1.1. Мы плохо понимаем, что происходит
Здравствуй, современный человек!
Я рад приветствовать тебя и поздравить с тем, в какое удивительное время ты живёшь, – в расцвет современной цивилизации. Окружающий мир наполнен технологиями, которые ещё тридцать лет назад казались чем-то немыслимым. В порядке вещей стало свободно путешествовать по миру, с лёгкостью общаться с теми, кто находится на другом краю Земли, наконец, иметь хорошую машину. Дома наполнены электроникой, призванной облегчить нам жизнь: стиральные и посудомоечные машины, роботы-пылесосы, мультиварки, умные устройства – всё это экономит колоссальное количество времени, позволяя распоряжаться им по собственному усмотрению. Причём всё это доступно большинству, тогда как основную часть своей истории человечество было озабочено лишь проблемами пропитания, сохранения здоровья и защиты от нападения, просто чтобы выжить. Такую свободу действий и комфорта, какую мы имеем сейчас, прежде трудно было даже представить.
Те же условные тридцать лет назад мужчины дарили своим женщинам на праздник наборы посуды, мелкую бытовую технику, и это считалось хорошим подарком. Дети передаривали друг другу прочитанные книги, и это никого не удивляло. Сейчас бытовая техника перешла в разряд рядовых покупок, которые не привязываются к праздникам: надо – пошли и купили. А вот придумать, чего бы «этакого» подарить ребёнку, иногда становится целой проблемой.
Хочется закричать: «Да здравствует общество потребления!» – а потом сесть и помечтать о ещё более светлом будущем, которое нас ждёт: скоро же «придёт искусственный интеллект», и тогда жизнь станет раем.
Но так ли всё хорошо, как кажется на первый взгляд?
Давайте взглянем на себя со стороны и честно оценим результаты, которых мы достигли. Стал ли человек более счастливым, заполучив материальные блага в «лёгкий доступ»? Как изменилась наша жизнь, если не учитывать расширившиеся возможности и уровень бытового комфорта? Многие, наверное, ответят, что смотреть-то особо не на что: практически всё есть, вот ещё бы докупить то и это и обязательно отдохнуть в тёплых странах! Но я не могу согласиться с таким, увы, очень односторонним взглядом. Предлагаю отвлечься от внешнего и рассмотреть, как за это время изменились взаимоотношения людей.
И что мы увидим? Что в области взаимоотношений, оказывается, достижений и нет, можно сказать, наоборот – деградация. Тут статистика не нужна, достаточно вспомнить, как жили люди прошлого поколения, и сравнить с положением дел сейчас. То, к чему мы пришли, не просто неприятно удивляет, а попросту шокирует. Вместе с уровнем комфорта в разы увеличилась разобщённость общества. Мы стали более жестокими, злыми, агрессивными, эгоистичными. Уровень взаимопонимания, уважения заметно упал. Люди нередко готовы уничтожить друг друга из-за какой-нибудь мелочи. Стоит только почитать сводку происшествий, чтобы увидеть картину нашей с вами повседневной жизни: перестрелка между автовладельцами из-за того, что кто-то кому-то не уступил дорогу; война учителей с учениками; детская жестокость – и жестокость по отношению к маленьким детям. Не просто неуважение, а презрение к старшим. Так было всегда? Отчасти, возможно, и было, но точно не в таких масштабах. Наше общество медленно погружается в хаос, и чем дальше, тем труднее это не замечать.
Ещё один показательный симптом – нарастающее количество одиноких людей. Мы теряем способность уживаться друг с другом. Притчей во языцех стали общества умных, красивых и… одиноких. Это касается и мужчин, и женщин. Я учился в школе в 1990-х годах, и тогда неполная семья была редкостью; сейчас же всё наоборот. Мужчина и женщина, живущие в первом браке длительное время и имеющие детей, – вот это редкость. Ладно, взрослые есть взрослые; но все эти разводы и выяснения отношений задевают и детей. Они растут в неполной семье или лишены полноценного общения с одним из родителей. И это беда. Она тихая, для многих незаметная, но у неё тоже будут последствия, только лет через двадцать, когда эти дети вырастут и попытаются создать свои семьи.
Вот, казалось бы, парадокс: с одной стороны, быт упростился, домашние обязанности сузились до функции включения-выключения гаджетов. Посуда моется, одежда стирается, полы чистятся автоматически. У женщин возможностей следить за собой хоть отбавляй. (Не пора ли «притормозить»? А то ведь мания «самотюнингования» нередко начинает переходить границы разумного.) А количество что мужчин, что женщин, настроенных на создание семьи и воспитание детей, особо не растёт. Почему?
Конечно, всё можно списать на обстоятельства. Ведь в каждом конкретном случае найдутся, казалось бы, объективные причины того, почему он или она до сих пор одиноки. Но предлагаю посмотреть на эти явления системно.
Да, каждый индивидуальный случай – это всего лишь событие; но, когда событий много и они длятся во времени, они становятся процессом, а когда процесс затрагивает большое число людей внутри общества, то его можно назвать социально значимым.
Для примера возьмём случай из медицины. Допустим, есть человек, и он кашляет один раз в сутки. Мелочь, недостойная внимания, на организме это никак не скажется. А если он будет кашлять раз в час? Ну, это вызовет определённую тревогу, вряд ли сильную. А если каждые десять секунд? Стоп. Вот это уже не событие, не случайность, это – процесс, который может представлять угрозу для всего организма.
А что, если посмотреть на наше общество с точки зрения поиска и анализа происходящих в нём значимых процессов? Не задумывались? Это уже совсем другой уровень осознания всего, что происходит с нами, как со страной, так и с человечеством в целом. Мне кажется, мы вообще на себя полноценно с этой стороны никогда не смотрели. Ведь вышеперечисленные факторы: одиночество, жестокость и прочее – лишь симптомы какого-то одного процесса. Сколько их всего, мы даже не представляем. А между тем они происходят здесь и сейчас и чреваты определёнными последствиями для всех нас. Ю. В. Андропову приписывают фразу: «Мы не знаем общества, в котором живём». Вы думаете, что-то изменилось? По моему мнению, мысль актуальна как никогда, и не только для России.
Конечно, было бы неверным однозначно заявлять, что мы вообще ничего не делаем. Есть примеры осознания проблем и борьбы, например с наркоманией или игровой зависимостью, но это капля в море. Одно дело – проблемы наглядные и потому достаточно простые для понимания; но как быть, скажем, с отрицательной динамикой демографии? Ведь рождаемость – это, несомненно, сложный социально значимый процесс, который надо бы развивать, а у нас нет даже единого мнения на этот счёт. Различные формы поддержки семей через социальные программы, конечно, хороши, но малоэффективны.