Илья Басов - Психологическое сопровождение процесса умирания

Психологическое сопровождение процесса умирания
Название: Психологическое сопровождение процесса умирания
Автор:
Жанры: Социальная психология | Психологическая консультация | Возрастная психология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Психологическое сопровождение процесса умирания"

В учебно-методическом пособии представлен как процесс психологического сопровождения самого умирающего, так и его родственников. Труд включает в себя анализ экзистенциально-психологических аспектов смерти, её классификацию, практические следствия восприятия человеком смерти (рассмотрены пласты самоидентификации и та внутренняя работа, которая позволяет преодолеть пределы смерти) и затрагивает весь спектр непростых тем данного процесса от материальных до духовных. Работа наполнена жизненными примерами и представляет интерес и для специалистов, и для любого человека имеющего смелость осмыслить «закат».

Бесплатно читать онлайн Психологическое сопровождение процесса умирания


Экзистенциально-психологические аспекты смерти

В массовом сознании (и наша культура не исключение) тема смерти табуирована и представлена как нечто однозначно негативное, а к процессу умирания, скажем так, относятся без должного уважения. Вместе с тем, смерть есть неизбежная часть жизненного пути, и имеет огромный смысловой потенциал, многие из пластов которого будут представлены в данной главе.

Как отмечалось нами ранее1, отношение к смерти (распаковка её смыслов) в позднем возрасте является одной из главных экзистенциальных задач. Остановимся на ней подробнее.

С.А. Белорусов рассматривает глубинное и затаенное чувство страха смерти как то, что делает человека человеком, а его преодоление, встречу с ним, как путь к подлинной, осмысленной и полноценной жизни. Встреча с этим таящимся в душевных недрах страхом происходит всегда один на один, наука, культура, идеология, «глубокомысленные» рассуждения не могут спасти и помочь.

Как полагает Белорусов, мир бежит от смысла жизни и смерти в «бессмысленное механическое ускорение с полным притуплением чувства духовного голода»2, превращая ее в проблему, а не таинство, каковой она является. Выдающийся философ М. Хайдегер писал о мистическом смысле смерти: «Смерть вызывает тревогу, потому что затрагивает самую суть нашего бытия. Но, благодаря этому, происходит глубокое осознание себя. Смерть делает нас личностями»3.

Белорусов различает три вида смерти:

–биологическая (прекращение физиологических функций организма);

–социальная (утрата места в обществе);

–духовная (сознательное отвержение себя, мира и Бога).

Разрыв привычных связей (когда отделяются наши способности, здоровье, дети, коллеги, друзья) во взрослой взрослости глубоко ранит, но освобождает человека для внутреннего роста, и встреча со смертью (когда уходят любимые и дорогие люди) вырывает из пучины обыденности, заставляет задуматься о жизни, её истинных тайнах (например, антиномичность истины духовной сферы), приблизиться к своей истинной сути (набирает силу то, что не подвержено смерти).

В. Франкл писал о том, что человек должен быть открыт всему, что ждет его на пути, а без страдания и смерти жизнь не полна, ущербна. Белорусов пишет, что осознанное принятие факта собственной конечности есть критерий духовной зрелости, открывающий четыре смысла смерти:

1. она смиряет человека, освобождая от гордыни и устанавливая диалог с миром и Богом;

2. облагораживает жизнь, не позволяя утонуть (потерять себя) в суете, учит принимать все дары бытия (которые могут быть и условно негативными: неудача, болезнь, одиночество и т.д.);

3. смерть объединяет, дает возможность осознать глубинную причастность к человечеству и позволяет подвести итоги, раскрывает подлинные, не подверженные тлению смыслы жизни. Как писал В. Франкл, положивший поиск смыла жизни человеком в основу психотерапии: «В жизни человек всегда в процессе, в становлении. В каждую минуту о нем можно только сказать, что он «был», он уже не такой, как мгновение назад. Только в момент смерти он «есть». Он есть то, кем он был в этой жизни»4;

4. «Смысл смерти – в ее преодолении. Смерть преодолевается любовью»5. Этот смысл Белорусов считает основным, т.о. подчеркивая, что трансцендентные смыслы жизни выводят человека к истинной зрелости, благу, преодолевая саму смерть.

