Впервые Марианна его увидела, когда пришла устраиваться на работу. В библиотеку. В небольшой, занюханный филиальчик, находившийся на N-ской улице города N-ска.
Заведующая мило улыбалась, а Марианне отчего-то было тошно. То ли от мерзкой промозглой погоды, являющейся «визитной карточкой» N-ска, то ли от мрачного, давящего со всех сторон, помещения библиотеки.
– А это вот… наша старейшая сотрудница филиала. Зоя Александровна, – заведующая указала рукой в сторону пожилой женщины, сидевшей за высокой кафедрой у входа на абонемент. На женщине была тёмно-бордовая кофта и причёска а-ля «Гнездо глухаря».
– А это Алёна…
Перед Марианной возникла крупная фигура коротко стриженной девахи в обтягивающих джинсах и трикотажной футболке.
– Нелли Николаевна сегодня выходная. А Надя… в учебном отпуске, – заведующая повертела головой – Ну вот… собственно и весь наш коллектив.
Потом она повела Марианну по всем помещениям библиотеки.
– Здесь читальный зал. Здесь – кухня. Здесь – туалет. Филиал у нас маленький. Фонд небольшой…
Марианна двигалась вслед за заведующей, кивала головой, а на душе «кошки скребли» всё сильнее. Господи! Как же здесь тяжело дышится! И вдруг она увидела ЕГО…
ОН стоял между стеллажами и бледными тонкими пальцами водил по корешкам книг.
Марианна остановилась. Она никак не могла оторвать взгляд от этого странного человека. На нём был старомодный белый плащ, шляпа с полями. Из под плаща выглядывали широкие раструбы брюк. Какой странный читатель?..
– Марианна Юрьевна! Что вас так там заинтересовало? – услыхала Марианна мягкий голос заведующей. – Идёмте.
– Читатель какой-то странный тут у вас… – неуверенно произнесла Марианна.
– Какой читатель? – заведующая улыбнулась. – Ещё одиннадцать часов. Так что читателей ещё никаких в библиотеке нет. Мы для читателей открываемся в двенадцать.
– Да вот там он. Между стеллажами стоит, – Марианна указала рукой в сторону стеллажа, на котором красовалась надпись «История».
– Ну, и где же ваш читатель? Марианна Юрьевна! – заведующая засмеялась.
У стеллажа никого не было.
– Да, – заговорщицки продолжила заведующая, – у нас тут ходят всякие призраки. Ух! Герои книжные по ночам. Не боитесь? – она весело взглянула на Марианну, и было непонятно: шутит Анна Васильевна или же говорит правду?
– Не боюсь, – как-то неуверенно ответила Марианна. – Бояться нужно не призраков, а живых людей.
– Ну, и правильно! – подхватила Анна Васильевна и продолжила рассказ о филиале.
Когда Марианна вышла на свежий воздух, на душе стало почему-то ещё тяжелее. Хотелось плакать. «Да что же это со мной сегодня!?» – раздражённо подумала она. «Что это за нюни такие?! Решила идти работать в библиотеку, значит нужно идти! Подумаешь, что-то привиделось там! Дышать мне, видите ли, там тяжело!» И опять новая мысль: а может не нужно идти сюда работать? Может… это знаки какие мне? Что ничего хорошего тут не будет? Всё! Хватит голову ломать! Раз решила – значит пойду сюда!
Спустя три дня Марианна окончательно приняла решение идти работать в филиал. Отнесла все необходимые документы в отдел кадров, подписала разные бумажки. С вечера приготовила «рабочую» одежду и улеглась спать.
Проснулась она от жуткой боли в горле и от ломоты во всём теле. Ну вот, приехали! Мне ж сегодня на работу! И как я такой развалюхой выдержу весь день? Встала. С трудом привела себя в порядок и поехала на работу. Не начинать же свою трудовую деятельность на новом месте с прогула?
Выйдя из метро, Марианна поняла, что силы свои явно переоценила. Голова кружилась, ноги были как ватные. Кое-как доплелась до обшарпанных дверей филиала, трясущимися от озноба руками, толкнула дверь…
– И зачем же вы пришли, Марианна Юрьевна? Позвонили бы! – сочувственно воскликнула Анна Васильевна, увидав в каком виде предстала перед ней новая сотрудница.
– Идите-ка вы лучше домой. Лечитесь. Возьмите больничный.
– Ну как же? Неудобно как-то всё это. Только первый день на работу вышла… И на больничный сразу, – попыталась возразить Марианна.
– Идите, идите… – вкрадчивым голосом сказала Анна Васильевна и слегка подтолкнула Марианну к выходу.
Марианне ничего не оставалось, как послушаться заведующую и отправляться домой. Лечиться.
Дома, напившись чая с малиной, Марианна улеглась на диван и, укутавшись поплотнее в тёплый плед, забылась тяжёлым непонятным сном. Ей снился филиал…
Всё в этом сне было странным и необычным. Начиная от интерьера и заканчивая видом сотрудников. Интерьер был несовременный. Арочные проходы между залами. Старинные бюро, на которых стояли массивные бронзовые подсвечники со свечами в них. Стеллажи с книгами, на корешках которых были замысловатые узоры и надписи на непонятном языке. Сотрудники филиала были в старинных одеждах. Среди них был и бледный гражданин в старомодном плаще, которого Марианна видела в первый день прихода в филиал.
Этот гражданин почему-то сидел в кабинете заведующей, Анны Васильевны, за её столом. Он листал толстенную книгу и чему-то периодически усмехался.
Марианна заметила, как странный гражданин снял под столом свои ботинки и… вместо ног в носках, которые Марианна полагала там увидеть, она увидела козлиные копытца! Марианна вскрикнула от неожиданности. Гражданин поднял лицо. И, о ужас! На его лице вместо носа нарисовался свиной пятачок. Глаза гражданина налились кровью, он как-то странно хрюкнул и растянул рот в безобразной улыбке!
Марианна в ужасе попятилась и… проснулась. Её бил озноб. Она, еле поднявшись с постели, добрела до кухни. Нашла в аптечке «Колдрекс». Трясущимися руками растворила его в стакане с тёплой водой, а потом залпом осушила весь стакан. Мысли путались. Странный сон никак не шёл из головы.
«А может это был вовсе и не сон? Нет! Я дома. Я болею. Это всего лишь сон…»
Марианна вернулась в комнату и снова легла на диван. Она закрыла глаза и опять провалилась в тягучий сон. Ей опять начала сниться какая-то белиберда. На сей раз ей снилась молодая деваха Алёна из филиала. Она расхаживала по филиалу в обнимку с какой-то худосочной, очень юной особой. На голове у особы торчали маленькие рожки. Алёна лезла к ней целоваться. Худосочная девица с рожками не сопротивлялась. После каждого поцелую они хохотали, как умалишённые. «Что здесь происходит?» – подумала Марианна и вновь проснулась.