Дорогой читатель, перед Вами книга, принадлежащая жанру, который чрезвычайно важен для каждого православного христианина. Сейчас, когда после нескольких десятилетий безбожия и духовного невежества, российский народ возвращается на свою духовную родину – в Церковь, вопросы исповеди и покаяния становятся для нас одними из самых важных. Как исповедоваться? В чем каяться? Вот, пожалуй, самые первые вопросы, которые задают и себе, и священнику люди, приходящие в Церковь всерьез.
Несмотря на то, что на эту тему имеется уже немало книг и пособий, исповедь и покаяние относятся к тем духовным сферам, которые еще только начинают осваиваться нашими соотечественниками. Поэтому каждая новая книга на эту тему, особенно обращенная к нашему современнику, представляется совершенно необходимой. Это объясняется еще и бесконечным многообразием человеческих личностей, многообразием характеров, возрастов, культурных, социальных и психологических различий. Поэтому необходимо наличие многих и разнообразных книг на эту тему, чтобы каждый человек мог встретить что-то свое, что затронет именно его сердце.
Конечно, нигде, как в жанре слова на общей исповеди, не выступает на первый план личность самого пастыря.
Слово пастыря вбирает и передает слушателям и читателям все оттенки его личного пути и огромного опыта жизни в Церкви и общения с самыми разными людьми. Протоиерей Александр Мень был человеком исключительной личной одаренности и обаятельности. Благодаря этим качествам, а также огромной эрудиции, отец Александр был центром притяжения для самых разных людей. Большинству из них ему удавалось сказать нечто такое, что тронуло сердце, а порой изменило и всю последующую жизнь.
Митрополит Антоний Сурожский нередко говорил, что вера христианская подобна гриппу, которым люди «заражают» друг друга при близком общении. Протоиерей Александр Мень с юных лет прислуживал в храме, он не просто читал, а именно изучал Библию. Вся его жизнь была постоянно направлена на служение Богу и ближним. Именно поэтому он так хорошо знал цену времени. Скорбел, когда видел, как люди бездумно растрачивают жизнь на пустые или бесполезные занятия. Он умел видеть в каждом человеке прекрасный образ Божий и искренне радовался самым незначительным успехам своих друзей и знакомых. Он поразительно умел воодушевить человека, поддержать словом, парадоксальным высказыванием, литературным примером, шуткой, каким-либо поручением, часто с единственной целью – отвлечь человека от греха, внутренней пустоты, уныния и других печальных состояний. Он духовно и душевно становился рядом с человеком, чтобы вместе противостать греху. У него были на это силы именно потому, что сам он был человеком исключительной нравственной чистоты. Как заметил Г. К. Честертон, сила греха познается в противостоянии ему, а не в уступке, подобно тому, как силу немецкой армии можно узнать лишь сражаясь с ней, а не сдавшись сразу в плен.
В наше время порой можно встретить священников, которые, возможно, из самых лучших побуждений проявляют чрезмерную строгость к приходящим на исповедь, нередко переходящую в грубость или жестокость. Отец Александр Мень и в личном общении, и в проповедях умел всегда сохранять баланс между бескомпромиссным обличением греха и неизменной поддержкой и утешением грешника.
И последнее. Часто произнесенная проповедь много теряет будучи напечатанной в книге. С проповедями отца Александра Меня этого не происходит, читая их, слышишь его живой, страстный голос пастыря, пробуждающий желание стать лучше, чище, достойнее нашего христианского звания.
Прот. Александр Борисов
19 апреля 2004 г. Москва
В покаянии принимайте благодать Божию
Сегодня мы попытаемся еще раз заглянуть в свою совесть, чтобы принести Господу сердце, которое надо очистить. Каждый из вас по своему опыту хорошо знает, что мы сами его не можем очистить. Из года в год приходим мы с одними и теми же грехами, и каждая исповедь как в зеркале показывает, что на протяжении всех этих лет мы не способны изменить ни свою жизнь, ни свое сердце.
Значит ли это, что покаяние для нас бесполезно? Значит ли это, что наша духовная жизнь нам ничего не дает? Нет, не значит. Наоборот! Самое важное для излечения – это правильно определить болезнь, не воображать, будто ты здоров, а знать свой недуг и искать средство. А средство у нас только одно – это прибегать к Божией милости. Прибегать к тому, что нас преображает и исцеляет, – прибегать к Божественной благодати.
Мы все знаем, что если человек начинает приобретать праведность (формальную праведность), если он перестал совершать те или иные грехи, а в сердце своем приобрел самодовольство, гордыню, успокоенность, если такой человек, не устами, так в сердце, считает себя праведником, то все его усилие оказалось напрасным и тщетным.
Подумайте над словами, которые сказал Спаситель: «Я пришел не к праведнику»[1]. Потому что на самом деле нет праведников, все одинаково грешны: один больше, другой меньше. Как сказал апостол: «Все под грехом»[2]. И без этого чувства, без этого сознания, без этой мысли мы не можем быть настоящими христианами. Есть только одно чудо – это чудо Божьего спасения, которое нам дано, потому что другого спасения нет. Господь нас к Себе привлекает, приобщает, Он одухотворяет всю нашу жизнь, несмотря на то, что мы грешны. Значит, первое, что от нас требуется, – это вера, вернее, доверие благодатной силе Божией. И второе – это желание направить всю нашу волю к этому. Человек не может не грешить, но он может хотеть не грешить, он может к этому стремиться, он может любить Господа и любить святость.
И вот сегодня мы должны в покаянии пробуждать в себе эту волю, это желание не грешить. Вспомним о том, чем заполнены наши мысли и чувства, как мало у нас остается времени для молитвы. Как вяло, равнодушно, холодно мы молимся. Как нам трудно встать на молитву; встали – не можем сосредоточиться. Какие у нас бывают в это время посторонние мысли! О чем это говорит? О том, что воля наша, сердце наше не прикованы к подножью креста Господня, а находятся где-то в стороне. Если что-то нас заинтересует в жизни, мы с таким пристальным вниманием обращаемся к этому, что нас невозможно оторвать. А тут выходит так, что малейший помысел, малейший звук, малейшая помеха нас сразу отвлекают от молитвы.
Виноваты мы перед Тобой, Господи, за то, что веры в нас мало.