Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии воспитания детей. Психологическая служба, обслуживая систему образования, не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с воспитанием детей и школьников, с качеством воспроизводства нации.
С точки зрения отечественной психологии воспитание – это помощь растущему человеку в осознании своих собственных устремлений и возможностей, всех личностных смыслов социального, в развитии его потенциальных способностей, в развитии культуры его мышления и культуры чувств, культуры духовной жизни и культуры взаимоотношений с разными людьми, культуры поведения. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, поиске смысла жизни, счастья, идеала.
Школа – один из важнейших социальных институтов. Воспитательная сила школы в том, что истинное образование связано с культурой: культура определяет смысл, ценность и содержание образования, образование сохраняет культуру, передает из века в век. Вместе они определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают влияние на каждого человека, на перспективы его социального и личностного развития, задают ту или иную направленность его сознания, ценностей, поведения.
Школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре. Поэтому вновь актуальную проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.
Одна из важных задач образования и практической психологии в том числе определена еще в работах В. В. Давыдова, и необходимость ее решения становится всё более актуальной для нашего общества. Суть этой задачи заключается в следующем: как сформировать целостную человеческую личность, как придать образовательно-воспитательному процессу наиболее точное, социально оправданное направление. «Очевидно, чтобы добиться этого, в каждом человеке надо “видеть личность”, имеющую равное и неотъемлемое право на полноценное духовное развитие. Ребенок – это уже личность, но “личность в самом начале”, и разгадку “ставшей личности” надо искать на ранних этапах ее развития, то есть в детстве»[1].
В школе растущий и взрослеющий человек находится в течение 10–11 лет. В стенах школы проходят самые яркие и потенциально богатые в плане развития периоды его жизни – школьное детство, отрочество, ранняя юность. Школа должна стать для ребенка счастливым местом, а учеба – желанной работой, источником получения положительных эмоций.
Школьник, конечно, должен учиться, но не должен и не может только учиться. Ему важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении его чувств и переживаний, интересов, личностного достоинства. Ему важно овладевать не только программными учебными знаниями, но и познанием смысла самой жизни, познанием сути человеческого существования, приобретать опыт человеческих отношений, чувств, увлечений, дружбы, любви и пр. Этому научить невозможно, но можно создавать такие психолого-педагогические условия, которые будут способствовать развитию человека как человека. Л. С. Выготский не случайно писал, что воспитывать значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети.
К сожалению, взрослые – и в семье, и в школе – не часто задумываются о том, что собою представляет внутренний мир ребенка, ради каких ценностей будет жить в будущем сегодняшний малыш, подросток, юноша, в чем будет находить или уже находит смысл своего существования, ощущение психологического благополучия.
В последние десятилетия проблема психологического благополучия человека всё чаще становится предметом психологических исследований и заботой практической психологии.
Радость, счастье, благополучие, удовлетворение, комфорт – понятия, относящиеся к субъективным переживаниям человеком процессов, происходящих в его жизни и определяющих состояние его психологического благополучия.
Но что радует человека, когда, от каких действий, явлений человек испытывает радость и ощущение психологического благополучия?
Немецкий философ и психолог Ф. Крюгер писал о том, что еще с древних времен известно – то, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его «сущность», его характер и индивидуальность. Эмоциональные переживания каким-то образом охватывают или пронизывают все прочие психические явления. В определенной мере «эмоциональное» дает нам знание о строении душевного, «внутреннего» мира в целом.
Чувства человека отражают его отношение к тем социальным и культурным ценностям, которые существуют в обществе, определяют и регулируют его взаимоотношение с окружающим миром. Эмоции являются своеобразными индикаторами; они указывают, насколько благополучно формируется то, что К. Д. Ушинский назвал строем человеческой души.
Психологическое благополучие непосредственно связано с субъективным ощущением удовлетворенности собой и собственной жизнью. В связи с этим вспомним отрывок из цикла «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: «По улице… мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движения веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь – довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Спешит ли он на любовное свидание? Или просто он хорошо позавтракал, и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? <…> Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого – и сам ей поверил»[2].
В данном случае человек испытывает чувство удовлетворенности собой не от положительных, а от отрицательных действий и явлений. Поэтому состояние его эмоционально-чувственной сферы можно назвать отрицательным, негативным, безнравственным, что может являться психологической основой таких качеств личности, как злорадство, вероломство, зависть, тщеславие, подлость и пр.
И появляются вопросы: как возникают позитивные эмоции, осознание и переживание благополучия? Когда переживание успехов другого воспринимается как переживание своих успехов? Что порождает альтруистическое побуждение, направленное на заботу о благополучии другого? Как развивается способность успешно решать возникающие на жизненном пути проблемы, принимая во внимание при этом не только личное благополучие, но и благополучие других людей? Что приносит ощущение счастья? Ответы на эти вопросы следует искать в пространстве проблем воспитания растущего человека.