Индивидуальное отношение к смерти, её понимание и степень принятия, во многом определяет отношение к старению. Вхождение в последний из возрастов может быть негативным (страх, «игра в прятки» со смертью, бегство от старости, самообман) и позитивным (смирение с фактом усталости от жизни, принятие завершенности, отпускание жизни, отказ обременять её и себя долженствованием, удаление от суеты повседневности). При негативном сценарии старения человек направляет энергию во внешний мир, доказывая свою нужность, пытаясь приспособится к быстрому ритму жизни, в изводящей погоне за молодостью исчерпывает ресурсы, приходя к чувству безнадежности, отчаяния, беспомощности. И напротив, при позитивном сценарии человек осознаёт саму жизнь как надличностное экзистенциальное благо, не требующее ушедшей социальной востребованности и активности. «Благо старости… состоит в том, что старость помогает человеку хотя бы в последние годы жизни освободиться от своей нужности… Экзистенциальные возможности старости лежат не в плоскости «гонки за временем», а в особой близости стариков к вечности… Они нужны как раз тем, что они не с нами»6.

В исследовании пожилого возраста и старости Г.Абрамовой можно выделить три взаимосвязанных, переплетаемых друг с другом экзистенциальных задачи. Вместе с подведением итогов (смысла прожитых лет), которая окрашивает чувствами дни и дни, идёт задача ожидания смерти, боясь которой (сознательно или бессознательно) человек подводит нравственный итог своей жизни, и «умение сказать жизни «прощай» без отчаяния и ужаса, с чувством законченного дела – это еще одна встреча человека с его собственной экзистенциальностью, встреча, которая есть великое таинство»7.

Сам процесс старения (и умирания8), как считает Н.Ф. Шахматов, связан в первую очередь со снижением физических возможностей, а старость (и смерть9) отражается в сознании пожилого человека как преимущественно физический недуг. Однако по мере старения отношение к физическому состоянию ощутимо разнится: от истощающих переживаний по поводу здоровья, до терпимого или безразличного отношения к физическим недугам. Такое отражение, к времени позднего возраста, находит, по Н.Ф. Шахматову, принятие или непринятие старческого бытия (умирания). Во внутреннем плане, в гармоничном (положительном) варианте развития старости, человек приходит к созерцательной, спокойной, самодостаточной жизненной позиции путем пересмотра рожденных в прошлых возрастах жизненных установок, взглядов, ценностей и смыслов. Именно такая позиция, рожденная в результате активной творческой работы, приносит с собой удовлетворенность настоящим и самим собой. «Отношение к собственному старению – активный элемент психической жизни человека в позднем возрасте. По сути это тот принцип, по которому можно разграничить благоприятные и неблагоприятные формы психического старения. Хорошее здоровье, умеренный характер возрастных изменений, сохранение деятельного образа жизни, наличие семьи, материального достатка, так же, как и прошлые заслуги, награды, звания, не являются залогом осознания старости как интересного, полноценного периода жизни»; равно как и осмысления тайны смерти, подготовки к ней. «И при наличии всего перечисленного человек в период поздней взрослости и старости может считать себя ущербным, обделенным, больным, убогим и несчастным», а свою смерть воспринимать как пугающую, разделяющую, бессмысленную, ставящую окончательную точку (безысходность и отсутствие возможности её преодоления). «Принятие собственного старения (а значит и смерти) есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей»


