«Меня зовут Сергей Викторович Краснов, но знают меня в основном под другим именем – Антон Веселов». Так обычно я представляюсь своим студентам. Последние 15 лет я замечательно живу сразу под двумя именами. И мне это очень нравится.
В эфире радиостанции и на моих тренингах от меня ждут энергии, юмора, жизнеутверждения – и кому, как не Веселову, все это давать? На лекциях же в университете требуется отчество, да и должность доцента обязывает к серьезности – тогда в игру вступает Сергей Викторович. Вот и получается, что живу как настоящий разведчик: под разными именами в разных обстоятельствах.
Ораторским искусством я занимаюсь последние лет 25. Сначала в сфере моих интересов являлся только голос и его возможности, это было еще в музыкальном училище. Уже в Казанской консерватории я серьезно занялся риторикой. Начал с Аристотеля. Прочитал его знаменитый труд[1] и… ничего не понял. Ну совсем ничего. Пришлось брать в руки материал попроще.
Со временем я понял, что все, что я читаю на эту тему, все, что пишется сейчас и, наверное, будет опубликовано далее, – все это уже есть в «Риторике» Аристотеля. Просто более поздние авторы излагают информацию более понятным языком.
Риторика – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста[2]. Как наука она сформировалась более двух тысяч лет назад. И по большому счету ничего нового с тех пор люди не придумали.
У Юрия Олеши[3] был такой принцип: ни дня без строчки[4]. Последние 20 лет я практикую похожий подход – ни дня без применения риторики.
Риторика повсюду! Рекламные ролики, посты в социальных сетях, любой литературный или журналистский труд, общение – все это функционирует по одним и тем же законам, законам риторики. Те, кто их знает, уважает, а главное, применяет, как правило, успешны. Остальные – как повезет.
Где бы я ни работал – телевидение, радио, университет, – я везде применяю риторику и пока что ни разу об этом не пожалел.
В этой книге я обобщил свой преподавательский опыт. В одном из старейших московских университетов я веду курс «Техники публичных выступлений», а еще преподаю в Школе красноречия Антона Веселова.
Книга не претендует на научность. Это мой личный и сугубо прикладной взгляд на риторику. Но приемы, о которых я рассказываю, работают! Поверьте, а еще лучше – проверьте.
О риторике можно много рассуждать и писать. Но, как говорил Аристотель, риторика – это наука, которой можно заниматься, не зная вообще ничего. Ключевое слово – заниматься! Это практическая дисциплина, в которой не так уж и много теории, но даже эта теория без практики мертва.
Помните Гёте: «Теория, мой друг, суха, но древо жизни зеленеет…»? Эти слова Мефистофеля в риторике актуальны как нигде. Если вы будете просто читать книгу – она вам точно никак не поможет. Обязательно ежедневно применяйте в своей речи ту информацию, которую найдете на этих страницах.
Две тысячи седьмой год… Я только что закончил стажировку в ГИТИСе по специальности «Режиссура музыкального театра». Уже работаю диктором на студии, уже играю в небольшом театре, но, как всегда, хочется большего.
И вот очередной кастинг. Очередной, но далеко не проходной. Кастинг на ведущего новой программы на НТВ. Задание простое – нужно представить себя (пресловутая самопрезентация, основ которой у нас вообще никто не знает) и сказать, почему именно я должен вести эту программу.
Краем уха слышу, как представляют себя конкуренты. Некоторые по традиции забывают назвать свое имя (удивительный эффект, который я потом обнаружу на тренингах, – люди считают, то, что знают они, обязательно знают все остальные), кто-то перечисляет роли в театре и рассказывает о своем опыте.
Понимаю, что все – не то. Нужно удивлять, привлекать к себе внимание. Уже тогда я знал о правилах 7 и 30 секунд.
Правило 7 секунд – в первые 7 секунд необходимо произвести приятное впечатление на аудиторию. Именно в этот короткий миг наши слушатели решают, вернее, бессознательно дают нам оценку – интересен или не интересен, достоин или не достоин внимания. Как только вы попадаете в поле внимания человека, вы немедленно получаете оценку. Наша задача – чтобы эта оценка была высокой.
Правило 30 секунд – ваши первые слова должны захватить внимание аудитории. Они очень важны! Именно от них зависит, будут ли вас слушать дальше. Это так называемый зачин, о котором мы еще поговорим.
Итак, придумываю яркий зачин и три аргумента. Да, не забыть финал… Это очень важно. С улыбкой выхожу к продюсерам и выдаю.
«Что бы вы сделали, если бы увидели, как крокодил подкрадывается к спящему людоеду? Сложный выбор, правда? На самом деле у вас сейчас выбор не легче. Вам предстоит выбрать человека, который будет не просто лицом, он будет еще и голосом и даже в каком-то смысле мозгом новой программы. И мне кажется, я гожусь на эту роль. Знаете, почему?
Во-первых, у меня прекрасная дикция, без диалектных особенностей и дефектов. Я тренирую технику речи с 16 лет.
Во-вторых, я умею формулировать мысли нетривиально, ярко, креативно. Последние 7 лет изучаю риторику и занимаюсь ораторским искусством.
Ну и наконец – кого хотят видеть телезрители в телевизоре? Правильно – такого же простого человека, как они, без киркоровского выпендрежа. В общем, я подхожу как никто. Я готов делать лучшую программу на отечественном телевидении. И сделать все, чтобы она таковой стала. Вы не пожалеете».
Детали этой исторической речи, конечно, могли быть другими, но примерный смысл моего спича был именно таким.
В итоге я получил предложение быть не просто ведущим программы, но еще и диктором, и соавтором.
Я попал в так называемую «риторическую ситуацию», когда что и как мы говорим, влияет на исход.
В такие обстоятельства мы попадаем буквально каждый день, когда от того, что мы скажем, зависит, увеличат ли нам зарплату, повысят ли по службе, будут ли к нам благосклоннее, пойдут ли с нами на свидание и т. д. и т. п.