Человечество идет к Богу через поклонение языческим идолам, через бунт против устроения злого мира, через крушение веры построения благодатного мира собственной силой, через признание своего бессилия в этом деле.
Житейская очевидность
Во все эпохи в людях неизбывно пульсирует страстное желание все узнать о мире, где им довелось родиться и жить. Человеческое сознание неизменно устремлено к чему-то влекущему высшему, нацелено на познание Вселенной от зарождения до конца «ее судьбы». Из глубины веков исходит потребность опереться на столп Истины, той Правды, которая, по слову древнего поэта Еврипида есть «солнце миру». Время изменяет понятия, нравы, привычки, направление и образ мышления, но вечные интересы существуют постоянно, независимо от воли человека. Дерзновенный ум снова и снова претендует на абсолютную осведомленность о началах и концах, заявляет о своей воле все постичь, исследовать, классифицировать и описать. В поисках неизменных основ мироздания человек готов выйти за пределы собственного восприятия действительности и признать нечто абстрактное.
В незапамятные времена представляемый мир виделся плоским, лежащим на спинах трех слонов, стоящих на ките, обитающем во вселенском океане. Воображение рисовало земную «лепешку» с существующими на ней человеческими строениями, над которыми раскинулся полукруглый небосвод, с «пришпиленными» к нему светилами, за сферу которого можно заглянуть, просунув голову в неизвестно откуда взявшееся отверстие. Развитие знания привело к тому, что принятая модель мира оказалась неверной – люди убедились, что Земля есть нечто круглое, «плавающее» в окружающем пространстве. До определенного момента они полагали, что Солнце вращается вокруг Земли, а с развитием астрономии познали обратное. И сейчас мы рассматриваем в деталях необъятную Вселенную, чтобы в очередной раз «набросать» радикальную картину структуры мира, несомненную по вере и убедительную по уму. Но окончательную ли?
Развитие цивилизации все настойчивее ставит перед образованными умами злободневный, вымученный вопрос: возможно ли создание благодатной жизни на земле постижением только материального мира без признания его окружения? Речь идет о единстве конечного и бесконечного, временного и вечного. Не пришла ли пора раскрыть в наших рабочих представлениях действительности нечто трансцендентальное – находящееся по разные стороны некоего предела и связывающее все одним содержанием? Не настало ли время более глубокого понимания всего существующего, включающего реалии, расположенные за пределами неохватной вселенной? Не полезно ли для более тонкого осознания современных мировых проблем преодолеть границы пространства и времени и признать реальность, в которой кроется более глубокое понимание всего текущего, включая прогресс, историю и культуру? Не злободневно ли расширение представлений о строении нашей среды обитания признанием присутствия в земной повседневности Божественного влияния?
Тема 1.1. Физика и метафизика или есть ли Бог на свете
(Для верующих и «не очень»)
«Человечество шибочно думает, что в наличных условиях жизни и ее пережитых и переживаемых формах выразилась вся природа личности человеческой и все стороны ее в своей норме и подлинности. Вопрос о том, истинно ли это человеческая жизнь и соответствует ли она идее свободно-разумной, творческой личности, какою хочет все-таки считать себя человек, – об этом думают мало».
О. А. Платонов
При обращении к вечным проблемам будем исходить из признания: наука физика играет ведущую роль в изучении материи, а то, что выходит за ее пределы постигает метафизика. Что такое физика мало кого надо знакомить (ее «проходят» в школе), но за словом «метафизика» для многих интуитивно кроется нечто таинственное, возможно даже вредное, уводящее здравый ум от реальностей. Метафизика направлена на сверхматериальные факторы бытия[1], касается вопросов религиозных и нравственных, истины, добра и зла, красоты и святости, которые исходят из признания существования Бога и дает ответы на высшие запросы человеческого ума. Сама приставка «мета» в названии означает переход к совокупности того, что стоит после нее, в данном случае физических, т. е. природных законов. По самому смыслу это слово означает «то, что над физикой» (над природой), определяется как учение о началах, лежащих за пределами научно постигаемых вещей. В сочетании божественного и человеческого физика и метафизика разделяют бытие на материальную и духовную «составляющие», на два плана бытия – мир материи и мир духа.
Всякое научное знание основано на человеческой способности видеть, слышать, осязать, обонять и соображать, т. е. на логической обработке результатов ощущений органами чувств. Физика призвана к познанию гармоничного строя космоса, описывает связь вещей через то, что человек ощущает органами чувств; метафизика говорит о том, что явно не выражено в бытии, скрыто от человеческих ощущений. Физика, оперируя такими понятиями, как энергия, сила, масса и многими другими, беспрерывно совершенствует строящуюся модель мира, постоянно изменяет критерии оценки действительности; метафизика, говоря о мире духа как о подлинной реальности, представляет сознанию нечто неизменное во времени, вечное. Физика, отвечая на вопросы человеческого ума, создает картину воспринимаемого мира и ориентирует его на устроение земного быта; метафизика, отрывая сознание от Земли, ведет его к признанию существования Бога как высшей реальности бытия и к созданию единства человека с Ним. В научном сознании при царственном авторитете физики метафизика занимает все большее место в представлениях о высших основах мира и мирового процесса.
Тонкий эксперимент и максимальная привязка его результатов к теории – вот путь познания физики. Ее строгие научные понятия пользуются доверием ума. Опираясь на накопленные знания и теоретические рассуждения, она ищет исходное начало всего существующего, стремится приблизиться к тому самому главному закону, от которого «все начало быть». Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Эти вопросы затрагивают ту истину, ради постижения которой ставятся эксперименты с затратами астрономических сумм. (Сооружение и эксплуатация коллайдеров[2] тому подтверждение). И если признавать только ощутимое, ограничиться только материальным, то все, что не основано на человеческих ощущениях предстает сказками о чудесах, порой красивыми, но не внушающими доверия. Однако, ощутимая материя «окружена» неощутимой бесконечностью, которую невозможно преодолеть ни физически, ни умственно, но за которую выходит метафизика, говорящая о том, что испокон веков волнует человеческое воображение – мир Духа, в котором существует жизнь иной формы, отличной от жизни в мире материи.