С этой книгой читают
В публикации освещены следующие вопросы: актуальность экзистенциального подхода к изучению периода взрослости; психологическое содержание взрослости и её смысловой составляющей; кризисы взрослости и пути их разрешения; варианты решения актуальных проблемы в период взрослости и помогающие в этом «философские позиции»; а так же представлен холистический подход к устройству личности и первые шаги по его применению в практике терапии психических откл
В сборнике рассматривается актуальность экзистенциального подхода в психологическом сопровождении людей позднего возраста; раскрывается экзистенциально-психологическое содержание и экзистенциальные задачи данного возрастного этапа, «кризиса старения», а также взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия; представлена программа психологического сопровождения проживания престарелых и инвалидов в доме-интернате на основе экзистенциального п
В книге представлено готовое диссертационное исследование (включая теоретическую и эмпирическую части), успешно завершенное в 2019 году и посвященное изучению смысловой сферы личности, являющиеся в настоящее время одним из наиболее актуальных направлений в современной психологической науке.В работе показана взаимосвязь смысла жизни, его категорий, исполненности и уровня субъективного благополучия. Также впервые в анализе экзистенциально-психологи
В сборнике рассматривается актуальность экзистенциального подхода в психологическом сопровождении людей позднего возраста; раскрывается экзистенциально-психологическое содержание и экзистенциальные задачи данного возрастного этапа, «кризиса старения»; результаты исследования взаимосвязи смысла жизни и счастья; представлена программа психологического сопровождения проживания престарелых и инвалидов в доме-интернате на основе экзистенциального подх
В эпоху стремительного научно-технического прогресса нейросети и искусственный интеллект становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Читатели узнают о том, как нейросети помогают в обучении, делая его более адаптивным и персонализированным, а также о том, как они формируют новые общественные нормы и ценности. Авторы анализа исследуют влияние искусственного интеллекта на систему – абстрактное понятие, охватывающее отношения людей и структуру общес
Терроризм не просто ужасное зло, это – одна из самых сложных проблем современности, решение которой человечеству еще предстоит найти. Джон Хорган, признанный эксперт в области психологии терроризма, в своей книге описывает механизмы, которые приводят обычных людей на путь насильственного экстремизма. Их действия зачастую продиктованы разрушительной идеологией, которая оправдывает применение насилия во имя больших целей, однако мотивация террорист
Эта книга – ваш путеводитель в создании уникального предложения для успешного продвижения психологических услуг. Вы узнаете, как найти и раскрыть ценность своей работы, чтобы привлекать клиентов, уверенно назначать достойную цену и не бояться её озвучивать. В книге собраны простые техники и работающие стратегии для того, чтобы понять свои сильные стороны, научиться их выгодно показывать и грамотно обосновывать стоимость. Подходит для психологов,
Главная героиня не может справиться со своими проблемами и решает уехать в деревню, но по дороге встречает тварь, все оборачивается для девочки очень необычно.
Что можно противопоставить системе в 16 лет? Можно соврешить пару диггерских вылазок в охраняемые подеземелья Москвы. Можно найти там чемодан с наркотой и можно даже его заныкать, чтобы насолить врагам. Но все это – детские шалости по сравнению в надвигающейся катастрофой… Кто кроется во тьме? Генетические уроды, мутанты и людоеды. Но даже на краю гибели стоит вспомнить заповедь: даже в 16 лет умереть «за други своя» – это честь.
В прошлом – сварщик пятого разряда, в настоящем – преподаватель английского языка. В будущем фотостокер. Я уделил более 6 тысяч часов сварочному делу и более 4,5 тысяч преподаванию, около тысячи фотографии. Свои первые деньги я заработал в 8 лет. А свой первый урок провел в 17. Помню, тогда я сильно волновался: пот лился как из ведра, голос дрожал. Зато я получил бесценный опыт, который помог мне открыть языковую школу. Мне есть чем поделиться.Пр
– От кого ты спряталась? – Он провел кончиком пальца по моему обнаженному плечу, волна мурашек пробежала по телу.Сильнее сжала бокал, который держала в руке, казалось, тонкое стекло сейчас лопнет.Мужчина стоял позади меня. Я сбежала в пустую комнату с шумной вечеринки, но он последовал за мной. Я этого не хотела! Надеялась, что он меня не заметит.Я хотела спрятаться! Нам нельзя с ним встречаться, нельзя общаться, во всяком случае, в такой обстано
Пятая книга из серии детективных романов о сыщике Максе Вундерлихе. К Максу приходит девяностолетний клиент. Он обращается к сыщику с неожиданной просьбой, которая, на первый взгляд, не имеет ничего общего с криминалом. Тем не менее рассказанная стариком история показалась сыщику соблазнительной для расследования. Начало истории уходит корнями во вторую мировую. Выслушав рассказ старика до конца, Макс понимает, что информация, весьма вероятно, ка