он вместе с северным магнитным полюсом является точкой отсчёта, которая определяет, где будет находиться север, юг, запад и восток. И когда вы направляетесь строго на юг и доходите до центра магнитного полюса, то ваш компас теряет ориентир. Ведь силовые поля в этом месте направлены вертикально вверх. И если бы это позволяла конструкция компаса, то его стрелки указывали бы прямо в небо. Но, чтобы не обновлять карты каждый год и не создавать путаницы, есть ещё такое понятие, как географический южный полюс. Вот он и находится в самом центре Антарктиды и имеет нулевые координаты, и относительно этой точки южный магнитный полюс действительно будет двигаться на север.
– А-а, ну теперь всё понятно! В принципе, я так и думал! – сыронизировал Слава Снегоступов.
– Скажите, пожалуйста, – не поднимая руки, выкрикнул Наум Воронцов, – когда растает Антарктида?
– На этот вопрос наука пока не может дать точного ответа. Но известно, что на территории Антарктиды обнаружены огромные лесные массивы, которые из-за неизвестно катаклизма были выжжены около двухсот восьмидесяти миллионов лет назад, задолго до появления динозавров. Это может означать только одно: Антарктида не всегда была такой холодной.
Рыжая девочка с первой парты подняла руку.
– Говори, Перебогатько!
– Я недавно смотрела передачу по телевизору, так там говорилось, что до нас жили люди-великаны, которые были уничтожены ядерной бомбардировкой. Вот, наверное, поэтому и находят выжженные древние леса.
– Не научно, но интересно! И кто же бомбил этих великанов?
– Наверное, сами себя и бомбили, – выкрикнул Слава, – головешки большие, а мозгов – с гулькин нос.
Одноклассники громко и раскатисто засмеялись.
– Версии поумней есть, Снегоступов?
– Ну, может, рептилоиды виноваты? У меня к этим товарищам, знаете ли, доверия совсем нет.
– Так, ребята, заканчивайте галдеж! – успокаивала учительница уже чересчур развеселившийся класс.– Читайте больше научной литературы, а то будете как Снегоступов.