УШКУЙНИКИ. КТО ОНИ ТАКИЕ?
Их называли так, потому что совершали они свои набеги на ушкуях – лёгких челнах, которые ходили при попутном ветре с парусами, а в штиль или против течения на реках головорезы налегали на вёсла. Экипаж ушкуя – примерно тридцать человек – мог переносить своё судно на значительные расстояния.
Ушкуй, как и ладья или струг, был бескилевым судном с днищем, выдолбленным из бревна и бортами, обшитыми досками. Он был вариантом насада – ладьи с палубой и рулями на корме и на носу (это позволяло в случае необходимости, не разворачиваясь, отойти от берега и плыть в любую сторону. От надсада ушкуй отличался, пожалуй, только одним внешним оформлением. Мачту с прямым парусом ставили при попутном ветре. Морские ушкуи были больше речных, кроме того, они имели трюмы на носу и корме.
Согласно другой версии, название этих судов происходило от реки Оскуя (Аскуя) – правого притока Волхова близ Новгорода, где они строились. Третья версия, почему за разбойниками закрепилось название «ушкуйники», связана с тем, что они водружали на носу ушкуя резную скульптурную голову полярного медведя – ошкуя, их покровителя.
Новгородцы в древности многое перенимали от скандинавов, с которыми граничили. В том числе и пиратство – варяги занимались такого рода грабежами на протяжении нескольких веков. Причём русичи вначале нападали как раз на своих учителей – северных соседей. И заставили с ними считаться. Именно ушкуйники вынудили шведов 12 августа 1323 года подписать мирный Ореховецкий договор об установлении границ между Новгородской республикой и Шведским королевством. В соответствии с ним восточная часть Карельского перешейка передавалась новгородцам (Жуков К. История Невского края. Санкт-Петербург, издательство «Искусство», 2010).
Ушкуйничество впервые упоминается в летописях в 1088 году. Однако возникло оно ещё раньше. Есть свидетельство о походе новгородских «лихих людей» на Юргу около 1032 года (Российский государственный архив древних актов – РГАДА). В 1181 году они взяли штурмом черемисский город Кокшаров (ныне Котельнич Кировской области). Шесть лет спустя разграбили древнюю столицу Швеции – Сигтуну.
На Руси мало было чем поживиться. Ушкуйники брали богатые трофеи на варяжских землях. В 1318 году в городе Або (ныне Турку) захватили налог Ватикану, который церковники собирали в течение пяти лет (Шаскольский И. П. Борьба Руси за сохранения выхода к Балтийскому морю в XIV веке. Ленинград, издательство «Наука», 1987). Потом ушкуйники разграбили шведскую провинцию Халогаланд.
После вторжения чингизидов на Русь ушкуйники совершать свои набеги долгое время побаивались. Но потом осмелели. В 1360 году осадили золотоордынский город Жукотин (другое название – Джукотау, древний город Волжской Булгарии, находившийся близ современного города Чистополя в Республике Татарстан, на левом берегу Камы. Основан в X веке, впоследствии важный центр пушной торговли). Захватив богатую добычу, ушкуйники благополучно скрылись.
Хан Хызыр потребовал от великого князя Дмитрия Суздальского выдачи злоумышленников. И хотя Орда уже дышала на ладан, ушкуйники были предательски захвачены в Костроме и отправлены в Сарай-Берке на расправу. Однако их товарищи во главе с Фомой (Александром) Абакуновичем и Степаном Ляпой предприняли попытку освободить пленников. Увы, она не принесла успеха. Тогда они разорили Кострому.
Но и это их не успокоило. Ушкуйники стали мстить золотоордынцам. Хан Золотой Орды – то ли Неврузбек, то ли Хидербек (перед Распадом Орды ханы правили порой только по нескольку недель) – отправил в 1366 году депешу с требованием прекратить беспредел. Но всё оставалось по-прежнему. В 1371 году речные пираты, «дойдя до Обухова (ныне – город на Украине, – С.С.-П.), пограбили всё Засурье и Мордву, затем переехали через Волгу, и все суда, лодьи и паромные насады и поузки, и струги и прочее всё порубили и сами пошли к Вятке сухим путём на конях и по дороге на берегах Ветлуги много сёл пограбили» (Полное собрание русских летописей – ПСРЛ, т. XXV). Всего с 1360 по 1375 год ушкуйники совершили восемь больших походов на золотоордынцев, не считая малых налётов.
Татарский историк Альфред Халиков в книге «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария» (Казань, издательство «Фэн», 1994) даже задаёт риторический вопрос: кто кому насолил больше – золотоордынцы русичам, или же ушкуйники – золотоордынцам?
Вопрос, на мой взгляд, некорректный. В летописях нет описаний зверств, чинимых ушкуйниками. То, что они не были поборниками морали, правда, они брали пленников, чтобы потом продать их в рабство. В то же время таких кровавых оргий, как золотоордынцы, не устраивали. Но пленников своих всё-таки унижали и калечили. Они отрезали им уши, чтобы исключить возможность побега. Кто такой человек без ушей, сразу было понятно
В 1489 году Иван III решил навсегда покончить с анархией на Руси. Он был не первый и не последний, кто хотел навести порядок. И у Московского князя что-то да получилось. Он направил на Вятку, где окопались основные силы ушкуйников, 64-тысячное войско под началом воевод Даниила Щени и Григория Морозова. 16 августа их полки осадили Хлынов (нынешний Киров). Части ушкуйников удалось бежать, остальных насильно расселили «на исправление» в других местах, в основном в Подмосковье. Главных «крамольников» принародно казнили.
На этом история ушкуйничества была окончена. Хотя и не совсем. Беглецы направились из Хлынова на Дон и Волгу, где стали основой для формирующегося казачества, унаследовавшего их традиции. Именно там с давних времён зарождались мятежи.
Кто есть кто
*Краевед, историк и писатель Константин Жуков является автором книг «Петербург без мундира», «История Невского края», «История Москвы в датах», «Дом академиков. История и судьбы», множества статей в периодике и цикла радиопередач «История Невского края». В 2012 году писатель был удостоен Анциферовской премии в номинации «Лучшие популярные работы» за «Историю Невского края (с древнейших времен до конца XVIII века)». В этой книге в популярной форме изложены научные факты и итоги археологических изысканий.
*Хизр (Кидырь, Хидырь, Хызыр (? -1361) – хан Золотой Орды с мая или июня 1360-го по август 1361года), первый хан, представлявший род Орда-Ежена, старшего сына хана Джучи. В 1360 году он вторгся во владения хана Науруза и начал тайные переговоры с ордынской знатью, в результате которых Науруз был выдан Хизру. Хизр убил хана Науруза, его жену Тайдулу и верных Наурузу ордынских вельмож. Тогда такая конкурентная борьба была в порядке вещей.