Екатерина Михайлова - Процессуальные формы защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов в Российской Федерации (судебные и несудебные). Монография

Процессуальные формы защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов в Российской Федерации (судебные и несудебные). Монография
Название: Процессуальные формы защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов в Российской Федерации (судебные и несудебные). Монография
Автор:
Жанры: Гражданское процессуальное право | Юриспруденция
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2016
О чем книга "Процессуальные формы защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов в Российской Федерации (судебные и несудебные). Монография"

В монографии содержится теоретическое исследование основополагающих проблем, связанных с определением правовой природы, понятия и признаков защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов, ее видов, способов и процессуальных форм. Автор предлагает новый подход к пониманию сущности правовой защиты, основанный на выделении таких признаков этой деятельности, как наличие легальной процессуальной формы, возможность принудительного осуществления нарушенного или оспариваемого гражданского права, особый правовой статус субъекта, осуществляющего защиту. Предлагается новый критерий для определения способов и форм защиты гражданских прав. Правовая защита понимается как процессуальная категория, а ее правила подчиняются законодательно установленным требованиям. Наличие в гражданском судопроизводстве видов производств объясняется универсальным характером правовой защиты, и правильное применение того или иного вида гражданского судопроизводства рассматривается как необходимое условие для вынесения законного решения по делу. Исследован институт третейского разбирательства в России, доказана процессуальная природа тех правоотношений, которые складываются между третейским судом, рассматривающим гражданско-правовой спор, и его участниками. Медиация понимается автором как неальтернативная, дополнительная правовая процедура, направленная не на разрешение, а на урегулирование правового конфликта. Предложены пути совершенствования отечественного законодательства о медиации. Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2013 г.

Бесплатно читать онлайн Процессуальные формы защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов в Российской Федерации (судебные и несудебные). Монография


Глава 1

КРИТЕРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБОВ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ФОРМ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

§ 1. Сущность и виды объектов правовой защиты

Традиционно в юридической науке категория «защита права» описывается с материалистической позиции, что неудивительно – именно в Гражданском кодексе содержится ст. 12, посвященная перечислению способов защиты гражданских прав. Кроме этого, нормы ст. 2 Гражданского процессуального кодекса и ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса сформулированы так, что понятие «защита права» как бы выводится за процессуальные рамки, поскольку защита права – это цель гражданского и арбитражного судопроизводств, а не сами эти судопроизводства.

По моему мнению, такой подход не отвечает истинному положению вещей.

Указанные в ст. 12 ГК РФ «способы защиты субъективных гражданских прав» не самодостаточны и лишь тогда приведут к конечному результату любой правоприменительной деятельности – осуществлению права, получению его объекта – когда будут не только применены надлежащим субъектом (судом, арбитражным судом, третейским судом), но и в соответствии с жестко закрепленной процедурой их применения, соответствующей процессуальной формой. Вне соответствующей процессуальной формы эти действия не приведут к получению правоприменителем того материального блага, на получение которого он рассчитывал, начиная процесс реализации того или иного гражданского права.

Следовательно, защита права не может быть сведена к самому факту получения судебного решения по делу, в котором находит закрепление один из поименованных в ст. 12 ГК РФ «способов защиты».

Важно, чтобы решение было принято в соответствии с нормами процессуального права. Защита права – это не то же самое, что ее результат. Практике известно немало случаев, когда решения отменялись именно по процессуальным основаниям.

Очевидно, что «защита права» – это процесс, определенная процедура, правила которой определяются исходя из природы объекта защиты. И результатом этой процедуры будут содержащиеся в ст. 12 ГК РФ «способы защиты». Поэтому вернее будет относиться к данной статье не как к источнику способов защиты гражданских прав, а как к норме, указывающей на результаты защиты.

Объекты правовой защиты – это не только субъективные гражданские права. Анализ законодательства свидетельствует о том, что правовой защите подлежат также свободы и охраняемые законом (законные) интересы.

Рассмотрим их последовательно именно с точки зрения объекта защиты как процессуальной деятельности государственных и третейских судов (так как в основном их анализируют с позиций правового регулирования, направленности на то или иное материальное либо нематериальное благо, иными словами, с материалистической точки зрения).

«Субъективное гражданское право» – это основополагающий термин, широко используемый в российском законодательстве, юридической науке и практике. Вместе с тем, на протяжении столетий являясь предметом нормотворческой, правоприменительной и научной деятельности, феномен субъективного гражданского права так и не получил своего четкого определения и единообразного понимания. При таком положении вещей нельзя говорить о конкретных субъективных гражданских правах, способах и формах их реализации и защиты. Поэтому необходимо прежде всего определиться с сущностью и правовой природой категории «субъективное гражданское право», для чего целесообразно «разбить» эту категорию на составляющие термины и проанализировать каждый из них. На основе сделанных выводов можно сформулировать общее понятие субъективного гражданского права, чтобы затем логически перейти к исследованию способов и форм его защиты.

Прежде всего, понятие «субъективное гражданское право» не тождественно понятию «частное право».

