Глава 1. Опант обретает дом
В деревне стемнело, на смену жаре пришла вечерняя свежесть. Вовсю застрекотали кузнечики. В сумраке ночи в гараже возле жилого дома тускло горела лампа. В ее желтом свете чем-то занимался дедушка Саша.
Он мастерски постукивал по какой-то железке и вжикал, потом пропадал в прохладной темноте улицы и вновь возвращался к верстаку, постукивал и вжикал.
В дальнем углу, куда свет лампы не доставал, из-за горы железяк за ним наблюдал Опант.
Опант был маленьким красивым роботом. У него были широкие гусеницы, крепкое туловище, голова с глазами-объективами и руки-манипуляторы с ловкими пальцами. Он тайно поселился в гараже и избегал встреч с людьми.
Опанту нравились вжиканья и постукивания: от этих звуков гараж оживал и становилось уютнее. Но вскоре дедушка Саша отложил инструменты, погасил свет и вышел. Стало темно. Опант ждал, но никто не возвращался.
Здесь, в гараже, среди множества механизмов и инструментов, масленок, болтов и гаек Опанту было очень хорошо. Но без вжиков и стуков, да еще и в темноте, он почувствовал себя одиноко и решил выбраться из укрытия. По длинному столу, вытянувшемуся вдоль стены, робот украдкой подъехал к месту, где мастерил дедушка Саша. Опант хотел узнать, чем же тот издавал звуки «тук-тук» и «вжик-вжик», от которых в гараже становилось так уютно.
Через окно внутрь темного гаража проник лунный свет, и Опант увидел молоток и напильник. Он попробовал взять молоток, но тот оказался слишком тяжелым. Напильник же приподнять получилось, но другой его конец соскользнул со стола и полетел вниз. Опант чуть не нырнул следом, но вовремя отпустил напильник. Раздался громкий металлический стук: бам-балам! Опант страшно испугался и мигом шмыгнул в укрытие.
Через некоторое время он выглянул из-за горы железок в своем углу – темный гараж молчал. Ничего не происходило, никто не пришел, луна все так же светила в окна, предметы лежали неподвижно.
Звук, с которым упал на пол напильник, был совсем не похож на красивый «вжик-вжик». Он немного напоминал «тук-тук», но это был совсем не равномерный «тук-тук», а скорее взбалмошный «бам-балам».
Маленький Опант набрался храбрости, вылез из укрытия и вернулся к верстаку с молотком. Ему представилось, как утром дедушка Саша вернется в гараж и, обнаружив напильник на полу, заподозрит неладное и примется искать причину. Опант очень не хотел, чтобы кто-то его нашел.
«Значит, – подумал он, – у меня только один выход – вернуть напильник на место».
Для спуска со стола он приспособил широкую доску. Оказавшись на полу, Опант поразился размерам гаража: тот был огромным.
Подняв напильник за один конец, робот потянул его за собой. И вдруг услышал тихое «вжи-и-ик». Опант замер. Потом обернулся – в гараже никого не было, и все вещи молчали. Тогда он продолжил движение и вновь услышал «вжи-и-и-ик». И тут Опант понял: это он издает звуки напильником.
«Так вот как получаются красивые „вжик-вжик“! – подумал Опант. – Они появляются, когда трудишься». И веселее поволок напильник к доске.
Затащив инструмент на стол, Опант не стал оставлять его у края, а положил в коробку к другим напильникам, стоявшую у стены. Он настолько расхрабрился, что передвинул на место и тяжеленный молоток. Ему так понравилось все раскладывать и слышать красивые звуки, что он решил не останавливаться.
В лунном свете из окон Опант разбирал по местам многочисленные инструменты, сортировал по ящичкам болты, гайки и шурупы. Он коснулся каждой вещи, навел всюду порядок, даже собрал с пола мусор. А когда стало светать и закукарекали петухи, уставший Опант вернулся в свой укромный уголок, накрылся старой замасленной курткой и, довольный, уснул.
Разбудил его скрип ворот. В гараж вошел дедушка Саша.
– Ух ты! – воскликнул он. – Вот это порядок! Кто бы ты ни был, спасибо тебе.
Опант улыбнулся в своем укрытии. Ему все еще хотелось спать, поэтому он закрыл глаза и снова погрузился в сон.
Глава 2. Опант отправляется в путешествие
С тех пор как дедушка Саша поблагодарил Опанта за наведенный порядок, тот каждую ночь возвращал инструменты на место, и труд у старика ладился быстрее.
Гараж для Опанта стал настоящим домом, ведь домом может быть только то место, к порядку в котором ты сам приложил руки. Каждый раз, когда та или иная вещь стараниями Опанта оказывалась на своем месте, он произносил: «Опа». Если укладывал инструмент аккуратно, то и «опа» проговаривал медленно и негромко. Если же болт или гайку он ловко закидывал в нужный ящик с расстояния, тогда громко восклицал: «Опа!»
Среди завалявшихся вещей Опант нашел фонарик и пользовался им в темноте.
За эти дни он изучил гараж вдоль и поперек, и никаких новых открытий в последнее время не случалось. Понемногу становилось скучно. Но только не в этот раз.
Наступила ночь. Уходя, дедушка Саша лишь слегка затворил ворота. Опант счел это знаком и решил выбраться из гаража.
«Как много интересного ждет меня там!» – думал он, пробираясь к выходу.
Луна пряталась за облаками, на улице было совсем темно. Опант включил фонарик и – опа! – впервые выкатился за порог. Но попал в сырую траву. Двигаться по ней на гладких гусеницах оказалось непривычно скользко, да и земля была не такой ровной, как пол в гараже, но новые открытия Опанта только радовали. Маленького робота охватил интерес.
У гаража Опант обнаружил дровяник с высокими, до потолка, кладками дров. За сараем начиналась высокая густая трава – туда Опант решил не соваться. В другой стороне был двор, а посреди него – дом, где жила семья дедушки Саши. И туда Опант не поехал. Он покатился вниз по дороге, посчитав, что там его точно никто не обнаружит. Тем более ночью.
Оставив гараж далеко позади, Опант натолкнулся на калитку. Ему было жутковато в незнакомом месте, и он бы повернул обратно, к гаражу, где каждый предмет ему известен, но за калиткой тропинка продолжалась, и куда она вела, он не знал.
Покачав калитку, он поднырнул под нее и оказался на той стороне. Извилистая тропинка становилась все уже, а трава по краям – все выше. Опант продвигался очень аккуратно, и казалось, что бесконечным поворотам не будет конца, как вдруг он увяз.
Опант очень испугался и отчаянно закрутил гусеницами. Полетели брызги, его вертело на месте, но выбраться Опант никак не мог. Он лишь месил грязь и все глубже утопал в этой жиже. Когда сил уже не осталось, остановился.
– Опа, – грустно сказал он, понурил голову и надолго замолчал. – Вот оно как в незнакомом месте, совсем не так, как в гараже. Сейчас бы позвать на помощь друга…