Проблема исторической географии присоединения Казахстана и Средней Азии к Российской империи в XVIII – начале XIX вв. не рассматривалась в историографии XVIII–XXI вв. Отдельные вопросы истории присоединения Казахстана и Киргизии XVIII – начала ХХ вв. рассмотрены в источниковедческих и историографических обзорах и главах 2-х монографий, сборников документов и коллективных трудах Н. Е. Бекмахановой[1] по истории народонаселения Казахстана и Киргизии в XVIII – начале ХХ в.
В современных трудах по истории присоединения в республиках Казахстан, Кыргизстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Каракалпакстан остается неразработанным документальный материал по исторической географии присоединения к Российской империи в целом территории Казахстана и Средней Азии в XVIII–XIX вв.
Автор проанализировал географию присоединения Казахстана и Средней Азии к Российской империи в XVIII–XIX вв., показал этот процесс на картах и актовом материале. Сопоставление документальных источников и карт дало возможность отразить динамику географической картины присоединения на протяжении веков, отметить фронтирные зоны и государственную границу Российской империи в Казахстане и Средней Азии с Китаем, Ираном, Афганистаном.
Междисциплинарный подход, связывающий в единую систему данные ряда наук, таких как история, историческая география, демография, картография, юриспруденция, история международных отношений, дал возможность воссоздать географию присоединения Казахстана и Средней Азии в XVIII – начале XIX в.
Статистический метод позволил проследить на материалах всероссийской переписи 1897 г. численность и этнический состав населения Казахстана и Средней Азии, его географическое размещение в рамках сложившейся во второй половине XIX в. российской административной системы.
В работе отражена взаимосвязь историко-географических и историко-демографических процессов в Казахстане и Средней Азии; влияние природно-географических факторов на стихийные миграции населения и контролируемое государством переселенческое движение; а также на процесс присоединения Казахстана и Средней Азии к Российской империи в XVIII–XIX вв. Территориально исследование включает Казахстан, Киргизию, Кокандское и Хивинское ханства, Бухарский эмират, Памирские княжества и земли, где проживали казахи, киргизы, таджики, узбеки, туркмены, каракалпаки и другие народы, а также фронтирные зоны в Российской империи, где проживало полиэтничное население и размещались Сибирское, Семиреченское, Уральское, Оренбургское, Астраханское казачьи войска. Описано также становление государственной границы Российской империи с Китаем, Афганистаном и Персией, проходившей по землям Казахстана и Средней Азии, присоединенным к Российской империи.
В исследовании показана историческая география присоединения Младшего и Среднего казахских жузов в XVIII в. и Старшего жуза – в середине XIX в., имевших как мирный, так и военный характер. Показаны мирные формы присоединений Северной Киргизии в первой половине XIX в. и завоевание Южной Киргизии во второй половине XIX в., завоевание большей части Хивинского, Кокандского ханств, Бухарского эмирата, земель туркмен. Часть племен Каракалпакии и Туркмении мирно вошла в состав Российской империи.
Показана эволюция стратегических целей внешней политики России в Казахстане и Средней Азии. Определены методы, приемы и цели российской дипломатической практики в решении стратегических задач и оформлении государственной границы Казахстана и Средней Азии в XIX в.
Отражены формирование этнических территорий в Казахстане и Средней Азии и численность населения на статистических материалах XVIII – начала XIX в. Проблема исторической географии присоединения новых земель к Российской империи как геополитическая проблема только начинает привлекать внимание отечественных и зарубежных исследователей. Отмечается эволюция государственных границ не только как результат индивидуальных инициатив и предприимчивости, но и как «оборонительный экспансионизм». Этот термин введен для определения пути многих стран в XVIII–XIX вв., по которому шло расширение и контроль над своими пограничными (фронтирными) землями и опережение экспансионизма как со стороны соседей, так и дальних заинтересованных стран. Это имело место в Центральной Азии, куда были направлены политические и экономические интересы Российской империи и где столкнулись интересы Китая, Афганистана, Персии, Индии, Англии. Присоединение Младшего, Среднего казахских жузов, Северной Киргизии совпало с интересами центральных властей и народов, испытавших агрессию со стороны Джунгарского государства и Китая. Казахи и северные киргизы выбрали российское подданство и оформили добровольно законодательные акты о вхождении в состав России и военной защите присоединенных земель. Старший казахский жуз частью, как и земли Средней Азии, были захвачены Джунгарией. После разгрома государства Джунгарии Китаем начала складываться приграничная территория России с Бухарским эмиратом, Кокандским и Хивинским ханствами, землями туркмен, каракалпаков. Российские центральные власти вели через научные и военные экспедиции изучение новых присоединенных земель и приграничных территорий.
Одновременно организовывалось и планировалось строительство военных укреплений, постоянное пребывание там регулярных войск и казачества, применялось как местное законодательство на основе адата и шариата, так и сложившееся общероссийское новое законодательство. Велось активное строительство железных и грунтовых дорог, мостов, постоялых дворов, появлялись новые города и селения, опытные станции для разведения хлопка, шелковичного червя, велись гидротехнические работы по орошению Голодной степи в Казахстане и шло освоение судоходства на крупных реках Урал, низовьях Волги, Сырдарья, Амударья, Каспийском и Аральском морях. Центральные власти Российской империи организовывали, планировали и финансировали заселение Казахстана и Средней Азии мигрантами из Европейской России, Украины, Белоруссии. На вновь присоединенных и пограничных землях шла разработка минеральных ресурсов, нефти, угля, железных и медных руд, золота, драгоценных камней.
С учетом громадных географических размеров присоединенных и пограничных земель в Казахстане и Средней Азии, где пограничная маркировка границы проводилась лишь в последней четверти XIX в., одновременно шла административная организация территорий, развитие дорог, транспорта, связи, финансов, торговли, переселения. Достаточно быстро присоединенные земли включались в существующую административную систему России. Это сопровождалось в XVIII–XIX в. региональными недовольствами и вооруженными выступлениями народов Казахстана и Средней Азии. Но одновременно развивались и интеграционные процессы.