Т.Е. Абова, рассматривая вопрос о сущности и содержании субъективных хозяйственных прав, правильно указывала: «Хозяйственным правам свойственны основные признаки, характерные для субъективных прав безотносительно к отраслевой принадлежности. В этом смысле они – гарантированная государством возможность действовать в собственных интересах и интересах всего народного хозяйства в целом»

>[1]. Это определение ценно еще и тем, что оно указывает на неразрывную связь двух социальных явлений – государства и права. Об этом же пишут и другие ученые, например М.Н. Марченко>[2].

Таким образом, юридическая природа термина «право» не позволяет говорить о праве ином, кроме как зафиксированном и поддерживаемом государством.

Права нет, пока нет соответствующей, закрепляющей его правовой нормы, поскольку нет и гарантий его реализации, гарантий, которые может дать лишь один, сильнейший субъект. Прав был Е.В. Васьковский, писавший, что без поддержки со стороны государства «права не имели бы никакой цены, никакого реального значения, а самое существование их было бы поставлено в зависимость от доброй воли других лиц, которые могли бы безнаказанно нарушать их»>[3].

Это обусловливает первый, общий для всякого права способ защиты – государственную защиту.

«Бесспорным и общепризнанным в литературе является положение о том, что, признавая за тем или иным лицом определенные субъективные права и обязанности, гражданское законодательство предоставляет управомоченному лицу и право на их защиту. Это и понятно. Субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь <декларативным правом>. Хотя оно и провозглашено в законе, но, не будучи обеспечено государственными правоохранительными мерами, оно может быть рассчитано лишь на добровольное уважение его со стороны неуправомоченных членов общества и приобретает в силу этого характер лишь морально обеспеченного права, покоящегося лишь на сознательности членов общества и авторитете государственной власти», – писал В.П. Грибанов>[4]. Не обеспеченное прямо возможностью применить в случае необходимости меры государственного принуждения сводят на нет все правовые установления. В качестве «права» как такового нельзя даже рассматривать неопределенные, расплывчатые, не закрепленные четко в законе категории, в отношении которых отсутствует указание на государственный способ защиты.

Но субъективное гражданское право не однородно, а правовые нормы – не одинаковы. Специфика конкретного вида гражданского права может «дополнять» его такими чертами, которые будут влиять и на механизм его реализации и защиты.

Специфические черты отдельных субъективных гражданских прав предопределяются особенностями правового статуса участников процесса их реализации.

В процессе реализации гражданских прав могут принимать участие как частные лица, так и публичные образования.


С этой книгой читают
Greetings, dear reader!The relevance of this topic is primarily due to the fact that the representation of corporate entities is an integral part of the interaction of legal entities with the court. The object of the study is presented in the form of representation of corporate entities in court. The subject of the study is regulatory legal acts regulating the representation of corporate entities. I think that this book will be useful for many ma
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Гражданское процессуальное право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки подготовиться и успешно сдать экзамен и зачет по данному предмету.Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.
Приветствую, дорогой читатель! Актуальность данной темы обусловлена прежде всего тем, что представительство корпоративных лиц является неотъемлемой частью взаимодействия юридических лиц с судебной инстанцией. Объект исследования представлен в виде представительства корпоративных лиц в суде. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие представительство корпоративных лиц. Думаю, что многим руководителям и специалистам
Сборник научных трудов – Liber Amicorum – объединил статьи ведущих российских правоведов, подготовленные в честь одного из выдающихся процессуалистов современной России, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Ирины Валентиновны Решетниковой. Статьи посвящены актуальным проблемам российского и международного цивилистического процесса, перспективам его совершенствования, многие тезисы продолжают и творчески р
Эта история, написанная автором «Трансферта в управляемую реальность», с первых строк, прочно захватив внимание читателя, безжалостно подвергает его нервную систему чудовищным перегрузкам. Обжигающая энергетика текста книги бросает ошеломленного читателя, точно наездника «американских горок», в крутые виражи динамичного сюжета, в котором очень необычно реализуется героиня романа. Отчаявшись найти себя после потери любимого, она готова совершить р
Фантастика… Именно так и думаешь, когда смотришь на звёзды. Сколько же историй они хранят, сколько же открытий ждёт человечество в будущем. Чем дольше смотришь на звёзды, тем больше становится вопросов. Кто мы? Где мы? Зачем мы? Каждый день на нашей планете всходит солнце, каждый день мы его провожаем, и снова встречаем звёзды, но они по-прежнему так далеки от нас, что дотронуться до них мы можем только мыслью. Космос молча смотрит на нас, возмож
Я &ndash; салаяра, одна из немногих. Дочь Всевышних, выращенная смертными. Спасаясь от преследования, случайно попала в другой мир. Мир, лишенный детей Всевышних, лишенный одаренных&hellip; или все-таки нет?
Что делать, если эльфы добровольно не делятся средством долголетия? Украсть и не попасться. А если попалась, то заставь остроухих пожалеть. Что я и сделала: сцапала зелье, попыталась сбежать, обвела всех вокруг пальца, приворожила принца и заключила фиктивный брак. Пусть знают, что ведьма эльфам не игрушка! Осталось доказать всем, а особенно императору, что брак и правда фиктивный. Главное — ни в кого не влюбиться, например, в фиктивного мужа и т