Пространство возможностей, библиотека возможностей… Десять, нет, ещё даже пять лет назад никто такими категориями не мыслил. Библиотеки стояли полупустые и грустные. А мы, библиотекари, размышляли над тем, как понять, что молодёжи нужно, чем мотивировать, чем завлечь её к нам. И зачастую не могли дать чёткого ответа на вопрос: не работай в библиотеке, пришли бы сюда сами в качестве читателей.
Для себя мы определили точную дату (день и час), когда молодёжь «сменила гнев на милость» и дружелюбно развернулась в сторону библиотек, – 15 апреля 2011 года, 05:34 по Москве. Тогда в «Живом Журнале» на странице известного российского блогера Сергея Мухамедова (ottenki_serogo) появился пост о модернизированной Российской государственной библиотеке для молодёжи. Назывался он «Без соплей по книге».
В течение первых трёх дней от молодых пользователей интернета поступило более 400 позитивных отзывов. Это было нетипично для Сети, в которой больше ироничного и конфронтационного, чем лояльного и дружелюбного. Правда, временами слышны были голоса сомневающихся в том, что в нашей стране может быть не одна-две, а много библиотек современных, европейских (именно с ними сравнивали отечественные библиотеки молодые интернет-«всезнайки»).
Такой по тем временам мощный шквал положительных эмоций в связи с библиотекой не остался не замеченным администрацией тогдашнего президента России. И спустя 10 дней на территории Библиотеки для молодёжи состоялась встреча Д. А. Медведева с лидерами IT-сообщества страны. Ещё год потом поступали отзывы на пост «Без соплей по книге», достигнув отметки 915.
Почему я столь подробно остановилась на этой важной для РГБМ странице её биографии? Потому что до того момента я специально просматривала интернет в поисках ответа на вопрос, важный для выработки верной стратегии действий по привлечению пользователей: «зачем идти в библиотеку?».
Но находились только ответы на вопрос, сформулированный самыми молодыми людьми, преимущественно студентами: «почему не стоит ходить в библиотеку?». Сеть пестрила вескими аргументами против походов – как в университетскую, так и в публичную библиотеку.
Создавалось впечатление, что никакие наши усилия не могут повлиять на утвердившиеся в сознании большинства отрицательные стереотипы, связанные с образом библиотеки и библиотекаря.
Читатели поста «Без соплей по книге» писали в комментариях, что испытали «культурный шок» от увиденного образа библиотеки. Но и мы испытали «шок» – от того, что молодёжь, как оказалось, нормально относится к библиотекам. Дело было за малым – чтобы те соответствовали их потребностям и запросам, а также образу библиотеки, почерпнутому из интернета и общения с зарубежными сверстниками.
Применительно к подросткам и молодёжи (а это наиболее желанные, но самые независимые в своих предпочтениях категории пользователей) мы сформулировали концепцию 4С. Смысл её в том, что библиотека должна содействовать самообразованию, самопознанию, самоидентификации, самореализации человека.
По факту, 4С – это дополнительные возможности взаимодействия с социумом, новые социальные лифты, которые – благодаря библиотеке – появляются у человека. И если это будет так, то библиотека на деле, а не на словах станет «пространством возможностей».
То, что за последние несколько лет отношение к библиотекам изменилось, очевидно. Впечатление, что общество, его молодёжный сегмент выдали им карт-бланш.
Это серьёзно. Если библиотеки в полной мере не воспользуются полученным доверием, тогда нынешние молодые, став завтра управленцами и политиками, не будут принимать решения в пользу библиотек и во благо им.
В случае чего они ведь могут сказать: подвиньтесь, господа библиотекари, теперь мы управлять будем и тогда поглядим, так ли уж всё безнадежно.
Однако я уже заступила на территорию самой книги… Потому что «заметки на полях библиотечного дела» – это действительно заметки, опубликованные в номерах электронной библиотечной газеты о молодёжи и для молодёжи «Территория L» в разделе «Актуально» (gazetargub.ru, выходит с марта 2015 года).
Это своего рода реакция, но не спонтанная, а обдуманная и подкреплённая анализом серьёзных массивов данных на ту или иную проблему, которая на момент обращения к ней представляла очевидный интерес для библиотечного сообщества и сохраняет остроту по сей день.
Вопросы, которые стоят в конце заголовков многих «заметок на полях», свидетельствуют о попытках высказать личный, зачастую «перпендикулярный» общепринятому или высказываемому большинством, взгляд на проблемы, которые беспокоят наше профессиональное сообщество.
В книге – 4 раздела.
Для начала разговора – Вместо предисловия – предлагаем подумать о том, как нам, библиотекарям, найти общий язык с пользователями, как научиться не только слушать, но и слышать молодёжь.
В разделе «Библиотека» пойдёт речь об отрицательных стереотипах восприятия библиотеки и путях их преодоления; о книжных магазинах как партнёрах и конкурентах библиотеки (конкуренция – это благо или препятствие для развития библиотек?); о пугающей многих угрозе «коммерционализации» библиотеки и о том, как избежать или, по крайней мере, перестать её бояться; о достоинствах и слабостях столь модных сегодня сетевых дизайн-проектов библиотечных пространств.
В разделе «Молодёжь» мы поговорим о том, почему взрослые решили, что молодёжь мало читает, и как лучше организовать её общение с книгой в пространстве библиотеки; познакомим вас с современной молодёжной лексикой, с которой ежедневно сталкивается библиотекарь, общаясь со своими пользователями (что это: искажение родного языка или новый язык общения молодого поколения?); предложим новый подход к работе и форматам общения с молодыми инвалидами, который они ожидают от нас.
В разделе «Молодёжь в библиотеке» анализируются возможности общедоступной библиотеки как социального лифта для молодёжи, перспективы молодёжных клубов и объединений по интересам, а также актуальные проблемы молодёжного волонтерства в библиотеках.
В последнем разделе «Молодёжная библиотека» подробно раскрывается образ Государственной республиканской юношеской библиотеки, первой в стране библиотеки, системообразующим признаком которой была ориентация не на книжный фонд, а прежде всего на читателя (пользователя); рассматриваются предложения, как сохранить молодёжные (юношеские) библиотеки в числе учреждений культуры, минимально необходимом для той или иной территории.